Этап урока Методы и приёмы | Время | Содержание урока и деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
Мотивация к учебной деятельности Цель:Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД Метод: словесный; Приём : подводящий диалог Метод: наглядный; Приём : демонстрация. |
| Учитель приветствует учеников: - Здравствуйте, ребята, прозвенел звонок, мы начинаем наш урок. Любознательные в классе детки?
- Посмотрите на доску: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". - Что написано на доске? - Для чего нужны пословицы? - Как вы ее понимаете? Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок, который мы с вами пополняем каждый урок. О каком сундучке идёт речь? Ведь сегодня с нами на уроке будут наши друзья. -Узнали их? Прочтение письма. - Миша и Маша хотели познакомиться с нашим городом ближе. И для того, чтобы из нас получились хорошие экскурсоводы нам необходимо хорошо знать одну из частей речи. Чтобы понять какую, посмотрим на чистописание | Проверяют готовность к уроку, проговаривают приветствие: - Обо всём хотят знать на свете. -пословица - произведение устного народного творчества. - С помощью её передается опыт из поколения в поколение - Тетрадь для записи правил по русскому языку. - Миша и Маша | Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности. Коммуникативные: построение речевых высказываний. |
Актуализация опорных знаний Цель: Активизировать обучающихся на получение новых знаний Метод:словесный; Метод: практический. Приём: демонстрация. |
| Чистописание Пропишите ая, ое, ой. - В какой части речи встречаются данные соединения? - Что мы знаем об имени прилагательном? - Сегодня мы с вами рассматривать имя прилагательное никак часть речи, а по другой его характеристики. Чтобы узнать чему будет посвящен урок, вам необходимо выполнить задание: 1 достопримечательность - Жигулевский заповедник. -Миша и Маша описали его тремя предложениями Разбор предложений по членам: 1 р.- Везде тает рыхлый снег. 2 р.- Звенит за окном весенняя капель. 3 р.- Всюду журчат говорливые ручьи - На какие две группы можно разделить члены в предложении? - К какой группе относится имя прилагательное, как член предложения?
| Выполняют задание, отвечают на вопросы: - В прилагательных - в окончании - Для изменение формы слова, для связи слов в предложении - Часть речи, отвечающая на вопрос какая? какое? какой? Обозначает признак предмета. С рассказом о Жигулёвском заповеднике выступает 1 ученик - Второстепенные и главные члены предложения - К второстепенным.
| Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции. |
III. Постановка учебной задачи Цель:Организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог
Метод – словесный; Прием – неоконченное предложение |
| Определение темы урока, постановка задач - Какая тема нашего урока? Прочтение в учебнике точную формулировку темы. - Ранее мы были знакомы с этим понятием? -Какие поставим задачи на урок? -Вспомнить… - Потренироваться… -Назовите с помощью прилагательных те качества, которые мы должны проявить на уроке для его успешного проведения в форме множественного числа И.п. - С помощью чего мы определяем у прилагательных число, род и падеж
|
- Определение -да, были знакомы
- Активные, внимательные, любознательные. - С помощью имен сущ-ых, с которыми они связаны по смыслу.
| Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения;
волевая саморегуляция в затруднения
|
IV. Анализ изученного содержания Цель: Организовать работу для анализа раннее изученного материала по теме. Метод: практический
|
| 2 достопримечательность – памятник Татищеву Работа в парах На слайде «Правила работы в парах» Для работы вам потребуются: - предложения, которые записаны у вас в тетради;
- бланк с подсказками( на столах);
- бланк с опорной схемой.
-Выполнять работу будет легче, пользуясь инструкцией ( на доске) Инструкция. - Найдите из пункта подсказок ответ на этот вопрос, подчеркните его.
- Внесите выбранные данные в опорную схему
Подсказки - Предмет, действие предмета, признак предмета, как совершается действие.
- Какой? Что? Кто? Что делает? Какие? Чей? Как? Когда? Где?
- Подлежащее, обстоятельство, сказуемое, определение.
- , , , __ .__.__
Опорная схема 1. задать вопрос _____________ 2. определить, что обозначает_________________ 3. какой частью речи является_________________ 4. какой член предложения_________________ 5.верно подчеркнуть _________________ Выйдите к доске и покажите свою опорную схему ( 2 пары детей
(по ходу высказываний обучающихся на доске появляется опорная схема) Оцените работу. У кого опорная схема такая же как и на доске –поднимите красную сигнальную карточку, есть 2-3 несовпадения – поднимите зелёную, не получилось составить схему или есть 3-4 несовпадения – желтую 1.Признак предмета 2.Какой? Какие? Чьи? 3. Прилагательное 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ 5
| С рассказом о памятнике выступает 1 ученик Выполняют задание по карточке, используя опорную схему в парах.
