Технологическая карта открытого урока по теме "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Власова Галина Вениаминовна

Цели данного урока:

1.Ознакомить с понятиями "фразеологизмы", "фразеологический оборот";

2.Развивать способности употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;

3.Содействовать воспитанию интереса к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_dlya_sayta_portal.docx330.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов»

Технологическая карта

Русский язык

4 класс

                                                                                                               

УМК

«Школа России»

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема урока

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Тип урока

Освоение новых знаний

Цель урока:

Задачи урока:

  • Создать условия для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствовать умения объяснять значения фразеологических оборотов

  • образовательная: ознакомление с понятием «фразеологизмы», «фразеологический оборот»

  • развивающая: способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты;
  • воспитательная:  содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные результаты

  • Познакомятся с понятием «фразеологизмы»;
  • Научатся объяснять значения фразеологических оборотов; употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; безошибочно списывать текст с доски и учебника; пользоваться словарями; находить в тексте многозначные слова и омонимы; подбирать синонимы и антонимы
  • Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм)
  • коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и уважительное отношение к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке - владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Оборудование

  • учебник «Русский язык 4 класс», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
  • Электронное приложение «Русский язык 4 класс» к учебнику
  • проектор, компьютер, электронная доска.

Технологии

Проблемное обучение, здоровьесбережение, дифференцированное обучение.

Методы и приемы

Беседа, фронтальный опрос, использование наглядных пособий, письменные упражнения

   

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогичес

кие задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствовать умения объяснять значения фразеологических оборотов; способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «фразеологизмы»; научатся объяснять значения фразеологических оборотов; употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; безошибочно списывать текст с доски и учебника; пользоваться словарями; находить в тексте многозначные слова и омонимы; подбирать синонимы и антонимы

Метапредмет

ные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и уважительное отношение к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех!

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Какие словари русского языка вы знаете? Для чего необходимы словари?

– Прочитайте отрывок из стихотворения Я. Козловского в задании 70. Назовите омонимы. Объясните, что обозначают эти слова.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Называют омонимы. Объясняют значения слов-омонимов.

(См. РМ, Приложение 1.)

Выделять существенную информацию

из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте слова и назовите одинаковый звук.

Гусли, гитара, гармонь, горн.

– Сегодня будем работать над написанием букв «Г», «г».

– Спишите, продолжив закономерность.

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Подчеркните орфограммы.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания. Списывают пословицу, подчеркивают орфограммы.

гг Г ггг Г гггг Г

Глядит лисой, а пахнет волком.


Продолжение табл.

1

2

3

4

с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте кроссворд и прочитайте новое словарное слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

2. На репье он очень ловко 

Треплет цепкие головки, 

Сыплет семечки на пол 

Птичка бойкая … (щегол).

3. На лугу она живет

И всё время спать зовет!

– Пить-пирю, спать пора!

Так до самого утра!

Кто такую птичку знает?

Кто загадку отгадает? (Перепёлка.)

Отгадывают кроссворд. Читают ключевое слово.

1 В

О

Р

О

Б

Е

Й

2 Щ

Е

Г

О

Л

3 П

Е

Р

Е

П

Ё

Л

К

А


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики.

– Подберите синонимы к слову «ещё»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Н

А

Р

Е

Щ

Ё

Ч

И

Е

Подбирают синонимы к словарному слову. Составляют предложения с этим словом.

(См. РМ, Приложение 2.)

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Давайте вернемся к началу урока.Прочитайте еще раз письмо и подумайте, жители какого словаря могли его написать. (Жители фразеологического словаря.)

– Почему вы так решили? (В тексте много фразеологических оборотов.)

– Это письмо написали жители страны Фразеологии.

– Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас,

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

1. Узнать, что такое фразеологизм.

2. Понять, для чего мы используем в речи фразеологизмы.

3. Научиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и объяснять их значение.

4. Ознакомиться с фразеологическими словарями.

Читают письмо от жителей страны Фразеологии.

«Заруби себе на носу: сегодня тебе придется работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счете тебя ждет успех!»

Объясняют значение фразеологизма «за семью замками».

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое


Продолжение табл.

