Конспект урока по русскому языку.Тема: "Что такое текст- рассуждение?"
план-конспект урока по русскому языку

Рябухина Анастасия Сергеевна

Тема: "Что такое текст- рассуждение?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по дисциплине «Русский язык»

Тема урока: «Что такое текст-рассуждение?»

Учитель начальных классов-

Рябухина Анастасия Сергеевна

Тема урока: «Что такое текст-рассуждение?»

Образовательная система (УМК): «Школа России»

Цель урока:. формировать умение распознавать тип текста ;познакомить учащихся с новым типом текста, его структурой

 Задачи урока:

Образовательные:

- формировать у детей навык распознавания типа текста.
Развивающие:
- развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию у детей мыслительных процессов  и развитию речи

Воспитательные: 

-воспитывать познавательный интерес;

оспитывать умение слушать другого, толерантное отношение к чужому мнению, воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительного отношения к предмету
Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, осознают связь между изучаемыми объектами и явлениями действительности, мотивируют себя на изучение русского языка.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений; логические – устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение по теме урока, предметные – умение писать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце.

Регулятивные:

планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, рефлексия – фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, контролировать и корректировать свои действия с учётом установленных правил.

Коммуникативные:

управление коммуникацией – включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты: 

умение писать существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце, познакомятся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных, совершенствование каллиграфического письма, развитие речи

Средства обучения:

  • Учебник
  • рабочая тетрадь
  • доска

Литература:

1.Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык 2 класс 2 часть», Издательство «Просвещение» 2016 года

Время

Этапы урока

Дидактические задачи этапа

Содержание материала урока

Методы и приемы по каждому этапу и виду деятельности учащихся

  3 мин

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Организовать мотивирование учащихся  к учебной деятельности, а именно:

актуализировать требования со стороны учебной деятельности («надо»);

создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

установить тематические рамки («могу»)

Пожалуйста, проверьте, всё ли у вас лежит на партах, необходимое для работы на уроке. Это: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь и пенал. Лишнее уберите. Сядьте правильно, показав мне вашу готовность.

Беседа - словесный метод.

 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Мы начинаем урок. Откройте тетрадь и запишите сегодняшнее число: 2 мая Классная работа.

В чистописание запишите любые сочетания буквы, затем запишите словарик, любые слова из словарика учебнике.

Упражнение для пальчиков:

Пальцы делают зарядку.

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

- Составьте по картинке предложение, используя любой из предлогов.

- Записать предложение, найти грамматическую основу предложения.

- Прочитать вопросы и устно дать на них полные ответы.

Вопросы:

Для чего птицы строят гнёзда?

Почему птицы часто строят гнёзда на деревьях?

- Что мы сейчас пытались сделать с помощью своих ответов?

- Правильно, давали объяснения, то есть рассуждали.

- Вспомните, как называется такое высказывание?

- Из скольких частей состоит рассуждение

- Что делать, если нам не достаточно одного предложения, чтобы высказать свои мысли?

- Что такое текст?

- Что такое тема текста?

- Что такое главная мысль текста?

- Какие типы текста мы знаем?

- В чём особенность каждого типа текста?

- Как вы думаете. Мы уже всё знаем про тексты?

- Тема нашего урока сегодня - текст (Зафиксировать на доске). Давайте выполним пробное задание и узнаем, чему будем учиться на уроке.

Записывают число, классная работа. Затем самостоятельно записывают минутку чистописания и словарик.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют два раза

Птичка свила гнездо на дереве

Записывают предложение и выделяют грамматическую основу.

Птицы строят гнёзда для того, чтобы откладывать яйца и высиживать птенцов

Птицы строят гнёзда на деревьях, чтобы хищникам было труднее добраться до птенцов

Мы отвечали на вопросы, давали объяснения.

Рассуждение

Из двух: первая часть – это то, что объясняется, вторая – само объяснение). Мы составляем текст

Группа предложений связанных по смыслу и записанных в определённом порядке. О ком или о чём говорится в тексте. То, что говорится в тексте о предмете. Текст – описание и текст – повествование.

Отвечают на разные вопросы, отличаются структурой.

10 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Построить проект выхода из затруднения,

учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий согласно теме урока, определяют план и средства достижения цели.

На парте лежат карточки со структурными особенностями разного типа тестов (описания и повествования) и три листочка с текстами.

Задание на доске:

-Прочитать каждый текст, доказать, что это текст.

-Назвать тему и главную мысль текста.

-Определить тип текста, пользуясь карточками – подсказками.

Какая – то из групп рассказывает, как они выполнили задание, остальные дополняют и уточняют.

Текст №1. В тексте говорится о зайце, рассказывается, как выглядит лесной заяц, его повадки. Можно к тексту задать вопрос: «Какой заяц?», это текст – описание.

Текс №3. Тема - про зайца, главная мысль – как мальчик вылечил зайца. Текс – повествование, так как соответствует структуре этого текста, показана последовательность событий (что происходило).

Текс №2. Тема – про зайца, главная мысль – заяц не трус. Не можем точно сказать, к какому типу текстов относится.

В результате обсуждения вместе с детьми приходим к выводу, что текст не относится к тексту – повествованию (нет последовательности событий), и не относится к тексту – описанию, потому что нет описания (какой заяц).

Последовательность событий

Структура текста:

Завязка (начало) событий

Продолжение (развитие) событий

Кульминация (самый напряжённый момент)

Конец (развязка)

 «Какой? (Какая? Какие? Какое?)»

Структура:

Главный признак предмета

Признаки частей

Итог (оценка) предмета

10

мин.

5.  Реализация построенного проекта

1) Организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи вербально и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера

нового знания

Прочитать первый абзац. О чём? Какая главная мысль? Как это мысль сформулирована, в виде чего?

- Когда мы задаём вопрос?

- Что узнали из второго абзаца?

- Что узнали из третьего абзаца?

- Что узнали из четвёртого абзаца?

- Какая главная задача последнего абзаца?

- Ну и какой вы сделали вывод. Как бы ответили на этот вопрос?

- Почему вы смогли сделать вывод, что заяц не трус?

- Как автор это сделал?

- Как называются высказывания, в которых что – то объясняют, доказывают?

- Так как можно назвать такой текст?

- Какой вопрос можно поставить к тексту – рассуждению?

В виде вопроса

Когда нам надо что – то узнать, возникает проблема

Заяц бросается на защиту зайчат

Заяц часто вступает в схватку с хищниками. Бегство зайца – это приспособление для выживания.

Автор предлагает нам подумать, труслив ли заяц.

Автор убедил нас.

Объяснил, привёл примеры.

Рассуждения.

Почему?

8 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Обучающиеся выполняют задание в известной им форме списывания по алгоритму, предварительно знакомятся со стихотворением.

Выполните упражнение 182 на странице 106.

Определите тему и главную мысль текста. Докажите, что это текст-рассуждение. Выделите в тексте три части.

Запишите текст. Каждую часть запишите с красной строки.

Выполняют упражнение 182.

8 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учащиеся самостоятельно выполняют задания пройденного типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия, каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет, какие затруднения испытывал.

Задание на доске.

Вы все читали книжку о приключениях Незнайки и его друзей. Закончите ответы на вопросы, запишите ответы в тетрадь.

Почему Незнайку так звали?

Незнайку так звали, потому что он ……………………………………….

По городу протекал ручей, который назывался Огурцовой рекой. Почему ручей так называли?

Ручей называли ………………………., так как по его берегам ........................

А почему город назывался Цветочным?

Город ……………………………………., ведь …………………………………

Самостоятельно вставляют слова, затем взаимная самопроверка с соседом по парте.

5мин

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

1) Зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

Наш урок подходит к концу. Кто может сказать, какая сегодня была тема урока?

Что нового узнали?

Пригодится ли нам эти новые знания в дальнейшем?

Домашнее задние: упражнение 181

Спасибо за урок, все отлично работали. Урок окончен.

Словесный метод обучения

беседа, анализ работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Составление предложений и текста» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы прошедшего времени по родам, определять время и род  глагола.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как изменяется глагол проше...

Конспект урока по русскому языку “ Тема текста. Главная мысль текста»

Планируемые достижения учащихся: Предметные:      Узнать, что такое тема текста и главная мысль текста, воспроизвести эталон....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

Дата: 04.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Развитие речи. Редактирование текста изложения

Дата: 05.05.2020ФИО учителя: Контробаева А.,В.Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»       ФИ студента: Печеркина А.И.Класс: 4 вФИО методиста: Галлиулина Н. К.Каби...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое главные члены предложения?»

Тема: «Что такое главные члены предложения?» Цель:  формирование   понятия   «главные члены » предложения и  «основа» предложения...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Что такое местоимение?» 2 класс, УМК Школа России

Конспект урока по русскому языкуТема: «Что такое местоимение?»...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Работа над ошибками. Что такое текст-рассуждение?" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности: ознакомление с текстом – рассуждение; развитие умения отличать его от других видов текста.Планируемые результаты:Предметные:Знать: чем отличается текст-рассуждение от других в...