Урок русского языка в 3 классе «Восстановление деформированных предложений»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лукьянченкова Эльвира Михайловна

Комбинированный урок, включающий работу в группах, с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Восстановление деформированных предложений»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по изучению темы «Предложение. Текст» и представления о предложении и тексте, как информации, состоящей из нескольких предложений, связанных друг с другом, использование знаково-символических средств, для выделения главных членов предложения, частей речи.

Дидактическая цель урока: организовать совместную работу в малых группах с целью восстановления деформированных предложений.

Задачи:

Предметные: способствовать формированию умения восстанавливать деформированные предложения с опорой на цепочки связей в нём.

Метапредметные:

  • познавательные: формировать умение восстанавливать деформированное предложение; выполнять учебное задание в соответствии с целью; развивать умение строить грамотные речевые высказывания;
  • коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач; формулировать собственную позицию и мнение;
  • регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; планировать свои действия;
  • личностные: учить пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию; стимулировать готовность слушать собеседника и вести диалог; учитывать разные мнения и приходить к общему решению в рамках совместной деятельности; учить адекватно оценивать свою деятельность.

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная, в парах.

Средства обучения:

  • компьютерная презентация;
  • конверты с заданиями для работы в парах;
  • солнышко с лучиками; « домики частей речи»;
  • карточки для рефлексии

                                                              Ход урока.

1. Организационный момент.

-Руки?

-На месте!

-Ноги?

-На месте!

-Локти?

-У края.

-Спинка?

-Прямая!

                                     

 Девиз урока:

                         Глаза смотрят и всё видят!

                         Уши слушают и всё слышат!

                       

 Я сначала думаю, потом говорю!

Откройте тетради, подпишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

            / в вв / / б бб / / д дд / / во ва бо ба до да

          Выберете из предложенных слов те, в которых есть согласные в, б, д. 

Ворона, ветер, апрель, медведь, собака, магазин, дорога, север.

  -- На какие две группы можно разделить эти слова?

Восстановление и запись предложения.

-- Пока вы были на перемене, залетел ветер и перепутал все слова в предложении.  

(Ученик составляет из слов предложение на доске.)

                             С севера дует холодный ветер.

Записывают в тетради.

(1 лучик)

3. Формулирование темы и цели урока.  «Восстановление деформированных предложений»

Научиться восстанавливать предложение

4. Повторение о частях речи. Проверка д/з.

Вспомним, о чём мы говорили вчера? Что вы знаете о предлоге?

  1.  Работа в парах с фразеологизмами (вставить предлоги)

Возьмите фиолетовый конверт. Достаньте листок с заданием. Перед вами устойчивое словосочетание, которое называется …? (фразеологизм). Но в нём чего-то не хватает. Определите, какой предлог надо вставить, объясните, что обозначает это словосочетание, объясните написание выделенной буквы.

Зарубить _____ носу. ( Хорошо запомнить)
Как сне
г ____ голову. ( Неожиданно).

Душа уходит ____ пятки. ( Сильно испугаться)
Язык _____ к
остей. ( Болтливый человек)
Л
етать ____ облаках. ( Не слушать, мечтать).

 Один ученик из пары записывает на доске, другой – объясняет.

                      -- Запишите в тетрадь два любых фразеологизма.                 (Слайд )

А какие ещё фразеологизмы вы знаете?

(2 лучик)

  1.    Игры со славами.

А вот на полянке 3 домика. Кто в них живёт? Но что-то не видно жильцов.

--- Откройте жёлтые конвертики. В каждом – карточка со словом. Прочитайте, определите,  к какой части речи относится ваше слово.

(Расселить слова по домикам: Сначала имена существительные, потом глаголы, следом имена прилагательные.)

--- Что мы знаем об им. сущ? об им. прил?, о глаголе? Посмотрите внимательно, что можно сделать с этими словами?

--- Составить предложения из слов.