Оценивают свою работу.
|
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
Физминутка Цель: Снятие напряжения, предупреждение утомляемости. Метод: практический |
| 3 достопримечательность Дворец спорта «Волгарь» Я называю вам словосочетания. Если в нём второстепенный член- дополнение – хлопаем, если определение-поднимаем руки. Избушка для зайца, заячья избушка, стоять на холоде, холодный ветер, перо птицы, птичьи трели, хороший день, ласковое солнце, нора лисы, лисья нора.
Что заметили в словосочетаниях?
| С рассказом о ДС «Волгарь» выступает 1 ученик Выполняют движения.
Некоторые дополнения и определения однокоренные, но относятся к разным второстепенным членам. |
|
Выделение главного в изученном Цель: Закрепление знаний, способа действия Метод – словесный; Приём – рассказ. Метод – практический; Приём – демонстрация.
|
| - Открываем стр. 148. Прочитайте текст упражнения 168. . Выпишите 3 первых словосочетания: определение + слово, к которому оно относится. Укажите связь главного и зависимого слов в словосочетании. Поменяйтесь с соседом по парте, проверьте друг у друга работу
Игра «Я возьму с собой» - Я по определенному условию отбираю группу из слов, ваша задача узнать по какому принципу я их отбираю с помощью предложения взять мне с собой оставшиеся слова подбора других с Слова: красивый, дом, долго, красота, масляный, быстро, собака, добрый, интерес, книга, прочно. - К какой группе членов предложения относится прилагательное? - Можно ли оставшиеся слова разбить на группы второстепенных членов? - Какие? Дайте характеристику | Работа с учебником
Взаимопроверка
Проводят взаимопроверку
Определяют условие создания группы из слов. Условие: прилагательное 1.Обстоятельство- второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, отвечающий на вопросы наречия. 2.Дополнение - второстепенный член предложения, обозначающий предмет, над которым производится действие, отвечающий на вопросы падежей (кроме И.п.)
|
Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач. Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Обобщение и систематизация знаний
|
| 4 достопримечательность - Памятник преданности Ребята, послушайте текст.
Посмотрите на слайд, прочитайте текст, а теперь послушайте исходный и ответьте, что убрали из текста? Старые деревья давно облетели. Только * * берёзки сохраняют ещё свои * листья, блистающие золотом, когда тронут их лучи * * солнца. Ярко выступают сквозь * сеть ветвей, как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля *, * и * листьями.* и * в сырую погоду, * и *листьями в морозы. Исходный текст Старые деревья давно облетели. Только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто помолодевшие сосны и ели. Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями. Мягкими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хрупкими листьями в морозы. Какой текст Вам понравился больше? Почему? Какую роль выполняют определения в нашей речи? - определять признаки предмета; - определять качества человека; - определить и передать состояние природы. Практическая работа в парах - На ваших столах лежат мини-альбомы с рассмотренными на нашем уроке достопримечательностями. Их вы подарите Мише и Маше, нашим гостям. В них есть фотографии культурного наследия нашего города, но не хватает к ним описания. Ваша задача- написать по 3 прилагательных к каждой фотографии, которые будут описывать памятник. (Задание на случай, если останется время) - На столах у вас лежат карточки, где 2 задания- 1 и 2 уровень, вам необходимо выбрать какой из уровней вам понятен и выполнить это задание. 1 уровень Задание: вставь на место пропусков подходящие прилагательные. Пользуйся словами для справок Ландыши растут на … берегу реки под … соснами. … цветы ландышей напоминают … колокольчики. Дети набрали … букет. Они обложили … веточки ландышей … листьями. Слова для справок: стройный, высокий, крошечный, хрупкий, фарфоровый, большой, зелёный, нежный, белый. 2 уровень Подберите к выделенным дополнениям однокоренные определения. Запишите их Крыша из железа- _________________, дом из кирпича- ____________, лента из шёлка - ______________, варенье из клубники- _______________, платье из бархата - _____________, кисель из малины- ______________________.
| 1 из учеников выступает с рассказом о памятнике преданности
Характеризуют, уточняют другие члены предложения
Выполняют задание в парах | Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
Итог урока Метод – словесный; Приём – беседа. | 3 мин
| Вспомним пословицу «Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости». Кто может сказать, что после этого урока сундучок знаний стал тяжелее? Вспомните цели и задачи, поставленные вначале урока. Как вы считаете, мы их достигли? С каким второстепенным членом предложения познакомились? Расскажите о нём, пользуясь опорной схемой.
Урок подходит уж к концу и требует оценки. Каким он был?.. Отличным, скучным, Хорошим, может быть, плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким? Опишите его 1 словом-именем прилагательными. | Отвечать на вопросы учителя, подводить итог работы на уроке. . | Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, обобщение. |
Рефлексия Метод – словесный; Приём – объяснение.
| 2 мин | Игра «Я положу знания в...» - Портфель
- Мясорубка
- Мусорное ведро
На этом наш урок закончен! До свидания! | Оценивать свою работу на уроке.
| Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ. |