Урок русского языка в 1 классе «Роль слов в речи»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Сергиевская Лариса Павловна

На данном уроке расскрывается роль слов в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1_klass.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе «Роль слов в речи»

1.

Организационный момент

Давайте сыграем в игру «Доскажи словечко» и повторим правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и… (внимательным).

Все пиши, не отставая,

 Слушай не… (перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все… (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку… (поднимать).

- Ребята, кто из вас мечтает быть образованным, грамотным? Что для этого вам потребуется?

-Не будем терять времени даром, начинаем наш урок.

Девиз урока: Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить.

2.

Определение цели урока.

- Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока.

Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

-О чем хотел сказать автор стихотворения? Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

(о словах)

-А что мы уже знаем о словах?

-А сегодня на уроке нам предстоит узнать, что же такое слова и для чего они нам нужны?

3.

Новый материал

А)Представление о слове

Игра «Пойми меня»

У меня есть предметы – клей, ручка, тетрадь

- Все  предметы вам хорошо знакомы?

- Я положу их в эту коробку.

- Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Полина,  подойди, пожалуйста,  и подай мне этот предмет. (Я не могу этого сделать)

- Почему? (Я не знаю, какой предмет вы загадали.)

-Как же быть, ребята? (Надо назвать этот предмет)

- Хорошо, я называю предмет: ручка. Теперь сможешь выполнить задание? (Да)

- Что мы использовали, чтобы назвать этот предмет?

( слово)

- Что можно сделать с ручкой? ( писать, положить, сломать)

- Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать тоже, что и с ручкой?

- А что можно сделать со словом? (произнести, прочитать, услышать)

ВЫВОД: Что мы сейчас узнали?

 (1. Слова нужны для того, что бы называть предметы. 2. Слова мы  произносим, слышим,  можем прочитать.) У слов есть значение.

ФИЗМИНУТКА

ПОТАНЦУЕМ

В) У слов есть значение

На доске слова: Комната, парта, мангт, дерево

-Прочитайте слова. Назовите лишнее.  Почему?  (не имеет значения).

-Придумайте ещё сочетания букв, которые не будут являться словом.

-учебник с.18 прочитаем стихотворение «Плим». Кто автор?

(сами, вслух)- показать портрет.

-Является ли сочетание букв «ПЛИМ» словом? Почему, объясните.

Вывод: Получается, что слова состоят из букв, но не все сочетания букв можно назвать словом, потому что у слов есть – значение.

(Сверим свой вывод со словами Мудрой совы) – читаем. Мы были правы? Да.)

4.

Работа в тетради. Закрепление

Рабочая тетрадь с. 10 упр. 1

- Прочитайте, что написано в рамочках! Это слова? Почему?

(у них есть значение)

-Что общего у этих слов?  ( предметы)

- А чем, отличаются слова? (разное значение, 1 слог, 2 слога)

-ЖУК,  ШАР,  ЗОНТ. (Запишем слова из одного слога)

- А  если я попрошу составить с одним из слов предложение, сможете это сделать? Да (Составляют разные предложения).

-Деформированное предложение (ЖУК ЖИВЁТ В ЛЕСУ.)

В,  ЖУК,  ЛЕСУ, ЖИВЁТ

-Запись предложения. Подчеркнем орфограммы.

- Мы узнали, что из слов можно составить предложение.

5.

ИТОГ

-О чем говорили на уроке? Мы на уроке думали, размышляли, а значит стали умнее, грамотнее.

- Если вам все было понятно, возьмите зеленый смайлик?

-Если вы ничего не поняли, возьмите красный смайлик.

- Посигнальте мне!

Спасибо, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Конспект урока "Русский язык 2 класс.Деление слов на слоги. Правило переноса слов"

Тип урока - «открытие» нового знания; использование  технологии проблемного обучения....

Урок русского языка 4 класс "Состав слова.Однокоренные слова"

Конспект урока по русскому языку с презентацией...

Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.

В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе  по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью",  УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...

Разработка урока русского языка по теме " Роль прилагательных в речи"

Тема урока:      Роль прилагательных в речиЦель: планируется, что к концу урока учащиеся будутзнать:·        какую роль выполняют имена прил...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. "Роль местоимений в речи". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Формирование знаний о личных местоимениях в речи, формирование умений правильно употреблять их в речи. Планируемые результатыПредметные: Знать роль местоимений в речи; ...