Русский язык, 3 класс Тема урока: «Местоимение»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Людмила Анатольевна Шакирзянова

Познакомить учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; сформировать умение распознавать их в тексте, правильно употреблять в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовила: учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №15» г. Альметьевск Республики Татарстан Шакирзянова Людмила Анатольевна.

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: «Местоимение»

Цели урока:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять в речи.

Планируемые результаты:

Предметные: 

Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст)

Метапредметные:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник Русский язык 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова.; таблицы, карточки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок) 3 мин

Цель: организация класса

Задачи:

- создание положительных эмоций на работу;

 - формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Пальчиковая гимнастика

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать

И друг другу помогать.

   Ребята, я желаю вам на уроке работать активно, аккуратно, найти путь к новому секрету русского языка и  предлагаю вам стать исследователями.

А кто такие исследователи, чем они занимаются?

А что можно исследовать на уроках русского языка?

Запишем в тетради число, классная работа.

– Начнем наше исследование с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики.

(массаж кисти рук с помощью ручки)

1.Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

2. Меж еловых мягких лап (поглаживание пальчиками по столу)

    Дождик: кап, кап, кап.   (постукивание по столу)

    Где сучок к сучку прилип (хлопки в ладоши)

    Вырос гриб, гриб, гриб.   (поднимают руки над столом)

    Кто нашёл его, друзья, а? (разгибают пальчики из кулачков)

    Это я, я, я, я! (загибают пальчики от мизинцев)

УУД Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Исследователи — люди, способствующие получению новых знаний. 

Правила письма,  орфограммы

 Записывают число, месяц, классная работа.

2.

Чистописание. 3мин

Цель: Закрепление навыка начертания букв.

Задачи:

- учить детей аккуратно делать записи в тетради

 Внимательно исследуйте  строчку букв,  что вы заметили?

Запишите, в тетради только те буквы, которые не повторяются дважды, а писать мы будем под   девизом: «Пишу правильно, красиво, чисто, аккуратно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ   (доска)

Какое слово у вас получилось?  

МЕСТОИМЕНИЕ    

3.

4.

5.

Актуализация  знаний и фиксирование затруднения в деятельности. Изучение нового учебного материала (первая часть).  10мин

Цель:

-учебно-организационные умения: подвести обучающихся к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали тему и цель урока.

-учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы.

-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации.

 Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и сравнение текстов, развитие речи.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Задачи:

- возбуждать интерес к предмету русского языка через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

- межпредметная связь;

- своеобразное и правильное выполнение заданий;  

- доступность учебного материала;

- эмоциональный настрой обучающихся.

Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока:

- похвала;

- создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).

Постановка и решение проблемной ситуации.

Открытие нового знания

Как вы думаете, о чём  мы будем говорить на уроке?  Ваши предположения, что такое местоимение?

Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. Итак, начнем наше исследование.

РАБОТА В ГРУППАХ

Задание на карточках

Распределить слова по группам

1группа

2группа

ДЕВОЧКА

АВТОБУС

КРАСИВЫЙ

НОВЫЙ

ЧИТАЕТ

СТОИТ

Я

ТЫ

МЫ

ВЫ

3группа

4группа

БЕРЁЗА

СОБАКА

ИНТЕРЕСНЫЙ

УМНЫЙ

ДУМАЕТ

РАБОТАЕТ

ОН, ОНО

ОНА, ОНИ

А что это такое сущ, прил., гл.?  

Все ли слова вы прикрепили на доску?  

Назовите, какие слова у вас остались?

Может, кто- то уже знает, что это за слова?

Запишите их тетради  в строчку. Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

ТАК ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ?

Давайте запишем это в исследовательскую карточку

Продолжаем наше исследование.

  Работа по учебнику. Стр.48 упр. 84

Давайте прочитаем текст. О ком этот текст?  

Подумайте  над лексическим значением слова.

Собака – это животное.

- Давайте назовём грамматические признаки слова собака.

Запись на доске: Собака (кто?) – сущ., одуш., Ж.р., ед. ч.

Вам он понравился? Какой недостаток  вы в нём заметили?

- Как можно исправить этот недостаток?

Давайте отредактируем его, заменив в предложениях слово, собака другими словами.

 - Запишите  текст в исправленном виде, подчеркните местоимения.

- Вместо какой части речи, вы употребили слова она, с ней?

Эти слова заняли место имени существительного.

Какое название дали этим словам?

– О себе местоимение говорит так:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!

Краткая историческая справка.

Слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нём оно создано по образцу греческого слова «антонимия», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» и «имени» с прибавлением суффикса (е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось местоимение.

Отгадайте,  о чем идет речь.

Он нужен учителю и ученикам.

Он есть у нас в кабинете.

О чем идет речь?

-А я загадала мел.

-То есть, употребляя местоимение, я лишь указывала на предмет, но не называла его.

- Какую роль выполняет местоимение?

