Применение изученных правил правописания
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Румянцева Надежда Борисовна

Урок русского языка по теме: "Применение изученных правил правописания" для 1 класса.

 

Цели:

- развивать умение находить в тексте слова, требующие проверки (развитие орфографической зоркости);

- развивать умение подбирать проверочное слово, соотносить проверочное и проверяемое слова;

- развивать умение применять правила при написании слов;

- развитие логического мышления;

- формировать умения договариваться, общаться;

- воспитывать интерес к урокам русского языка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка      1 Б класс

Применение изученных правил правописания

1 класс

Учитель: Румянцева Надежда Борисовна

МБОУ г. Мурманска СОШ №23

Цели:

  • развивать умение находить в тексте слова, требующие проверки (развитие орфографической зоркости);
  • развивать умение подбирать проверочное слово, соотносить проверочное и проверяемое слова;
  • развивать умение применять правила при написании слов;
  • развитие логического мышления;
  • формировать умения договариваться, общаться;
  • воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: компьютор, интерактивная доска, презентация.

Формируемые УУД:

Предметные УУД: повторить изученные правила правописания.

Познавательные УУД: общеучебные – работают с информацией; логические – различают  произношение и написание слов, анализируют слова, умеют находить и исправлять ошибки.      

Регулятивные УУД: определяют цель деятельности на уроке и составляют план; действуют по плану; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций, вносят необходимые коррективы в работу.

Коммуникативные УУД: строят устное высказывание на заданную тему, комментируют ответы других учащихся; приходят к общему мнению на основе выбора удачного варианта решения коммуникативной задачи.

Личностные УУД: умеют слушать собеседника, стремятся его понять; проявляют инициативу в процессе учебной деятельности; ориентируются на понимание причин успеха в усвоении знаний и оперативных действий; обнаруживают настойчивость в преодолении трудностей.


Ход урока.

1. Организационный момент.

-К нам на урок пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь.

Мы начинаем наш урок.

Я вижу: любознательные в классе дети,

Хотят знать обо всем на свете.

2. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока

-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну Знаний, путешествие будет трудным, но интересным. Справиться с трудностями помогут знания, которые вы приобрели на уроках.

-Прочитайте тему урока: Применение изученных правил правописания

Цели урока:

  •  учиться применять правила при написании слов
  • развивать внимание

.

учитель

в тетради

I. Чистописание.

-На минутке чистописания мы будем писать букву, которая встречается в каждом слове, записанном на доске.

Прочитайте слова:

 Лыжи, стужа,  жаба, морж .

-Какая это буква? (Ж)

-Какой звук обозначает эта буква?   [ж]

-Дайте характеристику звуку   [ж] (согласный, твердый, парный звонкий)

II.  Работа по теме урока.
Показать написание на интерактивной доске   Жж.

-В каких случаях пишем заглавную букву? (в начале предложения, в именах собственных)

-Какое правило мы знаем с этой буквой? (ЖИ)

Ж  ж     жж    жи

Запишите слова в тетрадь, выделите орфограммы (учитель записывает на доске)

Лыжи (жи)

(слова пишем по-одному, объясняем орфограммы)

-Произнесем слово МОРЖ. Какой звук слышится на конце слова?  

- Слышим звук  [ш], а пишем букву Ж. Докажите. (нужно поставить слово во множественное число

 МОРЖ - МОРЖИ)

                                        [ш]

Лыжи, стужа,  жаба, морж - моржи.

-Выделим гласные буквы, разделить слова на слоги, поставить ударение

Лыжи, стужа,  жаба, морж - моржи.

-Какое слово лишнее? (морж – односложное)

-Какое из написанных слов многозначное, объясните (морж)

Обратимся к толклвому словарю Ожегова.

Толковый словарь Ожегова:

МОРЖ

1. Крупное ластоногое морское северное млекопитающее с длинными клыками и усатой мордой.

 2. Человек, занимающийся плаванием зимой в открытых водоемах.

Составление словосочетания.-

-Предлагаю «расшифровать»  слова,   расставив   цифры, указанные под   буквами по порядку.

- прочитать   получившееся   слова .

девочки:              мальчики:

з ь ж н и         р е с в е

3 5 1 4 2         5 2 1 3 4

 (жизнь)          (север)        

Какие орфограммы встретились в жизнь?