1

2

3

4

проникнете в тайны истории и происхождения слов. Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями. В письме есть еще и какой-то рисунок. Рассмотрите его. Что необычного видите? Эта дверь за семью замками. А что означает выражение «за семью замками»?

– Жители страны Фразеологии очень хорошо спрятали за этой дверью сюрприз. Чтобы его получить, необходимо выполнить все задания, преодолеть семь преград в виде замков на этой двери(Приводит примеры из презентации

высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа в группах

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Первый замок.

– Нас ожидает первая преграда. Это стихотворение

В. Суслова «Как работает слово?», из которого нужно выписать как можно больше устойчивых выражений.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Из стихотворения В. Суслова «Как работает слово?» выписывают устойчивые выражения.

Немало воды утекло.

Сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

Как с гуся вода.

Воды в рот набрал.

Под камень лежачий вода не течет.

Воду в ступе толочь.

Довольно лить воду.

Воду носить решетом.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию


Продолжение табл.

1

2

3

4

Лентяй отдыхает, а время идет –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

На дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

Второй замок. Задание «С головы до ног».

– Теперь вам предстоит выполнить работу по рядам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова «голова», «глаз», «ноги».

Работают в группах. Подбирают фразеологизмы,

в которых имеются слова «голова», «глаз», «ноги».

Голова

Глаз

Ноги

Человек с головой.

Морочить голову.

Вскружить голову.

Потерять голову.

Не сносить головы.

Отвечать головой.

Как снег на голову.

Голова идет кругом.

Сломя голову

Мозолить глаза.

Хлопать глазами.

Говорить в глаза.

Пускать пыль
в глаза.

Глазом не моргнуть.

С глазу на глаз.

Хоть глаз выколи.

Открыть глаза.

Как бельмо
в глазу

Со всех ног.

Встать на ноги.

Встать с левой ноги.

Падать с ног.

Потерять почву под ногами.

Сбиться с ног.

Идти в ногу.

Путаться под ногами.

Ног под собой не чуять


Продолжение табл.

1

2

3

4

Физминутка

Третий замок. Физминутка(работа с презентацией)

– Закончите и изобразите фразеологизм  (мимикой, движениями):

Голоден как …

Хитёр как …

Труслив как …

Здоров как …

Надут как …

Упрям как …

Четвертый замок. Задание «Фразеологизмы
и рифмы».

– И снова в путь. Для того чтобы овладеть навыками рифмовки, нам необходимо подобрать нужные слова и добавить их в загадки.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

«Водой не разольешь».

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек,

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги.

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу,

Окажешь медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова,

Вставляют пропущенные слова-названия животных, показывают их мимикой, движениями. Объясняют фразеологизмы.

Голоден как …волк

Хитёр как …лиса

Труслив как …заяц

Здоров как …кабан

Надут как …индюк

Упрям как …осел

Подбирают рифмы-фразеологизмы к стихам-загадкам.

Объясняют фразеологические обороты.

Водой не разольешь – неразлучны, всегда вместе.

Еле волочить ноги – очень медленно передвигаться.

Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неудобства, неприятности, вред.

Кто в лес, кто по дрова – нестройно, неслаженно.

Уши вянут – очень неприятно слушать что-либо.

Ботинки просят каши – требуют починки.

Держать в ежовых рукавицах – быть строгим

в обращении с кем-либо, не делать поблажек.

Взять ноги в руки – быстро собраться с силами, энергично взяться за какое-либо дело


Продолжение табл.

1

2

3

4

У маленького Паши

Ботинки просят каши.

Ежата – детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах.

Как это принято у змей,

Кусают за ногу гадюки.

А потому при встрече с ней

Берите, дети, ноги в руки

V. Первичное закрепление знаний. 

Задание «Определи значение фразеологизма».

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Пятый замок. Задание определи фразеологизм по значению 

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Соединяют стрелками фразеологизмы и их значения

Осознанно
и произвольно строить рече вое высказыва ние в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре. Учитывать мнение соседа


Продолжение табл.

