Урок русского языка. Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект урока по русскому языку.

Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

Тема: Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме

Планируемы образовательные результаты

Предметные:

- овладение умениями правильно и каллиграфически писать буквы; 
- способствовать обогащению словаря обучающихся.
Личностные:
-
способствовать развитию интереса к русскому языку;
- формировать мотивацию.

Метапредметные УУД:
Познавательные:

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- воспринимать смысл предъявляемых заданий, проводить сравнение и обобщать.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную
 задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять контроль и самоконтроль.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме,
- уметь высказывать свою точку зрения,
- уметь договариваться и приходить к общему решению.

Тип урока

Урок закрепления изученного

Методы и формы обучения

Словесные методы (беседа, объяснение). Наглядные методы (презентация). Фронтальная, групповая формы работы.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, учебник.

Оборудование

Для учителя: компьютер, доска, учебник.
Для обучающихся: учебник.

Организация пространства

Классная комната.

Межпредметные связи

Физическая культура.

Действия обучающихся

Формулируют тему урока, определяют цель урока, анализируют, извлекают нужную информацию, выявляют сущность объектов, прогнозируют предстоящую работу, высказывают своё мнение, подводят итоги урока, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Подведение итогов с обучающимися по содержанию урока, рефлексия.

- Запишите дату, классная работа и день недели. На первой строчке записываем соединения букв и элементов букв: спряжение с петлями.

- Ниже запишите слова: дружишь, зовёте, ходит, вяжут. Выделите их окончания.

Записывают, выделяют окончания.

Актуализация ранее изученного материала

- Что общего и что различного у этих слов?

- Что такое спряжение?

- Почему окончания глаголов в настоящем и будущем времени называют личными?

- Назовите личные окончания.

- Какое будет спряжение у глагола с безударным личным окончанием в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ, если глагольный суффикс -и-?

- А какое будет спряжение у глагола в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ, который не имеет суффикса -и-?

- Общее – они глаголы. Различаются по спряжениям.

- Это изменение глаголов по лицам и числам.

- Потому что это их окончания в разных лицах.

- ешь, ет, ем, ете, ут (ют), ишь, ит, им, ите, ат (ят).

- II спряжение.

- I спряжение.

Определение темы и цели

- Мы с вами повторили, что такое спряжение, вспомнили про начальную форму.

- Так что мы будем сегодня делать?

- Продолжим определять спряжение глагола по начальной форме.

Открытие новых знаний

- Откройте «Обратный словарь» на –зть. Какие глаголы мы видим?

- Давайте проверим, относятся ли они к одному и тому же спряжению?

- Почему написание личных окончаний одного из слов не вызывает затруднений, а написание другого вызывает?

- 1 вариант - проспрягайте письменно глагол «грызть» в ед.ч. и во мн.ч. , 2 вариант – глагол «лезть».

- Поменяйтесь тетрадями со своим соседом и проверьте.

- А теперь откройте «Обратный словарь» на –ить. Среди глаголов найдите те, которые в голубой рамке. Назовите их.

- К какому спряжению они относятся?

- Как это определили?

- Давайте вспомним, в чём особенность состава этих глаголов. Есть ли в них глагольный суффикс -и-?

- Посмотрите на слова с приставкой вы-. Как вы думаете, к какому спряжению относятся глаголы, которые образованы от глаголов в голубой рамке с помощью приставки?

- Откройте учебник на 65-ой странице и прочитайте правило летучей мыши.

- Учитывая данное правило, какое спряжение будет у глагола выбить? А у глагола вышить?

- Лезть, грызть.

- Спряжение глагола «грыз/ть» можно определить по ударным личным окончаниям: грызёшь, грызёт – I спряжение.

- Спряжение глагола «лез/ть» можно определить, опираясь на правило, что если в НФ глагольный суффикс не -и-, значит, глагол I спряжения. В слове лез/ть нет суффикса -и-, значит, это глагол I спряжения.

- Если мы проспрягаем глагол «грызть», то чётко услышим окончание –ёт, ёшь. Если проспрягаем «лезть», то можно в окончании услышать и, поэтому стоит посмотреть на суффикс в начальной форме.

грызёт

лезет

Мн.ч.

1 л.

МЫ

грызём

лезем

2 л.

ВЫ

грызёте

лезете

3 л.

ОНИ

грызут

лезут

- Бить, вить, жить, лить, пить, шить.

- К I спряжению.

- Обратили внимание на их личные окончания.

- Нет. Буква и в этих словах входит в корень.

- Мы не знаем.

- Глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, ВСЕГДА СОХРАНЯЮТ спряжение глаголов-родителей.

- I спряжение.

Физкультминутка

- А теперь давайте немного разомнёмся. Встаньте, пожалуйста. А поможет нам размяться мистер Краб (видео).

- Присаживайтесь, пожалуйста. Закройте глаза, расслабьтесь и все вместе посчитайте до 10. Открывайте глаза. И не забывайте, как правильно нужно сидеть за партой.

Соблюдают здоровьесберегающую технологию.

Закрепление полученного знания

- Итак, продолжим. Откройте «Обратный словарь» на –ти (132-ая). По цепочке читайте только подчёркнутые глаголы и ставьте каждый в форму 2-го лица ед.ч.

- Ударные ли у них личные окончания?

- Какого спряжения все эти глаголы?

- А все глаголы с приставками, которые от них образованы?

- А в словах с приставкой вы-, какое будет ударение окончания?

- Вот и Миша столкнулся с этой проблемой. Прочитайте его мнение на 65-ой странице.

- К какому правилу мы с вами обратимся в подобном случае?

- Откройте 143-ью страницу. Какой суффикс является общим для этих глаголов?

- Какой вывод можем сделать об их спряжениях?

- Давайте докажем это, проспрягав устно любой из первых пяти подчёркнутых глаголов.

- Какие глаголы располагаются между подчёркнутыми глаголами?

- Сохранят ли эти глаголы с приставками спряжение того глагола, от которого образованы?

- Предлагаю проверить это письменно. 1 ряд берёт слово зашагать, 2 ряд – загадать, 3 ряд – напугать.

Проверка задания.

1. Везти – везёшь.

2. Ползти – ползёшь.

3. Пойти – пойдёшь.

4. Расти – растёшь.

5. Вести – ведёшь.

6. Цвести – цветёшь.

7. Мести – метёшь.

8. Нести – несёшь.

9. Грести – гребёшь.

10. Трясти – трясёшь.

- Да, ударные.

- I спряжения.

- Ударные окончания, I спряжение.

- Безударное.

Читают мнение.

- К правилу о том, что глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, всегда сохраняют спряжение глаголов-родителей.

- Суффикс -ать.

- Их спряжения I спряжения.

трогает

бегает

Мн.ч.

1 л.

МЫ

трогаем

бегаем

2 л.

ВЫ

трогаете

бегаете

3 л.

ОНИ

трогают

бегают

- Глаголы, образованные с помощью приставки.

- Да

Итог урока

- Итак, какую цель мы перед собой ставили?

- С каким правилом летучей мыши мы познакомились?

- Глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, ВСЕГДА СОХРАНЯЮТ спряжение глаголов-родителей.

Рефлексия

Домашнее задание

- Вашим домашним заданием будет…упр.44 (стр.66)

Записывают домашнее задание.