Подберем однокоренные слова к слову север. Для этого выполним задания:

1) Назовите природное явление необычайной красоты, сверкающее многоцветие на небосводе

северное сияние

2)Слово рассыпалось, соберите слово и вы узнаете как называют людей живущих на севере.

нин  се  ря   ве (северянин)

 -Выделим общую часть у этих слов.

 

Жизнь, север, северное сияние, северянин.

Составьте словосочетание с предложенными  словами:

на, Север, жизнь

Выделяем орфограммы.-Обратите внимание, что слово Север мы написали с большой заглавной буквы. Почему ? (географическое расположение - территория)

(с маленькой буквы пишем название стран света, направления в пространстве: восток, запад, север, юг, северо-запад, юго-восток)

Жизнь на Севере.

Добавьте  к словосочетанию местоимение я и составьте предложение.

Выделяем границы предложения. Орфограммы.

Я живу на Севере/

А трудно жить на Севере?

-Какие погодные явления характерные для нашего края.

 «Погодные явления».

Давайте выберем  погодные явления, характерных для Севера.

На доске слова: оттепель, вьюга, изморозь, гололёд, снегопад, метель, мороз, холод.

1) Низкая температура воздуха (холод).

2) Синоним слову холод  (мороз).

3) Слово с орфограммой «мягкий разделительный знак» (вьюга)

4) В этом слове 8 букв и 7 звуков (изморозь)

5)В этом слове 6 букв, 5 звуков, ударение падает на 2 слог на гласную е (метель)

6) Слой льда на поверхности земли или на предметах, образовавшийся после замерзания капель дождя, мороси; время, когда образуется такой слой льда (гололед).

7)В этом слове удвоенная согласная (оттепель)

 -Орфограммы.

-Выделить общую часть (корень) в словах мороз, изморозь.

Холод, мороз, вьюга, изморозь, метель, гололед, оттепель.

От слов жизнь, живёт произошло слово животное. Назовите представителей животного мира Кольского п-ва ?

(на экране)

            Отгадайте загадку:

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине  
Он появиться опять.  
(Снегирь)

Работа с текстом:

Озаглавить текст, списать текс, вставить орфограммы.

Снегирь – маленькая птичка, похожая на воробья. У самцов грудка красного цвета. Голова,  клюв и хвост черные.  На крыльях  светлые полосы. Живёт снегирь в лесах.

III. Выводы. Итоги урока.

-Что было необычным на уроке?

-Чему мы научились, что нового узнали?

 Учащиеся отвечают с опорой на слова:

-узнали много нового о….

-научились писать…..

-воспитывали чувство…

Читает подготовленный ученик:

Если гласный вызвал сомнение,

Ставь его под ударение.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной!

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг!

Звук согласный проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Подбирай такое слово,

Чтобы звук явился снова.

Никуда не потерялся,

А на месте бы остался.

V. Рефлексия.

Жизнь на Севере во многом зависит от погодных условий.

Голубой цвет (цвет воды, снега, льда)  - ассоциируется со временем наступления холодов, наступлением зимы. Символ -  снежинка – сложности на уроке.

Красный цвет (цвет солнца) – время долгожданного тепла, наступлением лета. Символ – солнце – чувство комфорта на уроке.

Какие у вас возникли ощущения в конце урока, соотнесите их с одним из символов (снежинкой или солнцем).

Источники:

1.https://givotniymir.ru/snegir-opisanie-i-osobennosti-snegirya/

2.https://books.google.ru/books?id=X8eEDwAAQBAJ&pg=PA66&lpg=PA66&dq

3.https://www.google.com/search?q=погодные+явления&rlz=1C1GGRV


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс, посвященный проблеме применения здоровье-развивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемые ударением»

Предмет: письмо и развитие речиТема: Применение здоровье-развивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. при изучении темы: «Правописание безударных гласных в корне слова непроверяемых ударением»Це...

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе: «Гармония» Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»

Открытый урок русского языка во 2 классепо программе: «Гармония»Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»...

Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....

Конспект урока русского языка "Применение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу". 3 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Школа России" "Применение правил сочетаний жи-ши, ча-ща,чу-щу"....

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

Урок русского языка по теме "Применение изученных правил письма"

Класс: 1УМК "Гармония"Продолжительность урока: 45 минутТип урока: повторение изученного материалаФорма урока: комбинированнаяИспользуемые технологии: проблемное обучение, игровая форма, проектна...

Повторение изученных правил правописания

Повторение изученных правил правописания на уроке русского языка...