1

2

3

4

Как с гуся вода

Писать неаккуратно

Стреляный воробей               

Слегка закусить

Пускать козла в огород         

Выполнить сразу два      дела

Как курица лапой

Приобрести что-то ненужное

Когда рак на горе свистнет

Пускать туда, где он опасен

Вставать с петухами

Абсолютно безразлично

Купить кота в мешке

Опытный человек

Заморить червячка

Никогда

Убить двух зайцев

Рано

Как с гуся вода

Писать неаккуратно

Стреляный воробей               

Слегка закусить

Пускать козла в огород         

Выполнить сразу два      дела

Как курица лапой

Приобрести что-то ненужное

Когда рак на горе свистнет

Пускать туда, где он опасен

Вставать с петухами

Абсолютно безразлично

Купить кота в мешке

Опытный человек

Заморить червячка

Никогда

Убить двух зайцев

Рано

по парте. Осуществлять контроль по  результату


Продолжение табл.

1

2

3

4

Рисунки-шутки.

Задание «Подбери синоним и антоним к фразеологизмам»

Шестой замок. Рисунки-шутки.

– Ну а сейчас самое интересное задание. На экране вы увидите рисунки-подсказки, с помощью которых нужно отгадать фразеологизм.

Седьмой замок.

Задание «Подбери синоним и антоним к фразеологизмам»

  1. Ломать голову –

            Ни жив, ни мёртв –

           Душа в душу –

            Еле ноги волочить–

  1. Заварить кашу –

Засучив рукава –

За тридевять земель –

Жить душа в душу –

По рисункам записывают фразеологизмы: яблоку негде упасть, водить за нос, водой не разлить, кот в мешке. (См. РМ, Приложение 3.)

Читают и выполняют задание. Ф

  1. Ломать голову – шевелить мозгами            Ни жив, ни мёртв – душа в пятках

           Душа в душу – водой не разольёшь

            Еле ноги волочить– падать с ног

  1. Заварить кашу – расхлёбывать кашу

Засучив рукава – спустя рукава

За тридевять земель – рукой подать

            Жить душа в душу – Как кошка с собакой

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 75).

– Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).

– Выпишите из предложений через запятую фразеологические обороты.

– Какой из них противоположен по смыслу словосочетанию «во весь дух»?

Объясняют значение выделенных сочетаний слов.

– Черепашьим шагом.

Тест по теме «Фразеологизмы»

Проводит тест по теме «Фразеологизмы».

– О каком человеке так говорят?

1. У него денег куры не клюют:

а) бедный;

б) богатый.

2. Он сухим выйдет из воды:

а) ловкий;

б) робкий.

Выполняют тестовые задания.

Ключ: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – а; 5 – б


Продолжение табл.

1

2

3

4

3. Семи пядей во лбу:

а) умный;

б) глупый.

4. У него семь пятниц на неделе:

а) ненадежный;

б) надежный.

5. Он перебивается с хлеба на квас:

а) богатый;

б) бедный

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
 

Работа в тет-

ради (зада-

ние 71).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте задание 71. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Вставляют пропущенные слова.

(См. РМ, Приложение 5.)

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

Работа в тет-

ради (зада-

ние 72).

– Прочитайте задание 72. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

Вставляют пропущенные слова.

(См. РМ, Приложение 5.)

Работа в тет-

ради (зада-

ние 73)

– Прочитайте стихотворение Я. Акима в задании 73. Подчеркните строчки, в которых слово «нос» входит в устойчивое выражение. Объясните смысл

этих выражений (фразеологизмов).

Находят фразеологизмы со словом «нос» и объясняют их значения.

(См. РМ, Приложение 5.)


Продолжение табл.

1

2

3

4

– Составьте и запишите предложение, употребив

в нем любое из этих устойчивых сочетаний

Записывают предложение с фразеологизмом

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что же такое фразеологизмы?

– Как узнать значение фразеологизма, если оно нам не известно?

– Для чего служат фразеологизмы в речи?

– Чем фразеологизм похож на слово, чем отличается от словосочетания?

– Какую роль выполняют фразеологизмы в русском языке?

– В русском языке много фразеологизмов со словом «нос». Какие вам уже известны?

– Объясните значение слова «нос». (Часть лица человека.)

– Что произошло со словом «нос» во фразеологизме? Сохраняет ли слово свое значение в обороте?

(Его значение утратилось.)

