Урок по теме: "Части речи". Русский язык. 3 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Быкова  Ольга  Валерьевна

Урок русского языка по теме:  "Части речи. Повторение". 3 класс Канакина В.П.,Горецкий В.Г. Школа России

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.

 Цель урока:

  1. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков.
  2. Активизация учебно-познавательной  деятельности  учащихся  по предмету.

Задачи урока:

1. Обобщить  знания о частях речи (им. существительном, им. прилагательном, глаголе). Закреплять умение распознавать части речи.

2.Отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.

3.Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.

4. Развивать умения применять знания в различных ситуациях (работа в парах, группах).

5. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского  языка.                                                           Класс:  3

Тема урока:  "Части  речи. Повторение"

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала.

 Цель урока:

  1. Повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, выработка соответствующих умений и навыков.
  2. Активизация учебно-познавательной  деятельности  учащихся  по предмету.

Задачи урока:

1. Обобщить  знания о частях речи (им. существительном, им. прилагательном, глаголе).

Закреплять умение распознавать части речи.

2.Отрабатывать умение ставить вопросы к разным частям речи, определять грамматические признаки.

3.Развивать мыслительную деятельность учащихся: умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать мышление, воображение, внимание.

4. Развивать умения применять знания в различных ситуациях (работа в парах, группах).

5. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

Оборудование:  учебник “Русский язык» Канакина В.П. 3 кл, 2 ч., рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный  проектор, презентация Power Point, цветные фломастеры , карточки для парной и групповой работы..

Ход урока 1.Организационный этап. 

1. Оргмомент.

Проверка  готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

- Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

- Откройте тетради, запишите дату и «Классная работа».

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Прочитайте пословицу.       Грамоте  учиться  –  всегда  пригодится.

– Объясните смысл данной пословицы. Для чего нужно быть грамотным?
– Каким должен быть грамотный ученик?

- Кто сможет объяснить, почему в слове «УЧИТЬСЯ» пишется Ь, а в слове «ПРИГОДИТСЯ» не пишется?

– Запишите пословицу в тетрадь и умело используйте её в своей речи.

3. Актуализация знаний учащихся.  Словарно-орфографическая  работа.

-Сегодня мы начинаем повторять и обобщать изученный за год  материал. Определить тему урока вы сможете,  выполнив первое задание.

На экране слова:

Б_РЁЗА,   ПРИШ_Л,   Ж_ЛТЫЙ,  К_РТИНА,   Д_ЖУРИТЬ,   Х_РОШИЙ, Ж_ЛАТЬ,   Т_ВАРИЩ,  СТ_ЛИЧНЫЙ

-Что общего у этих слов?    (Словарные слова, непроверяемая орфограмма, которую нужно запомнить).

- Какие орфограммы напишите в этих словах?    (фронтальная работа, дети называют орфограммы)

-На какие три группы можно разделить эти слова?  (Существ., прилаг., глаг.)

-Запишите слова в три столбика, вставив пропущенные орфограммы.

Самостоятельная работа. Самопроверка. О результатах самопроверки дети сигнализируют  цветными  карточками.

На экране слова:

им. существ.               им. прилаг.              глаголы

 берёза                          жёлтый                    пришёл

 картина                        хороший                   дежурить

 товарищ                       столичный                желать

4. Постановка  темы и учебных задач урока.

- Чем  являются  данные  слова  в  русском  языке? Кто  может  сформулировать  тему  урока?  (ЧАСТИ РЕЧИ)

- Запишите тему  урока. Давайте определим   учебные  задачи нашего урока.

 Дети  с помощью учителя формулируют  учебные  задачи, продолжая фразы:

1. Повторить и обобщить …  (знания о частях речи)

2. Отработать  умение …  (различать части речи)

3. Правильно  употреблять …   (в  устной и письмен. речи)

Учитель записывает на доске.

5. Работа по теме урока. Обобщение знаний о частях речи.

а)  Работа по учебнику. Стр.131 №237 таблица «Части речи».

- Рассмотрите таблицу, прочитайте сведения.

- На какие 2 группы делятся все части речи?   (самостоятельные и служебные)

- Назовите самостоятельные  части речи. Приведите примеры.

- Назовите служебные части речи. Приведите примеры.

- Как вы думаете,  для чего нужны самостоятельные части речи?  (они называют предметы, признаки, действия, числа) 

- А служебные?  (Служат для связи  самостоят. частей речи)

б)  Обобщение знаний о частях речи. Работа в группах малого состава.

Каждая группа работает с одной частью речи.

Дети получают задание вспомнить всё, что им известно о частях речи, заполнить таблицы.

Имена    существительные

обозначают

отвечают

на  вопросы

бывают

изменяется  по

Например:

Имена    прилагательные

обозначают

отвечают

на  вопросы

с какой частью речи связаны

изменяется  по

Например:

Глаголы

обозначают

отвечают

на  вопросы

с какими  частями речи  связаны

изменяется  по

Например:

По окончании работы, группы  представляют свою работу, оценивают её, таблицы размещают на доске.

в) Упражнение  в  распознавании  частей  речи. Работа  у  доски.

Учебник, стр. 132,  № 240

- Прочитайте стихотворение выразительно. О каком времени года говорится в стихотворении?

