Урок русского языка 2 класс "Грамматическая основа предложения".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Афоненко Валерия Владимировна

Урок разработан для учащихся 2 класса по УМК "Школа 2100". Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afonenko_v.v._urok_rus.yaz_.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 2 класс («Школа 2100»)

Учитель Афоненко Валерия Владимировна

Тема

Грамматическая основа предложения

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «грамматическая основа предложения», познакомить с существенными признаками главных членов предложения.

Задачи урока:

  1. Актуализировать знания учащихся о предложении, развивать умение конструировать предложения.
  2. Закрепить навык правописания словарных слов.
  3. Учить находить главные члены предложения, пользуясь вопросами.
  4. Развивать внимание, мышление, речь.
  5. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.
  6. Воспитывать правильное отношение к животным.
  7. Организовать учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесберегающего образования.

Оборудование: 

  1. презентация;
  2. карточки с образцами написания букв;
  3. иллюстрация с изображением медвежонка.

                                                                                         

                                                                                               

Ход урока

1. Организационный момент.

      С добрым утром, детвора!

            Новый день встречать пора.

            Петушок с утра поёт,

            На зарядку всех зовёт!  

2. Разминка.

Упражнения дети выполняют стоя.

1. Наклоны головы вперед. Возвращение в исходное положение.

2. Поворот головы вправо. Возвращение в исходное положение.

3. Поворот головы влево. Возвращение в исходное положение.

4. Круговые движения плечами вперед.

5. Круговые движения плечами назад.

6. Потянуться с поднятыми вверх руками.

7. Перекатывание с пяток на носок, стоя на месте.

8. Вращение туловищем в одну и в другую сторону.

3. Минутка чистописания.

(На каждой парте лежат две карточки с образцами написания букв. Заполнить внутри контура рисунка написанием буквы по образцу).

–Ребята, сейчас ваша задача состоит в том, чтобы определить, кто какую карточку возьмёт. Сделать вы это сможете, если верно отгадаете мои загадки.

                     (для первого варианта)

  1. Что за зверь такой лесной?

                  Встал, как столбик, под сосной.

                  И стоит среди травы-

                  Уши выше головы. (заяц)

                      (для второго варианта)

  1. Великан в бору живёт.

                  Он сладкоежка - любит мёд.

                  Когда испортиться погода,

                  Ложиться спать – да на полгода! (медведь)

               

4. Работа со словарными словами.

Ребята, а вы догадались словарные слова какой тематики  мы будем сегодня повторять? (словарные слова – названия животных)

  1. (Комментированное письмо) #Собака, петух, медведь, ворона, корова, воробей, заяц, сорока, лисица, баран.
  2. На какие группы можно разделить слова – названия животных? (Первая классификация: птицы и звери; вторая классификация: дикие и домашние животные)
  3. Назовите правила обращения с животными. (Не навязываться животному в друзья, если оно дружить не хочет. Не разорять птичьи гнёзда. Не гладить незнакомое  животное. Не трогать животное, когда оно находится рядом со своим детёнышем. Мыть руки после игры с животным. Не трогать животное, когда оно ест. и др.)

5. Развитие речи.

(на доске иллюстрация с изображением медвежонка)

  1. Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите? (медвежонка) Составьте предложение из двух слов. (Медвежонок ест.)
  2. Что вы составили? (предложение)
  3. Про кого говорится в этом предложении? Что вы узнали про медвежонка? (он ест)
  4. А можно ли из вашего предложения узнать, ЧТО ест медвежонок?
  5. Составьте  новое предложение. (Медвежонок ест мёд.)
  6. Сколько слов в этом предложении? Прежде чем его записать, вспомните, как записывается предложение. (Начинаем писать с заглавной буквы, в конце ставим точку, ! или ?)

  1. Голосом покажите, что это предложение может быть восклицательным.

 (меняем логическое ударение)

  1. Голосом покажите, что это предложение может быть вопросительным.

6. Изучение нового материала

  1. Вернёмся к нашему предложению. (учитель записал его на доске #Медвежонок ест мёд.) Представьте, что из предложения выпало первое слово. Прочитайте, что получилось? Нам понятно, кто ест мёд? Нравится вам такое предложение?
  2. А теперь выпало второе слово. Что получается? Это предложение? Что здесь непонятно?
  3. (действия медвежонка) 
  4. Из предложения выпадает третье слово. Можно ли назвать это предложением? (да)
  5. Верно, это предложение. Слова, которые входят в это предложение, называют главными. Без них предложение не получается.
  6. Далее идёт работа следующим образом: дети задают вопросы к каждому слову; смотрят, что оно обозначает. Учитель показывает, как подчёркиваем и называем главные члены предложения.
  7. Учитель проговаривает для  учеников несколько вариантов названий: грамматическая основа предложения, главные члены предложения, подлежащее и сказуемое.

7. Физкультурная пауза.

  1. Если я называю предмет, то вы хлопаете в ладоши. Если я называю действие, то вы приседаете.

Лес, дерево, прыгает, мышка, улыбаются, морковь, смотрит, мяукает, белка, дупло, сидит, кошечка, летают, плавает, кролик.

  1. На этом этапе можно выполнить любые упражнения для снятия усталости с глаз

8. Закрепление изученного материала.

  1. Слова, которые я произносила, взяты мною с иллюстрации. Прочитайте задание. Что такое грамматическая основа предложения? Что вы можете сказать о  подлежащем? Как подчёркиваем? Что вы можете сказать о сказуемом? Как подчёркиваем? Давайте выполним задание.
  2. Белка сидит на ветке. Корова смотрит на бочку. Кошка мяукает. и т.д.

9. Физкультурная пауза.

      Мы закроем все тетрадки

                        И приступим к физзарядке.

                        Руки за спину кладём,

                        По тропинке в лес идём.

(сопровождается движениями по сюжету)

Солнцу, утру каждый рад.

Звери встали дружно в ряд:

Поработали ушами,

На зарядку побежали.

Прыгни выше! Раз, два, три!

А теперь не стой, беги!

Зайка прыгает – прыг-скок!

Белка смотрит в потолок.

Петушок идёт вприсядку.

Вот и кончилась зарядка.

10. Домашнее задание.

«Дидактический материал» стр.40, упр79

11. Самостоятельная работа.

«Дидактический материал» стр.40, упр78

12. Итог урока.

  1. Что мы называем грамматической основой предложения?
  2. Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Главные члены предложения (основа предложения)" 2 класс УМК "Школа России"

Базовый учебник:  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий      Тема урока: Главные члены предложения (основа предложения)Тип урока: изучение нового материала (постановка учебной задачи)Зада...

Урок русского языка " Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. 1 класс

Урок русского языка " Текст и предложение (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. 1 класс....

презентация к уроку русского языку 1 класс "Предложение. Грамматическая основа предложения""

УМК «Развивающая система Занкова»1.     Русский язык, 2 класс, А.В. Полякова2.     Тема урока: «Ударение.».3.     Ди...

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...