Обобщение знаний по теме: "Местоимение" 4 класс ФГОС "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Письменкова Тамара Васильевна

Презентация, конспект, технологическая карта, самоанализ, ресурсный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie4klass.rar2.18 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа № 2

Русский  язык

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«МЕСТОИМЕНИЕ»

4 класс

Подготовила:

Письменкова Т. В. - учитель начальных классов

                       

   

                             

г. Стародуб

2018-2019 уч. год

ТЕМА: «Обобщение знаний о местоимении»

Педагогические  задачи  урока:

 - обучающие

- расширять знания обучающихся об употреблении местоимений в речи ;

- закреплять умение орфографически правильно обозначать на письме  местоимения с предлогами;

- совершенствовать умение определять морфологические признаки местоимений;

- развивающие

- развивать логическое мышление, культуру речи обучающихся, слуховую и зрительную память;

- развивать устную и письменную речь обучающихся,  творческие способности;

- развивать умение работать самостоятельно, в парах, в группах;  

- воспитательные

- воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга, за порученное дело;

- прививать интерес к предмету.

                                Планируемые результаты:

- личностные УУД: 

осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка;

принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого»;

осознанно готовиться к урокам русского языка, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

формировать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные УУД:

- познавательные УУД:

распознавать местоимение среди других частей речи и давать характеристику этой части речи в соответствии с грамматическими признаками;

определять род, число, падеж личных местоимений в косвенной форме;

устанавливать наличие в словах – местоимениях орфограмм и обосновывать  написание местоимений в косвенных падежах;

- регулятивные УУД: 

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- коммуникативные УУД:

свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

предвидеть последствия коллективных решений.

УМК «Школа России».

Учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  4 класс  В 2-х  ч. - М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

На уроке используется мультимедийная презентация.

Оборудование:

- разноуровневые задания;

- экран,  презентация (проецирование на экран на отдельных этапах урока 20 мин.);

 - смайлики  для  самооценки.

Ход урока

I.    Организационный момент

Цель: осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.

1. Психологический настрой к уроку

- Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Подарим улыбки гостям.

- Сегодня у нас необычный урок,

На нём подведём мы работы итог.

Сегодня ждут нас старые друзья,

Побываем у них вместе – вы и я!        

Работаем под девизом «Хочу все знать»!

- Для успешной работы на уроке мы возьмём с собой три волшебных слова:

- активность

- внимание

- старание

II. Самоопределение к деятельности.

     Постановка учебной задачи.

- А что это за  старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.

(Читаю  стихотворение)

- Применяем мы всё это

Вместо имени предмета,

Нам на всё оно укажет,

Но ничьих имён не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как не крутись,

В речи нам не обойтись!

- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?

Дети: - Это местоимения!

- Верно, это наши друзья местоимения.

- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи, так как они приготовили нам много занимательных заданий.  Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!

- Но чтобы попасть в город «Местоимений», мы должны определить задачи нашей экскурсии.  

Задачи на уроке:

Ответы детей: Мы вспомним: - что такое местоимение

                                                 - что местоимение имеет лицо и  число

                                                 - что местоимение может  заменить имя существительное

Мы повторим: - как местоимение может изменяться по падежам

                           - как пишется местоимение с предлогами

Мне пригодится: - знание местоимений для того, чтобы я был грамотным

                    - знание местоимений, чтобы  моя речь была интересной,  разной, чтобы

                      хорошо и правильно писать.

III. Актуализация знаний.

1. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

- У вас сегодня будет необычное чистописание.

- И начнём мы свой урок,

Несомненно, с этих строк.

Вы на строчки посмотрите-

Что заметили - скажите?

- Прочитайте, что же здесь написано?

(Дети читают.)

 В, НА, А, НОС, Я, ОН, НО, ПОД, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ   (Слайд  )

- Так что же вы заметили?

Д.: - Здесь записаны разные части речи.

- Какие части речи вы здесь заметили?

