Урок русского языка "Однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Конспект урока русского языка для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_moy.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: «Однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами».

УМК «Школа России», Канакина В.П, Горецкий В.Г., Русский язык. Учебник, 4 класс.

Учитель: Вепрева Юлия Николаевна

Тип урока: открытие новых знаний

Использована технология  развития критического мышления через чтение и письмо.

Цель урока:

создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся в совершенствовании знаний об однородных членах предложения.

Задачи урока:

  • повторить основные признаки однородных членов предложения; познакомиться с правилами постановки знаков  препинания при однородных членах,
  • развивать умения и навыки учащихся находить однородные члены предложения, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами, читать схемы, составлять схемы предложений с однородными членами; развивать логическое мышление, коммуникативные умения – строить предложения с заданным языковым элементом; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость,
  • прививать любовь к родному языку, желание творчески подходить к анализу языковых явлений.

Планируемый результат

Личностные умения

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные   умения

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные умения

- умение находить однородные члены предложения; 

-умение объяснять условия постановки знаков препинания при однородных членах предложения;

- умение   составлять кластер по теме и делать вывод.

I этап. Вызов

Цели деятельности

Ситуативное задание

Деятельность обучающихся

Планируемый результат

-активизировать имеющиеся знания, связанные с однородными  членами предложения,

 - мотивировать обучающихся к изучению темы,

- определить проблемные вопросы урока;

 Организационная часть урока.

Деление на группы

Проблемная ситуация:

Ребята, еще в древние времена люди говорили о том, как важно быть грамотным. А что же происходит в наши дни? Современный мир нельзя представить компьютерных технологий. Мы часто общаемся друг с другом при помощи СМС и интернета. Так ли важно быть грамотным, соблюдать правила орфографии и пунктуации?  Как вы считаете?

Рассмотрим такую ситуацию:

В своей книге «В стране невыученных уроков» Лия Гераскина рассказывает историю о том, как судьба героя зависит от фразы «Казнить нельзя помиловать».

Как можно ее понять? Какое правило Должен был знать Виктор Перестукин, чтобы остаться в живых?

Сделайте вывод.

(Правила пунктуации надо соблюдать, чтобы наша речь была понятной, правильной, красивой).

- Давайте поставим запятую так, чтобы спасти Виктора. Запишем предложение.

- Проверим по эталону. Если вы справились с заданием, поставьте + на полях.

Еще один пример: Вера написала записку «Мы встретили соседа товарища и его сестру». Как можно ее понять? Запишите предложение, поставив запятые в разных местах (учитель помогает, используя интонацию перечисления)

- А что мы можем сказать об этом предложении?

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Предлагаю перед началом работы ответить на несколько вопросов:  

- Как называются одинаковые члены предложения? Какими признаками они должны обладать, чтобы так называться?

- Когда между такими членами предложения знаки препинания не ставятся? А когда ставятся?

Эти вопросы будут для вас главными на уроке. В конце урока мы должны будем на них ответить. (Отсроченная догадка)

-Что вы знаете о членах предложения, об одинаковых членах предложения? (все высказывания обучающихся фиксируются на доске без комментариев и оценки правильности) (Прием «Корзина идей»)

Высказывают свое мнение

- В нем есть одинаковые члены предложения

- Предложения с одинаковыми членами и знаки препинания в них

Высказывают свои предположения

Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- знание основных изученных понятий по теме «Члены предложения»;

-умение объяснить данные понятия

 Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение;

II этап. Осмысление содержания

Познакомиться  с новой информацией, сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, учиться делать взаимопроверку по эталону.

Задание 1 группе: Прочитайте статьи «Однородные члены предложения», составьте кластер по определению, подготовьте рассказ об однородных членах предложения. (Используя материалы в учебнике с. 27, 29).  

 

Задание 2 группе: Изучите материал по теме «Постановка знаков препинания при однородных членах предложения» на страницах 30-33 учебника. Составьте схемы  по постановке знаков препинания при однородных членах предложения .

-Представьте свои работы (Экспертиза  работы).

- Если у вас все получилось, поставьте + в тетради.

- Попробуем составить алгоритм нахождения однородных членов предложения, правила постановки запятой.

Обобщение полученных знаний. 1) На слайде записаны предложения:

В большом лесу во время бури деревья стонут трещат ломаются. Мячик был не голубой а красный. Мальчик ответил на уроке хорошо но допустил несколько ошибок при написании слов. Ночь была морозная и звездная. (Группам задания выдаются на карточках)

- Найдите однородные члены предложения, пользуясь алгоритмом поставьте запятые, начертите схемы.

- Проверим друг друга.

- Сравним свой результат с эталоном. (На слайде)

- Если у вас все получилось, поставьте + в тетради.

- Сделайте вывод, что нужно сделать, чтобы правильно расставить запятые в предложении с однородным членами?