По каким признакам вы это определили? Как вы понимаете значение слов «повеяло», «заливается»?  (ответы детей)

- Спишите стихотворение, над словами подпишите известные части речи.

Взаимопроверка. О результатах взаимопроверки дети сигнализируют  цветными  карточками.

6. Физминутка.        Как живешь? – Вот так!

  • Как идешь? – Вот так!
  • А шалишь? – Вот так!
  • Ночью спишь? – Вот так!
  • Как берешь? - Вот так!
  • А даешь? – Вот так!
  • А грозишь? – Вот так!
  • А молчишь? – Вот так!

7.   Продолжение работы по теме урока.

а) Упражнение в согласовании частей речи.  Работа  в  парах.

- Вы уже доказали, что части речи связаны между собой и согласуются в речи. Предлагаю вам составить предложения из данных слов, употребив  их в нужной форме.

1. Стоять,  деньки,  тёплый.  2. Ребята,  сад, в,  идти.  3.Там , и,  яблони, цвести,  вишни. 4.  Аромат,  нежный,  наполнять, сад. 5. Над, цветы,  пчёлы,  кружить, заботливые.

- Ребята, образуют ли эти предложения текст? Докажите. (В тексте 2 и более предложений, общая тема,  они связаны между собой по смыслу), Озаглавьте текст. Разберите последнее предложение  по членам и укажите над словами части речи.

- Прочитайте первое предложение. Определите,  в каком числе употреблены все слова в этом предложении?    (во множ. числе)

-Назовите глаголы во втором и третьем предложениях. Определите время глаголов.

- Прочитайте четвёртое предложение. Найдите словосочетание СУЩ. + ПРИЛ. Определите  число и род.  (ед. число, муж. род)  Что вы можете сказать грамматических признаках имён существительных  и  прилагательных?

- Разберите последнее предложение  по членам и укажите над словами части речи.– Какими членами предложения может быть имя существительное, имя прилагательное, глагол?

б) Подбор  однокоренных  слов  разных  частей  речи.   (РЕЗЕРВ)

На  экране слова:

Шум –

Веселье –

Работа –

- Какой частью речи являются данные слова? Подберите однокоренные прилагательные и глаголы.

Самостоятельная работа учащихся.

- Кому нужна помощь? Кто хочет помочь?  (Справившиеся с заданием помогают тем, кто затрудняется)  

Фронтальная  проверка.

8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.  Работа  с  тестом. (графический  диктант, ответы  ДА  «+»,   НЕТ  «–» )  

– Какие учебные задачи вы ставили перед собой в начале урока? Как вы считаете, выполнили поставленные  задачи? Назовите признаки имён существ.,  имён  прилаг., глаголов.

– Проверить свои знания вы сможете, выполнив тест.  Постарайтесь хорошо выполнить тестовую работу.

Дети  выполняют  тест.

  1. Имя существительное обозначает предмет. (да)
  2. Имя прилагательное обозначает действие предмета? (нет)
  3. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? (Да)
  4. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (да)
  5. Глаголы  обозначают признак предмета. (нет)
  6. Имена существительные изменяются по числам и падежам. (да)
  7. Имена  прилагательные изменяются  по временам. (нет)
  8. В  предложении  подлежащее выражено глаголом. (нет)
  9. Имена прилагательные грамматически связаны с  существительными.  (да)
  10. В предложении  существительное может быть как главным, так  и второстепенным  членом предложения? (Да)

Самопроверка по ключу.  Самооценка. Критерии на экране.

Ключ:    +  –  +  +  –  +  –  –  +  +

Критерии    «5» ---   нет ошибок

                      «4» ---  1-2 ошибки

                      «3» ---  3-5 ошибок

9.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

  •  На  уроке  я  узнал(а)  …
  •  я  научился/научилась  …
  •  мне  было  сложно  …
  •  сегодня  мне  удалось  …
  •  мне  было  интересно  …
  •  к  сожалению, я  не  смог(ла)…

10. Информирование о домашнем задании.

 Д/з  по выбору:

1.Р.Т. стр. 76, №174

                или

2. Подготовить мини-сообщение о служебных частях речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку "Школа России" Велижанина Т.Г.

 Обобщающий урок.Безударные окончания имен прилагательных.Цель:образовательные: обобщение знаний о безударных окончаниях имен прилагательных, формировать умение ставить вопросы к именам пр...

Презентация для урока во 2 классе русский язык по программе "Школа России" . "Зачёт по теме "Имя существительное"

Закрепление изученного об имени существительном. Проверка знаний. Умение находить существительные среди ряда слов,знать какие имена существительные одушевлённые ,а какие неодушевлённые,изменение имён ...

Урок русского языка "Школа России 4 класс".

На данном уроке совершенствуется умение учащимися писать падежные окончания имен существительных трех склонений....

Конспект открытого урока по русскому языку Школа России . Тема: Части речи.

урок повторение изученого материала о частях речи для 2ого класса ....

Презентация Словарная работа на уроках русского языка. Школа России

Презентация Словарная работа на уроках русского языка. Цель: научить ребёнка писать слова без ошибок и сделать интересным и познавательным процесс изучения словарных слов....