Д.: - Предлоги, союзы, существительное, местоимения.

- Я предлагаю вам выписать только местоимения  к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!

- Следим за своей посадкой.

- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?

Д. - Предлоги: В, НА, ПОД.

Д.- Союзы: А, НО.

Д.-  НОС, что? НОС – это существительное.

Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.

- Что же такое местоимение?

- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения

- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?

Д.: - Повторили части речи.

- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.

- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…

2. Словарная  работа.     (Слайд)

- Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались:

Аллея,  горизонт,  соловей,  яблоко,  жёлтый,  ворона.

Самопроверка

- Что повторили, выполняя это задание?

Д.: - Правописание непроверяемых безударных гласных.

3. Игра «Домик»    (Слайд)

- Местоимения, выстроив себе домик, попрятались по разным квартирам. Расселите их правильно.

Лицо

Число

 

      

Единственное

Множественное

1 лицо

ты

я

2 лицо

мы

вы

3 лицо

Они,  оно

он, она,

Обмен тетрадями. Взаимопроверка.

Самопроверка  по  слайду.   (Слайд)

Лицо

Число

 

Единственное

Множественное

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

- Что мы повторили, выполняя это  задание?

Д.: - Какое местоимение к какому лицу и числу относится.

- Составить предложение с любым местоимением, подчеркнуть грамматическую основу предложения.

- Чем местоимение является в предложении?

IV. Закрепление.

- Местоимения предлагают вам задания:

1. - Вспомните, как изменяются местоимения?

Технология  «Микрофон»  (устно)

Просклонять местоимения я, ты, вы, он, она, оно, они.

Падежи

Вопросы

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

И. п.

кто?

я

ты

мы

вы

он

она

оно

они

Р.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Д. п.

кому?

мне

тебе

нам

вам

ему

ей

ему

им

В.п.

кого?

меня

тебя

нас

вас

его

её

его

их

Т.п.

кем?

мной

тобой

нами

вами

им

ею

им

ими

П.п.

о ком?

обо мне

о тебе

о нас

о вас

о нём

о ней

о нём

о них

 2. – Повторим, как пишутся местоимения с предлогами?

- Поработаем в парах.

- Раскройте скобки и запишите местоимения в нужном падеже.   (Слайд)

всегда  с  (она) …                         заботился  о  (он)…

плыл  от  (они)…                        отвечаю  за  (она)…

подошёл  к  (он)…                       спросил  про  (они)…

Самопроверка  по  слайду.

всегда  с  ней …                         заботился  о нём…

плыл  от  них…                        отвечаю  за  неё…

подошёл  к  нему3…                  спросил  про  них…

3. – Что повторили, выполняя это задание?

Д.: - Если личное местоимение 3 лица он (она, оно, они) употребляется с предлогом, то  при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы н.  

- Выполнить морфологический разбор местоимения (к) нему.

Д: (к) нему – мест., н.ф.-он, 3 л., ед. ч., м.р., Д.п., втор.чл.

Самопроверка.

V. Физкультминутка.

- Я иду и ты идёшь (маршируют на месте, руками показывают на себя и на друзей)

- Раз, два, три.      (хлопки)

- Я пою и ты поёшь

- Раз, два, три

- Мы идём и мы поём

- Раз, два, три

- Очень дружно мы живём (показывают большой палец)

- Раз, два, три.  (хлопки руками над головой)

- Отдыхаем и запоминаем.

- Отдыхаем с пользой.

- Хлопните в ладоши, если не согласны с утверждением.

  • Местоимения указывают на предмет и называют его.

"Я" - это личное местоимение 1 лица единственного числа.    (Хлопок)

  • Личные местоимения изменяются по падежам.
  • "Она", "оно", "они" - местоимения 3 лица единственного числа.

"Нам", "нас", "нами" - формы местоимения "мы".     (Хлопок)

  • Личные местоимения изменяются по лицам и числам.