– Кто такие оптимисты? (Оптимист – неунывающий человек, с верой и надеждой глядящий в будущее.)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Называют фразеологизмы со словом «нос»:

задирать нос – гордиться,

водить за нос – обманывать,

клевать носом – засыпать,

остаться с носом – потерпеть неудачу,

встретиться нос к носу – близко,

зарубить на носу – хорошо запомнить

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности


Окончание табл.

1

2

3

4

– Предлагаю с помощью фразеологизмов придумать девиз для оптимистов.

– Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологических оборотов  «не покладая рук», «ни шатко ни валко», «через пень колоду», «засучив рукава», «тяп да ляп», «в поте лица».

– Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали

в поте лица!

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задания 74–75 в рабочей тетради, упражнение 76 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи

Приложение 1

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь)

Мы сражаться стали,

В ход пускали шашки,

Шашки не из стали,

Мы играли в шашки.

Объясняют значения слов-омонимов.

Шашки – игра между двумя соперниками, состоящая в передвижении специальных круглых фишек по доске, разделенной на 64 светлых и тёмных квадрата, с целью отнять у противника его фигуры.

Шашки – вид оружия.

Сталь – твёрдый серебристый металл.

Стали – глагол «стать» в прошедшем времени.

Приложение 2

Работа над словами с непроверяемым написанием

Синонимы к словарному слову «ещё»: опять, снова.

Предложение:

Наступила весна, но в полях ещё лежит снег.

Приложение 3

Рисунки-шутки

Приложение 4

 самостоятельная работа по карточкам.

Карточка № 1

Являются ли синонимами данные слова?

Глаза, очи, глазищи.

Плачется, жалуется, ропщет.

Напрасно, понапрасну, зря.

В чём особенность употребления этих слов в речи?

Карточка № 2

Найдите в толковом словаре значения слов: вельможа, зеница, лилейный. Что означают пометы, с которыми даны эти слова в словаре? С одним из слов составьте и запишите предложение.

Карточка № 3

Подберите синонимы к выделенным словам:

Многие люди сложили свои головы в те недобрые времена.

Подумайте, для чего нужно уметь подбирать синонимы.

Карточка № 4

Подберите антонимы к данным словам.

Радос(?)ный, опас(?)ность, прекрас(?)но, праз(?)ничный,

извес(?)ность, чудес(?)ный, гиган(?)ский, ярос(?)но, мес(?)ный,

чес(?)ность, завис(?)ливый, хвас(?)ливый.

Вставьте пропущенные буквы. Какое орфографическое правило «спрятано» в этих словах?

Выполняют самостоятельную работу по карточкам. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Рассматривают схему «Лексическое дерево». Приводят примеры, которые отражают особенности лексического значения слов (слова однозначные и многозначные), смысловую связь слов (синонимы, антонимы, омонимы), особенности употребления слов в языке (общеупотребительные, диалектные, профессиональные), происхождение слов.

Приложение 5

Работа в тетради

Задание 71.

Ласка – это зверёк и проявление нежного чувства. Пеночка – это пенка на молоке и название птицы. Кок – это повар на корабле и вихор на голове. Бокс – это вид спорта и название стрижки волос. Лук – это огородное растение и оружие для стрельбы. Ключ – это родник и инструмент для отпирания двери.

Задание 72.

Тракторный завод и завод для часов. День жаркий, но чай горячий. Осенний месяц и на небе ясный месяц. Город древний, а дедушка старый. Молоток тяжёлый, а пух лёгкий. Волос каштановый, а карандаш коричневый. В руках острая коса, а на голове русая коса.

Задание 73.

Носом клевать – сильно хотеть спать, засыпать.

Не суй свой нос – не лезь в чужие дела.

Отведи Танечку в комнату, а то она уже носом клюёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Урок русского языка в 4 классе по теме "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов" по программе "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний о глаголе» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока «Обобщение знаний о глаголе»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: формирование знания о глаголе как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать уме...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов". УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: ·        Создание условий для ознакомления с  понятием «фразеологизмы»;;·...

Технологическая карта урока окружающего мира "Обобщение знаний по разделу "Чему учит экология", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Обобщение знаний по разделу «Чему учит экономика»».Тип урока: рефлексии.Цель урока: создание условий для расширения и у...

Конспект урока русского языка: "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов."

Тип урока - Обобщение и систематизация знаний.Педагогическая задача - Создать условия для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствовать умения объяснять значения фразеологическ...