Рабочая программа курса по выбору "Занимательная грамматика."
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Столярова Елена Петровна

Знания русского языка создают условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Содержание и методы обучения данного курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство обучения,развития и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_grammatika.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №7 г. Ярцева

Рабочая программа

курса по выбору

 начального общего образования

по русскому языку

«Занимательная грамматика»

        

для обучающихся 3 класса

(базовый уровень)

(нужное подчеркнуть)

                                         Столярова Елена Петровна

2017 – 2018 уч. год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с:

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ  от 17 декабря 2010 г. N 1897 с изменениями и дополнениями  от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015  № 1577
  2. Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ № 7 г. Ярцева
  3. Примерной программой «Занимательная грамматика». Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И., Москва, 2014 .
  4. Требованиям  Положения о рабочей программе ОУ.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ КУРСА

            Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

              Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Особенности работы с учащимися заключается в том, что

-  Занятия проводятся 1 раз в неделю;

-  Используется много наглядного материала;

-  Практикуются творческие работы учащихся (рисунки, аппликации, модели);

-  Применяется много занимательных, игровых моментов.

Основные принципы учебной деятельности при изучении курса:

-  занимательность;

-  научность;

-  наглядность;

 - доступность;

- связь теории с практикой;

- индивидуальный подход к обучающимся

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен   необходимостью  дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год.. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Количество часов в год – 34 .

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА,  КУРСА

Личностные результаты

  • развитие эмоциональности; умения осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • развитие эмпатии – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать им;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремления к совершенствованию собственной речи;
  • воспитание любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
  • развитие интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении;
  • развитие интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • развитие интереса к изучению языка;
  • формирование осознания ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

УМК:

1. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н., Москва, 2014 .

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2013 г.

3.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО", 2016

4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ", 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17. Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24. Искусство красноречия. ( 2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.

Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 час в неделю, всего 34 часа.

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

1

Сказочное царство слов .

0,5

0,5

2-3

Путешествие в страну Слов.

1

1

4 - 5

Чудесные превращения слов.

1

1

6 -7

В гостях у слов- родственников.

1

1

8- 9

Добрые слова.

1

1

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

0,5

0,5

11- 12

Новые слова в русском языке.

1

1

13

Встреча с зарубежными друзьями.

0,5

0,5

14- 15

Синонимы в русском языке.

1

2

16

Слова- антонимы.

0,5

0,5

17

Слова- омонимы.

0,5

0,5

18

Крылатые слова.

0,5

0,5

19- 20

В королевстве ошибок.

1

1

21-22

В стране Сочинителей.

1

1

23-24

Искусство красноречия.

1

2

25

Праздник творчества и игры.

0,5

0,5

26- 27

Трудные слова.

1

1

28- 29

Анаграммы и метаграммы.

1

1

30- 31

Шарады и логогрифы.

1

1

32

Откуда пришли наши имена.

0,5

0,5

33

Занимательное слообразование.

0,5

0,5

34

КВН по русскому языку.

0,5

0,5

Итого 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная гармматика"...

Рабочая программа курса "Этическая грамматика"

Курс направлен на формирование у школьников этической культуры. Это прежде всего простые нормы нравственности, выработанные опытом всех предшествующих поколений, предполагающие дружелюбие и вежливость...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. &la...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 2 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  "Занимательная грамматика" 2 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну Грамматики»

Рабочие  программы по   внеурочной деятельности разрабатываю на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлая грамматика»

Рабочая программа предназначена для внеурочной деятельности по русскому языку в 3 классе....