"Тебе" - это форма местоимения "я".    (Хлопок)

"Нас" - это форма местоимения "вы".     (Хлопок)

VI. Включение изученного в систему  знаний.

  1. Работа с учебником.

 Упражнение 123    

Сценка «Разговор лягушек» (разыгрывание по ролям)

- Какие местоимения встретились в сценке?

- Запишите их. Определите лицо, число, падеж

Ты (2 л., ед. ч., И.п.)     к нам (1 л., мн. ч., Д.п.)  к вам (2 л., мн. ч., Д.п.)  

нам (1 л., мн. ч., Д.п.)

- Самопроверка.

- У кого без ошибок?

  1. Разноуровневая самостоятельная работа  (на бумаге)

  1. Записать предложения с пропущенными личными местоимениями. Обозначить их лицо, число.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу …  решают? Завтра …  пойду в библиотеку.

  1. Спиши, ставя местоимения, данные в скобках, в нужный падеж . Вставь пропущенные буквы, обозначь падеж.

(Я) было лет шесть, а брату около двадцати. Он брал (я) в лес за гр.бами. У (мы) была  бол.шая  к.рзина.  Под каждым дер.вом (мы) ждали гр.бки. Лес был для (я) любимым местом.

  1. Восстановите предложения, вставляя подходящие по смыслу существительные. Подчеркните основу предложения.

(Она) привела нас в лесную глушь. На полянках играет солнечный (он). На (них) дрожат капельки росы. Весело поют (они). Из лесу выскочил (он). 

– Для выставления оценки я проверю сама.

  1. Творческое задание от местоимений.  «Составляем  синквейн»      (Слайд)

            1 строчка : Ключевое слово    

   2 строчка : два прилагательных

  3 строчка : три глагола

  4 строчка : короткое предложение

  5 строчка : Одно слово, связанное с данным понятием.

- Выполняем самостоятельно    (Слайд)  

           1 строчка : Местоимение    

2 строчка : личное, важное

3 строчка : указывает, не называет, изменяется

4 строчка : С ним избегаешь повторения

5 строчка : Замена.

- Мы справились с заданием местоимений.

- Двое наших ребят работали над творческими заданиями от местоимений. Послушаем, на какие их «хитрые» вопросы они отвечали.

(Дети задают «хитрые» вопросы, класс отвечает.)

VII. Рефлексия. Итог урока.

- Понравилось ли вам гостить у местоимений?

- Справились ли мы с задачами, которые они перед нами ставили?

- Что на уроке было для меня самым интересным?

- Что на уроке было трудным?

- Оцените свою работу на уроке смайликами:

Жёлтый: Мне было интересно, я понял, что такое местоимение, смогу их распознать;

Зелёный: Мне было интересно, но ещё не всё усвоил о местоимении;

Красный: Я не совсем понял, что такое личные местоимения.

VIII. Домашнее  задание

  1. Найти и записать 5 загадок, в которых есть местоимения.
  2. Записать 5 пословиц и поговорок с местоимениями.
  3. Составить текст – поздравление, употребив местоимение.

- Провожая вас, местоимения передали вам такое напутствие:

«Нам бы очень хотелось, чтобы в вашем классе чаще звучало местоимение МЫ (Все дети получают сердечки с надписью Я + Я = МЫ)   (Слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме "Обобщение знаний о спряжении глаголов". УМК "Школа России"

Данная разработка представлена в виде технологической карты урока, разработанной в сосответствии с ФГОС....

Тема: Обобщение знаний о глаголе. 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: русский языкКласс: 2еТема урока: «Обобщение знаний о глаголе»Цели урока: формировать навык раздельного написания глаголов с частицей не; обобщить знания о единственном и...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: Обобщение знаний по разделу «Местоимение»...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...

Конспект урока "Обобщение знаний о местоимении" (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: развитие умений определять лицо, число и род (род для 3-го лица единственного числа) местоимений, употреблять местоимения в речи.Планируемые результаты:Предметные:-знать, чт...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты:  Предметные:   -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...