Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс. Школа России
план-конспект урока по русскому языку

Чернова Альбина Альбертовна

Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс. Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс. Школа России

Цель: Способствовать отработке умения находить корень в однокоренных словах; создать условия для ознакомления с правописанием словарных слов

Тип урока: урок открытие новых знаний

Планируемые результаты (предметные): научатся определять в слове корень и распознавать однокоренные слова.

Личностные результаты: проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные учебные действия (метапредметные):  Р: производить анализ, сравнение, обобщение при выполнение заданий;

П: применять правила и пользоваться инструкцией.

К: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые

действия

формируемые

умения

Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо, улыбнитесь!

И за парты тихонько садитесь!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

 Чистописание

Ёж- ежиха, чиж - чижиха.

Кто знает, что это за слова?

(однокоренные или родственные )

Какие знакомые орфограммы в словах? (жи – ши)

Выполняют письмо
по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Словарная работа.

Отгадайте слово по его лексическому значению.

1.Это продукт питания белого цвета.

2.Он бывает сыпучий и комочками его любят дети и взрослые.

3. Его добавляют в чай, чтобы подсластить.

Откройте словари и найдите как правильно нужно писать слово сахар.

Поставьте ударение, выделите безударную гласную.

Подберите однокоренные слова.

Отгадывают  слово по его лексическому значению.

Работают с орфографическим словарём.

Подбирают однокоренные слова. Сахарница

Сахарок

Сахарный

Усваивают правописание слова. Грамотно осуществляют письмо

 Постановка учебной задачи

На доске дерево с корнем вода

Какие слова мы вырастим  на этом дереве? ( водичка. водит, водяной, водитель, водица, подводный)

(Слова водить и водитель)

Что вы заметили?

(лишние слова выросли на дереве) А почему они лишние?

( у них разное лексическое значение).

Какую цель мы перед собой поставим?

Слушают учителя

Выполняют задание.

Находят лишние слова, доказывают своё мнение.

Принимают учебную задачу, сформулированную  вместе учителем.

Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

Я предлагаю вам найти в  родственные слова и посоветовавшись, выделить корень.

Работают в паре.

Вспоминают правила работы в паре.

Распознают однокоренные слова, выделяют корень в однокоренных словах

Физкультминутка

 Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов было названо.

лес -лесник  ,         стена-  гвоздь

река-  плот ,             кот -  котик

сад  - садовый,         поле -  полюшко

дом - домашний,        дом - дым

- Что помогало вам в работе, какие признаки однокоренных слов?

. Признаки однокоренных слов:

- имеют общую часть

- близки по смыслу

ФИЗМИНУТКА.

Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания)

Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте)

Подаёт учитель знак. Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня

Нахождение однокоренных слов

Игра «Копилка русского языка».

 - Соберите  как можно больше родственных слов с корнем:

 1 группа - сад

2 группа – лес

 3 группа – корм

 4 группа - вода

5 группа – лист

6 группа - гриб

- Выдели в словах корень.    Проверка выполненного задания.

Та группа, которая за пять минут запишет больше слов - выиграла.

 - Что нужно сделать, чтобы правильно определить в слове корень?

 Вывод:Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть в слове, которая не изменяется, и будет являться корнем.

Работают в паре.

Правила работы в паре.

Выполняют задание и после проверки записывают слова в столбик и выделяют корень.

Нахождение однокоренных слов (упр 107,108)

Объясняет задание в учебнике, контролирует выполнение

Находят однокоренные слова, записывают,
обозначают корень

Подбирают однокоренные слова, выделяют общую часть – корень в однокоренных словах

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

– Какая задача стояла перед
нами?

Что такое корень?

Что такое однокоренные слова?

Кому было трудно на уроке? Кто легко справлялся со всеми заданиями?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее
задание.

Повторить правило на стр. 61, упр .109

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова". УМК "Школа России"

Цель: способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение подбирать однокоренные слова, различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова; распознавать провер...

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК «Школа России»

Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Задачи:1)      развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова...

Урок русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК "Школа России"3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: « Корень слова. Однокоренные слова» 3 класс...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...

Карточки по теме "Корень слова. Однокоренные слова. Сложные слова" 3 класс УМК "Школа России"

Карточки по теме "Корень слова. Однокоренные слова. Сложные слова" 3 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...