2) Выпишите из текста предложения с однородными членами, поставьте запятые, составьте схемы.

Жили-были кот дрозд и петушок. Прибежала к избушке лиса села под окошко и запела песенку. Петушок выставил головку в окно. Лиса схватила его в когти и понесла в свою нору. Петушок закричал. Кот и дрозд услыхали крик петушка бросились в погоню и отняли у лисы петушка.

Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями в группах, проверьте работу по эталону, поставьте оценку соответственно критериям (Критерии записаны на слайде)

- Если у вас все получилось, поставьте + в тетради.

Контроль:

 - Ответьте на вопросы теста, я его проверю и завтра скажу вам свое мнение – насколько успешно мы сегодня поработали. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Выполняют задания

Представление группами промежуточных  результатов работы (составление и комментирование кластера и схем предложений).  Внесение  дополнений  в  свои  работы  результатов другой группы

С помощью учителя, с опорой на кластер составляют алгоритм (он фиксируется на доске)

Обсуждают в группах, выполняют задание, пользуясь алгоритмом. Учитель помогает группам.

2 группа выделяет однородные члены предложения (1 группа комментирует правильность выполнения, исправляет при необходимости), 1 группа расставляет запятые, чертит схемы (2 группа комментирует правильность выполнения, исправляет при необходимости)

Делают вывод

После обсуждения в группах записывают предложения в тетради.

Проверяют работы другой группы по эталону, выставляют друг другу оценки.

Выполняют тест, сдают учителю на проверку

Регулятивный

 - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметный:

- знание основных   понятий по теме «Однородные члены предложения и знаки препинания при них»;

-умение объяснить данные понятия

 Коммуникативный:

-умение   анализировать и обсуждать услышанное или прочитанное;

- слушать и понимать собеседника 

Научиться   соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности

Ответы  на проблемные вопросы. (Отсроченная догадка)

- Какие члены предложения называются однородными?

- Когда и какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?

-Соотнесите свои «новые» знания с вашими высказываниями, записанными на доске в начале урока.

- На  следующих уроках мы продолжим работать по теме, будем закреплять то, чему научились сегодня на уроке.

- Посмотрите, сколько плюсов вы поставили в своей тетради. Оцените, насколько успешно сегодня поработал каждый из вас.

- В той атмосфере, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось ли вам  то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

 На доске вы видите схемы предложений с однородными членами.

Красная – все понравилось, все понятно!

Синяя – остались еще вопросы по теме…

Зеленая – мне показалась данная тема очень трудной, я бы хотел еще раз разобраться в ней.

– закрасьте кружок в тот цвет, который соответствует характеристике вашей работы на уроке.

Отвечают на вопросы.

Соотносят высказывания из «Сундука идей»

Осуществляют рефлексию

Коммуникативный          -обмен мнениями о новой информации  

   Мотивационный           -побуждение к дальнейшему расширению  информационного поля  

  Оценочный                      -соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  оценка процесса

Домашнее задание

 С. 33, упр. 45.

- Тот, кто хочет выполнить задание посложнее, может самостоятельно составить и записать предложения с однородными членами, составить к ним схемы.

Приложение 1.

ТЕСТ «ОДНОРОДНЫЕ   ЧЛЕНЫ   ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Выберите верные утверждения:

1.Члены предложения называются однородными, если …

  1. отвечают на один и тот же вопрос;
  2. относятся к одному и тому же члену предложения;
  3. являются одним и тем же членом предложения;
  4. пишутся с одной и той же орфограммой;
  1. Однородные члены предложения могут быть связаны между собой …
  1. интонацией перечисления;
  2. союзами;
  3. предлогами.
  1. Однородные члены предложения могут быть связаны между собой союзами …
  1. и     2) из     3) а     4) на     5) но     6) над
  1. Между однородными членами предложения ставится запятая …
  1. Если однородные члены связаны интонацией перечисления;
  2. Если однородные члены связаны союзами  а,  но;
  3. Если однородные члены связаны союзом  и;
  1. Между однородными членами предложения не ставится запятая …
  1. Если однородные члены связаны союзами  а,  но;
  2. Если два однородных члена предложения связаны союзом  и;
  1. Перед какими союзами между однородными членами всегда ставится запятая?
  1. а     2) но     3) и

7. Отметь предложения, в которых правильно поставлена запятая.

1) Издавна дружат люди с березой, хранят любовь к этому замечательному дереву.

2) Береза любит свет и простор, не боится лютых морозов.

3) С удовольствием пьют березовый сок не только люди но и животные.

4) Лакомятся живительной влагой синицы, зяблики, малиновки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях

Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....

Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация

Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения"

Урок русского языка по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения" проводился в 1 классе. Цель урока: закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...

конспект урока русского языка 4 класс. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка 4 класс. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....