Запишем в исследовательскую карточку.

Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать?

УУД   Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Местоимение - это часть речи…..

Исследовательская карточка

1.Местоимение  – это

2.Употребляется вместо

3.Личные местоимения

4.Не называют предмет, а

ЧАСТИ РЕЧИ

Сущ.          Прил.             Гл.        местоимение

Части речи

Нет

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Местоимения

Местоимение - это часть  речи.

УУД Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

В каждом предложении повторяется слово – собака.

Слово собака надо заменить другими словами

Вместо имени существительного.

Местоимение

УУД Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Местоимение – не называет  предмет, а указывает на него.

6.

ФИЗМИНУТКА

Я иду и ты идёшь                (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Я пою и ты поёшь              (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Мы идём и мы поём            (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Очень дружно мы живём  (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

УУД Личностные- установка на здоровый образ жизни.

7.

Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания нового материала. Продолжение изучения нового материала ( вторая часть).

Цель:

- помочь сформировать представление о местоимении;

-продемонстрировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания в новую ситуацию.  

 

Предлагаю продолжить наше исследование.

С помощью какого местоимения человек указывает на себя?  

А когда вас много?

 С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся?

С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят?

Итак, местоимения имеют лица. Поэтому они называются личными. Местоимение Я указывает  на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы, Вы, Они – соответственно о нескольких лицах.

Какие личные местоимения мы узнали?

Запишем в исследовательскую карточку

Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают?

Сравните местоимения второго  столбика. На сколько предметов они указывают?

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного  и множ. числа.

- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

                         Цветы.

 Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

 Если он, и я, и ты -

 Если мы сорвём цветы,

 То окажутся пусты

 И деревья, и кусты.

 И не будет красоты,

 И не будет доброты,

 Если только я и ты -

 Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Запишем в исследовательскую карточку личные местоимения.

Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать?

УУД Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Я, МЫ

Ты, вы

Он, она, оно, они

Личные местоимения Я, МЫ

Ты, вы Он, она, оно, они.

8.

Применение новых знаний на практике.

Цель для педагога:

- выявить уровень усвоения учебного материала;

- научить применять полученные знания самостоятельно на практике

- умение обобщать, делать выводы о местоимении;

- умение подбирать нужное местоимение.

Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении договариваться при работе в парах

Критерии определения уровня внимания и интереса школьников:

- доступность и наглядность учебного материала;

- правильное выполнение всеми обучающимися заданий;

- эмоциональный настрой обучающихся.

-Итак, наша с вами следующая задача на уроке – это повторить и применить  изученный материал. Для этого выполним упражнение 83. Упражнение будем выполнять по вариантам. 1 вариант подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 вариант – местоимением – она, 3 вариант – местоимением – оно, 4 вариант – местоимением они.

( по одному человеку от каждого ряда работают у доски)

УУД Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание

9.

10.

Первичное закрепление учебного материала.

Подведем итог урока.

Найдите лишнее слово в каждом ряду, объясните, почему оно лишнее.

Игра «Четвёртое лишнее»

Я, он, на, ты (предлог)

Я, яма, ты, вы (имя существительное)

Он, она, они, оно (мн. Число)

Мы, я, вы, они (ед. число)

Они, мы, но, он (союз)

- С какой частью речи познакомились?

– Почему эта части речи получила такое название?

– Что нового для себя узнали?

- Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке. Вы были активны, внимательны, старались, были настоящими исследователями. Итак, прочитаем нашу исследовательскую карточку. Что у вас получилось?

- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение мы.

УУД

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. 

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание

УУД Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке.

11.

Рефлексия в конце урока

 Цель для обучающихся: 

Показать свое отношение к изученному материалу на уроке

Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий.

Задачи:

- создание положительных эмоций;

- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Самооценка обучающихся.

Оцените свою работу на уроке при помощи условных знаков на карточках «Я знаю»

+   (плюс)  Я понял, что такое местоимения,

                   и могу это объяснить одноклассникам.

!   (восклицательный знак)  Я понял, что  такое местоимения, но не уверен, что объясню другому.

 -      (минус)     Я не совсем понял, что такое  местоимения

УУД Регулятивные - анализировать проделанную  работу.

12.

Задание на дом.

Учить правило  стр. 50. Выполнить упр. 87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Конспект урока по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели урока: Дидактические: - наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений; - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.Раз...

Открытый урок по русскому языку "Понятие о местоимении. Личные местоимения"

На уроке использовала рациональные методы, приемы и средства обучения, стимулирования и контроля, которые обеспечивают познавательную активность учащихся....

Урок русского языка "Понятие о местоимении. Личные местоимения" в 3 классе

Урок-исследование, развивает исследовательские навыки. Применяется групповая и парная работа....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Местоимения»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Местоимения» Цели деятельности учителя:формирование представления о  местоимениях как части речи и знакомство учащихся о правилах написа...