Конспект урока по русскому языку "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспект урока по русскому языку "Антонимы" для второго класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Антонимы» по УМК «Школа России» «Русский язык: 2 класс. 1ч.» Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Цель: ознакомление с понятием «антонимы» через формирование и развитие ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности

Задачи:

Образовательные: Вести наблюдение за словами, имеющими противоположное значение.

Развивающие: Тренировать умение в подборе антонимов к заданным словам, определять лексическое значение антонимов;

Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, память, речь учащихся;

Воспитывающие: Воспитывать интерес к предмету, познавательную активность, доброжелательность.

Планируемые результаты:

Предметные:

  создать условия для развития у учащихся умения:

  -  использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в   ходе монолога, диалога;

 - находить  слова-антонимы в тексте;

 - работать со словарем;

 - осуществлять самоконтроль при списывании посредством  орфографического чтения.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной    деятельности.

Используемые педагогические технологии:

Личностно-ориентированное обучение.

ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) - работа с заданием на нахождение пар антонимов на экране с комментированием.

Технология работы в парах, группах;

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений,  раздаточный материал.

Методы обучения: системно- деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.

ЭТАПЫ    УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Самоопределение к деятельности. Организационный момент

- Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Слушают учителя.

умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

Настраиваются на урок

Актуализация знаний и фиксация затруднений

1Актуализация знаний

- На доске записаны слова. Прочитайте их. Нет ли среди них лишнего?

Сильный, мощный, слабый, могучий, здоровый

- Почему это слово лишнее?

- Как можно назвать одним словом оставшиеся слова? (синонимы)

- Проведём минутку чистописания и узнаем, какое слово я зашифровала

- Запишите число, классная работа в тетрадь, расставьте  буквы в порядке возрастания, начиная с  самой маленькой. Полученное слово запишите на листок в схему. /см. Приложение 1к уроку/

мтнаиноы

- Какое слово получилось? Знакомо оно вам?

- Как вы думаете, почему я зашифровала именно это слово?

- Как можно назвать наш урок, какова его тема?

- Почему на уроке снова работаем со схемой? (будем записывать только самое главное, её удобно читать)

 - По какой теме мы уже работали с похожей схемой? (синонимы)

- Значит, работать со схемами вы уже умеете. А можете ли вы сказать, что такое антонимы? Похожи ли они на синонимы?

 (предположения детей).

 - Мы встретили затруднение. Как  к нему отнесёмся? (затруднение – наш помощник в учении)

- Как будем искать выход? (сами)

анализируют слова с целью выделения признаков; сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов.

Определяют границы своего знания

уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Уметь анализировать и обобщать.

применяют правила делового сотрудничества

Отгадывают слово, записывают в карточку

Целеполагание

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

Уметь применять полученные умения в новой ситуации.

Постановка учебной задачи

  - Какую цель поставим на уроке? (узнать, что такое антонимы, ответив на вопросы схемы)

-А потом научимся находить антонимы и подбирать им пары.

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

Формулируют цель урока

уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Принимают цель и действуют  по предложенному плану работы (вопросы карточки –схемы)

уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Построение проекта выхода из затруднения

- Прочитаем первый вопрос в схеме – ЧТО ЭТО?

 - Как будем выходить из затруднения? (сами найдём способ выхода из затруднения)

 - Откройте учебники на стр. 54, сравните картинки по опорным словам. Запишите слова парами.

1 у доски, остальные работают в паре в тетради

- Какие пары слов получились? Что можно сказать о словах в паре? Похожи они на синонимы?

Вывод: слова, противоположные по смыслу

Слово АНТОНИМ произошло от древнегреческих слов АНТИ – против и ОНИМ – имя.

Слова – неприятели спорят весь день.

Один скажет «Солнце», другой скажет «Тень»,

Один скажет «Близко», другой «Далеко»,

Один скажет «Низко», другой «Высоко».

- Какой второй вопрос в схеме?

НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЮТ?

Вывод: на один и тот же

 - Давайте проверим, сумеете ли вы  применить новые знания. Соедините слова антонимы парами на экране.

Структурируют знания, выбирают наиболее эффективные способы  решения задач;

Работают по учебнику, записывают слова

Делают вывод, записывают его кратко в схему-карточку

Воспринимают информацию, запоминают.

Делают вывод по результатам работы

Дети передают компьютерную мышку  и находят пары антонимы на экране. См. Приложение2 к уроку

уметь добывать новые знания и записывать их с помощью модели -схемы

Формулируют выводы наблюдений

Подбирают антонимы к словам, зачитываемым учителем

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Уметь подбирать слова с противоположным смыслом

Сравнивают свою работу по образцу.

Уметь планировать свои действия, работать по коллективному плану – находить ответы на вопросы карточки

Физминутка  Цель: Создание условий для снятия умственного и физического напряжения.

Я буду называть движения, а вы делайте всё наоборот:

 - взгляд вверх (вниз)

- наклон влево (вправо)

- руки вниз (вверх)

- сели (встали)

- открыли  глазки (закрыли)

Выполняют действия, противоположные действиям учителя

Первичное закрепление

- Проверим ваши умения находить антонимы в пословицах. Поработаем в группах. Выполним   упр.73 учебника.   Проверка по образцу ( + всё верно, ? – есть ошибки)

Повторяют правила работы в группе

Работают в группах

управление своим поведением – контроль, коррекция, оценка действий группы.

уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

уметь проговаривать свои мысли по выполнению действий на уроке.

Самостоятельная работа учащихся

- Чтобы проверить, как усвоена тема урока, выполним упр.74  учебника. Отгадайте  загадку. Найдите и выпишите антонимы. Дополнительно: используя антонимы, составьте свою загадку или предложение.

 - К кому  из вас можно обратиться за помощью?

- Проверим:

1. Какая пара антонимов у вас получилась?

2. Отгадки

3. Какие загадки или предложения  составили?

Оценивание (+ -всё верно, ? были ошибки)

За творческое задание отдельная отметка.

Преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают.

использовать знаково-символические средства.

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Осознают качество и уровень усвоения; корректируют деятельность: вносят  изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения;

уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Рефлексия деятельности

- Какую цель ставили на уроке? ( узнать, что такое антонимы)

 - Что узнали об антонимах?

 - На все вопросы ответили?

 - Давайте придумаем знак – эмблему к теме нашего урока (день – ночь, чёрное – белое)

 - Оценим нашу работу на уроке по «Лесенке успеха»

ЗНАЮ                                УМЕЮ

- умение работать со словарём

-умение находить антонимы в тексте

- умение подбирать антонимы

 - умение заменять в тексте ДЗ учебник стр.57 упр.57

 - Оценка за урок:  ++ 5                                 +? 4                                   ?? 3

  За творческую работу – 5 или 4

Придумывают эмблему, знак

Уметь преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Соотносят цель урока с результатом своей  деятельности

Уметь применять правила делового сотрудничества

уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....