Ученики составляют предложения.

Идёт проливной дождь. Сверкает яркая молния. Тёмные деревья стоят мокрые.

 Один ученик записывает предложение на доске, выделяет основу и второстепенные члены, остальные – в тетради.

(3 лучик)

5. Физминутка.

Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)

6. Работа в группах.

Вспомним тему нашего урока. Правило – алгоритм. (Слайд)

--- Сядьте группами по 3-4 человека. Возьмите оранжевый конверт. Достаньте листочки с заданиями. Определите порядок слов в каждом предложении, запишите, то, что у вас получилось.

Дети определяют порядок слов, отмечая его на карточках, затем садятся на место и записывают в тетрадь получившийся текст. Зачитывают его. (Слайды с текстами)

  1. над, Высоко, поднялось, солнце, землёй.

                 зачирикали, воробьи, Весело, деревьях, на.

                  ручейки, Зазвенели, по, говорливые, дорогам.

                 Грачи, возвратились, и, скворцы, из, стран, далёких.   (4 лучик)

  1. наших, В, соловьи, живут, лесах.

           Они, свои, на, земле, гнёзда, между, устраивают, корнями, кустарника 

           У, птенцы, соловьев, летом, появляются

                 ищут, летают, день, и, весь, Родители, птенчикам, пищу.   (5 лучик)

  1. осторожный, и, Лиса, зверь, хитрый
    На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней
    красивая, У, мордочка, лисы
    хорош, хвост, Особенно
    рыжими, на, переливается, солнце, Он, искрами.   (6 лучик)

Подведение итогов.

--- Помните, какую цель мы ставили в начале урока? (Научиться восстанавливать предложение). Как вы думаете, вы достигли своей цели?  

Откройте учебник на странице  112.   Найдите упражнение   192.

Как вы думаете, справитесь ли вы дома с этим упражнением? Запишите задание в дневник.

Посмотрите на наше солнышко. Оно расправило свои лучи и теперь засияет ярко и ласково, и наконец-то наступят тёплые деньки. И вот эта  зелёная лужайка превратится в пёстрый ковёр. А мы поможем.

7.  Рефлексия.

      Возьмите зелёные конвертики. В них вы найдёте цветы.

Вспомните весь урок. Вам понравился урок? Что было самое трудное? Тот, кто считает, что он хорошо поработал, но  не всё понял на уроке, и у него остались вопросы, возьмите жёлтый цветок. Тот, кто хорошо работал и всё понял, возьмите красный цветок. А кто хорошо работал, всё понял и получил удовольствие от урока, возьмите розовый цветочек. И давайте украсим нашу поляну.

Я добавлю ещё один фразеологизм в вашу копилку: «Быть на высоте». Как вы его понимаете? (Проявить себя достойно)

Спасибо за урок! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 2 класс Восстановление текста

Презентация урока по учебнику Т.Рамзаевой...

Презентация к уроку русского языка 2 класс Восстановление текста

Презентация урока по учебнику Т.Рамзаевой...

Конспект по русскому языку 2 класс. Восстановление деформированного текста

Научить детей восстанавливать и записывать деформированный текст; сообщить познавательный материал о цветах; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, обогащать словарный за...

Урок русского языка 2 класс "Грамматическая основа предложения".

Урок разработан для учащихся 2 класса по УМК "Школа 2100". Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов п...

Урок русского языка. 2 класс . Тема: «Восклицательное предложение».

Цель:  углубление представлений учащихся  об интонации предложений; развитие умения правильно произносить предложения, потреблять нужный знак препинания...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс ТЕКСТ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта урока русского языка 1 классТекст и предложение...

Урок русского языка, развитие речи, восстановление деформированного текста "Говорящий скворец"

Урок русского языка, 1 класс, развитие речи, восстановление деформированного текста "Говорящий скворец". Виды речи: письменная и устная. Правила письменной речи. Восстановление деформированного текста...