Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Анжелика Шевлякова

Данный материал позволит в доступной и иллюстративной форме интересно провести урок повторения по частям речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_po_teme.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме: Части речи (повторение)

Цели:

1. Создать условия для обобщения знаний учащихся о частях речи. Формировать умение распознавать части речи. 
2.Способствовать развитию творческого мышления, внимания, орфографической зоркости. 
3. Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности. 
Оборудование: интерактивная доска, опорные схемы, разноуровневые задания на карточках, тесты 
Тип урока: обобщение. 
Методы: проблемный, частично – поисковый, наглядный, игровой 
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая 
Технология: элементы проблемного обучения, ИКТ, уровневой дифференциации

Ход урока 
I. Вводно-мотивационный этап. 
1. Психологический настрой 
Ладошки.

II. Операционно-познавательный этап 
1. Выход на тему и цель урока. 
У нас сегодня необычный урок русского языка, потому что к нам пришли необычные гости. А кто они, вы узнаете по визитным карточкам, которые сейчас прослушаете. 
Представление гостей. 
а) Эта часть речи может превращаться в любые предметы: живые и неживые. 
Как зовут нашего гостя? (Имя существительное) 

(слайд № 1 и слайд № 2) 
– Посмотрите, какие предметы на рисунке, и на какие вопросы отвечают эти предметы. 
(Что? солнце, тучка, дерево, дождь. Кто? кот, собака) 
- Что обозначает существительное? 
-На какие вопросы оно отвечает?

б) Встречайте второго гостя: 
Художницу нашу знает весь свет 
Раскрасит художница всякий предмет. 
Ответит всегда на вопросы такие: 
Какой? Какая? Какое? Какие. 
Оно с существительным живёт на редкость дружно, 
Изменит окончание, когда ему нужно. 
Оно его не бросит в воде и на земле: 
Стоит в одном с ним роде и в одном числе. 
– Как зовут нашего второго гостя? (Имя прилагательное) 
(слайд № 3 и слайд № 4)

Опишите предметы. 
- Что обозначает имя прилагательное? 
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное? 

в) Встречайте третьего гостя: 
Я, страшное дело, какой деловой, 
В любые дела ухожу с головой. 
Задачи решаю, на скрипке играю, 
Сынишку соседки в коляске катаю, 
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю, 
И на стадионе голы забиваю, 
Укроп поливаю, кусты подстригаю, 
И чисто – пречисто весь двор подметаю. 
Дорожки в саду я песком посыпаю, 
А после работы в тени отдыхаю. 
Как зовут нашего третьего гостя? (Глагол) 
(слайд № 5 и слайд № 6)

Поставьте к словам вопрос. 
-Что обозначает глагол? 
-На какие вопросы отвечает глагол? 
Какое общее название можно дать всем этим гостям? (Части речи) 
Значит, что мы будем сегодня повторять?

На доске тема: Части речи. Повторение. 

2. Обобщение (работа в группах) 
А сейчас давайте обобщим все, что вы знаете о частях речи. Гости урока хотят, чтобы вы о них всё написали, а затем рассказали. 
(Раздаю группам опорные схемы) 
Имя существительное 
1.Что обозначает 
2.Отвечает на вопросы

3.Каким бывает
4.Как изменяется 
1. 
2. 
3. 

Имя прилагательное 
1.Что обозначает 
2.Отвечает на вопросы 
3.Как изменяется
1. 
2. 

3.
Глагол 
1.Что обозначает 
2.Отвечает на вопросы

3.Что имеет 
3.Как изменяется 
1. 

2.

3.

Учащиеся в группах обсуждают и заполняют опорные схемы. Затем представители от групп рассказывают по схемам всё об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. (слайд № 7) 
-Зачем мы проводили с вами эту работу? 
(Повторили все, что мы знаем о частях речи)

3.Физкультминутка  
Встали, вышли из – за парт. 
Если я буду называть глагол – вы приседаете, если имя существительное – встаёте – руки по швам, если имя прилагательное – показываете волну рукой. 
Слова: Природа, оживает, птицы, прилетают, день длинный, светлый, деревья распускаются. 
4. Каллиграфическая минутка.

Запись числа 
4.Орфографическая минутка 

Раздаю карточки. На них слова:

Зеленые на появились листочки деревьях.

Составьте со словами предложение, найдите орфограммы. Обозначьте знакомые вам части речи. 
(Записывают предложение, выделяют орфограммы, обозначают части речи)

 Зрительная пауза. (слайд № 8)

5. Закрепление пройденного. 
1) Игра «Расставь по своим местам» (на интерактивной доске слайд № 9) 
Проблемная ситуация 
Даны слова: - Ваша задача распределить по столбикам в зависимости от частей речи. (Тетрадь, школьный, учиться, ученик, пенал, классная, думать, умные, решает, карандаши, трудного, пишут, тихо) 
- Ребята, а в какой столбик мы отнесем слово тихо? Как вы думаете? Почему?

(слайд № 10) 
- Значит, мы знаем не все части речи? Ещё со многими другими частями речи нам предстоит знакомиться дальше. 
- Что объединяет все эти слова?

2) Тест

1. Что обозначает имя существительное? 
а) предмет б) признак предмета в) действие предмета 
2. Что обозначает имя прилагательное? 
а) предмет
б) признак предмета в) действие предмета 
3. Что обозначает глагол? 
а) предмет б) признак предмета
в) действие предмета 
4. Из данных слов выбери имена существительные. 
а) светлый, добрый б) бегать, играть
в) солнце, свет 
5. Из данных слов выбери прилагательные. 
а) светлый, добрый б) бегать, играть в) солнце, свет 
6. Из данных слов выбери глаголы 
а) светлый, добрый
б) бегать, играть в) солнце, свет

а), б), в), в), а), б)

 III. Этап контроля и рефлексии. 
- Какие три гостя приходили к нам сегодня на урок? 
- Давайте расскажем то, что мы о них знаем. 
- А как вы думаете, мы знаем о них всё или не всё? 
- Кто доволен своей работой на уроке? 
- Какое задание вызвало затруднение?

Выбрать нужный смайлик

IV. Домашнее задание.

у. 239






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"

Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива

Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Развитие речи. Составление текста для поздравительной открытки"

Сочинять  поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, бога...

Конспект урока русского языка (4 класс). Тема: «Части речи. Глагол». УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: совершенствование умения определять и изменять  форму  глагола;  закрепление умения нахождения глаголов в тексте; развитие умения определять грамматические пр...

Конспект урока русского языка 4 класс "Наречие как часть речи " Школа России

На данном уроке учащиеся знакомятся с новой частью  речи наречием....

Конспект по русскому языку 2 класс по теме "Части текста"

Обучающиеся научатся выделять части в тексте; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем....