Конспект урока. тема: Антонимы
план-конспект урока по русскому языку

Шаталова Светлана Викторовна

Цели: создать условия для знакомства с понятием «антонимы»; продолжить формировать умение подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова.

· познавательные УУД:

– умения работать инструкциями учебника, а также использовать просмотровое чтение при работе с учебной книгой, ориентировку на шрифтовые выделения;

– развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника.

· регулятивные УУД:

– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Антонимы (3 класс)

Цели: создать условия для знакомства с понятием «антонимы»; продолжить формировать умение подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова.

познавательные УУД:

– умения работать инструкциями учебника, а также использовать просмотровое чтение при работе с учебной книгой, ориентировку на шрифтовые выделения;

– развитие наблюдательности, умения проводить анализ языковых единиц, используя инструкцию учебника.

 регулятивные УУД:

– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты;

Ход урока

  1. Оргмомент 1 мин

Прозвенел давно звонок

Начинается урок

Все в порядке на столе

И улыбка на лице

Будем с вам мы писать,

И конечно размышлять.

  1. Словарно-орфографическая работа  3 мин

  быстро,   весело,       хороший,  горячий.

  1. Подготовка к работе на основном этапе урока 15 мин

Обратите внимание на доску перед вами цветок с лепестками.  Объедитесь в группы. Один участник группы пусть возьмет задание для вашей группы.

Работа в группах.

Задания 1 группе

Выполните задания

Прочитайте предложение

Яркое солнце светит над поляной.

  1. Подчеркни основу предложения, над всеми словами в предложении напиши, к какой части речи они относятся
  2. Составь словосочетания.
  3. Сделай звукобуквенный разбор слова яркое.

Яр/ко/е [йаркайэ]

Я-[й]- согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный.

    -[а]- гласный, ударный.

Р-[р]- согласный, звонкий, непарный, твердый, парный ([р/р’])

К-[к]- согласный, глухой,  парный, ([к/г])твердый, парный ([к/к’])

О-[а]- гласный, безударный

Е-[й]- согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный.

  -[э]- гласный, безударный  

5 б., 7 зв., 3 слога.

Яркое солнце светит над поляной.

( сущ.       какое?          прил.

Солнце                     яркое.

  сущ.     над чем?     сущ.

Светит           над поляной.)

Задания 2 группе

Выполните задания

  1. Подчеркни основу предложения, над всеми словами в предложении напиши, к какой части речи они относятся
  2. Составь словосочетания.
  3. Сделай звукобуквенный разбор слова туча.

Ту/ча  [туч’а]

Т -[т]- согласный, глухой ,  парный, , ([т/д]) твердый, парный ([т/т’])

у-[у]- гласный, безударный

ч-[ч’]- согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный.

 а-[а]- гласный,  ударный  

4 б., 4 зв., 2 слога

Темная туча заслонила солнце.

сущ.       какая?         Прил

Туча                      темная

сущ.       что?          сущ

Застелило           солнце

Задания 3 группе

Выполните задания

  1. Подчеркни основу предложения, над всеми словами в предложении напиши, к какой части речи они относятся
  2. Составь словосочетания.
  3. Сделай звукобуквенный разбор слова  аллее.

Ал/ле/е  [ алл’эйэ]

а-[а]- гласный, безударный

л -[л]- согласный, звонкий,  непарный,  твердый, парный ([л/л’])

л -[л’]- согласный, звонкий,  непарный,  мягкий, парный ([л/л’])

е-[э]- гласный,  ударный  

е--[й]- согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный.

  -[э]- гласный, безударный  

5 б., 6 зв., 3 слога

Высокий парень шагает по аллее.

сущ.       какой?       Прил

Парень        высокий

сущ.      по чем? где?         Прил

Шагает                     по аллее

Задания 4  группе

Выполните задания

  1. Подчеркни основу предложения, над всеми словами в предложении напиши, к какой части речи они относятся
  2. Составь словосочетания.
  3. Сделай звукобуквенный разбор слова  села

Се/ла [с’эла]

с-[с’]- согласный, глухой ,  парный, , ([с/з]) мягкий, парный ([с/с’])

е-[э]- гласный, безударный

л-[л]- согласный, звонкий, непарный, твердый, непарный.

а-[а]- гласный,  ударный  

4 б., 4 зв., 2 слога

Низенькая старушка села на скамейку.

сущ.       какая?         прил

Старушка           низенькая.

сущ.      на что? куда?         прил

Села                                на скамейку.

Группы защищают свою работу.

Давайте из этих предложений выпишем прилагательные.

Яркое, темная, низенькая, высокий.

Поставим эти слова в начальную форму.

Яркий, темный, низенький, высокий.

Какая тема урока?

Антонимы

Как вы думаете для чего нам необходимо изучать эту тему?

Физминутка

 

  1. Усвоение новых знаний и способов действий 6 мин +10 мин

С. 95–96. Упражнение 82.

Ученики читают по одной пословице, объясняют, как они понимают их смысл, и выписывают пары антонимов в той форме, в какой они стоят в упражнении. Больше – меньше. Маленькое – большое. Дело – безделье. Горького – сладкого. Ложь – правда. От радости – от печали. Старые – молодые. Молодеют – стареют.

С. 96. Упражнение 83

Найти – потерять. Больной – здоровый. Горе – радость. Во второй части этого упражнения в каждой пословице по две пары антонимов: Недруг – друг, поддерживать – спорить. Радость – кручина, прямить – крючить. Добрый – дурной, толстеть – худеть.

  1.  Первичная проверка понимания изученного   7 мин

С. 96–98. Упражнение 84.

Здесь дети учатся определять антонимы не в пословицах, а в тексте стихотворения. При этом они с помощью учителя отмечают, что литературный прием, в котором используются антонимы, называется противопоставлением. Учащиеся наблюдают, как применяется этот прием в тексте.

  1. Домашнее задание
  2. Итог урока. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме "Антонимы".

Данный конспект помогает вспомнить и закрепить ранее пройденный материал по теме "Антонимы"....

План –конспект урока русского языка по теме "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века")

Тема урока "Антонимы" по во 2 классе("Начальная школа 21 века") с использованием здоровьесберегающей технологии...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

План-конспект урока по русскому языку.Тема Антонимы.

Данный урок знакомит детей с понятием антонимы.Ведется сравнение с другими понятиями:синонимы,омонимы.На наглядной основе чего,детям проще понять и запомнить данный материал....

Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Антонимы"

УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс.  Цели урока:  Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; ...