Конспект урока по русскому языку для 2 класса по теме "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Трифонова Анна Григорьевна

 УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс.  Цели урока:  Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, заботливого отношения к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx984.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г.Казани

АНТОНИМЫ

                        

Открытый урок  русского языка

во 2 «а» классе  для  учителей школы

Учитель: Трифонова Анна Григорьевна

6 мая 2011г

Цели:

Образовательные: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, заботливого отношения к птицам.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; раздаточные таблицы для развития внимания; плакат со словами антонимами.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Разминка и  актуализация опорных знаний

(раздаточные таблицы для развития внимания)

А д у е б м р ш п ы л с н о а х т

В з ж г и е й ю щ ъ ц ф ч я н б а с

З ю ь ч ж г о е и м р п л в ы ж г д

Э ц ъ щ и х ш л т ы д е а о в ф у м ш

П а м к н ы о д б в у е ч я ш з х э ъ п й ф

С к у ц а о г м л в а й у д ж ю м с я ф к н

Ф ы й я м о а в н е м т у г ш щ т м а е ю л р с

Т ч я п н ш м к э ц и о ж з с в б и ф в к н м г и щ

Х я с м и к т н й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э

Й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э я ч с м и т ь б ю э ж д л о р

  • Сколько звонких согласных в верхней строке? (6 – д, б, м, р, л, н)
  • Сколько непарных мягких согласных во второй строке? (3 - й, щ, ч)
  • Сколько гласных букв в пятой строке?  (7 – а, ы, о, у, е, я, э)
  • Сколько букв   р в последней строке? (2)

3. Чистописание:

- Запишите  число.

- На минутке чистописания мы запишем предложение. Прочитайте его.

       сущ.              пр.      сущ.                     сущ.       пр.   сущ.       гл.      

Солнышко с апрельской горки в лето катится.

- Что мы с вами записали?(Пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы? (дни становятся теплее, длиннее, природа просыпается и всё ближе природа к лету)

- Укажите части речи в предложении, подчеркните грамматическую основу.

(Подлежащее – солнышко, сказуемое – катится)

1)Что такое синонимы? (Синонимы – это близкие по смыслу слова.Синонимы отвечают на один вопрос)

2)- Подберите к слову катится синоним .(двигаться, перекатываться, идти, лететь, ехать)

4.  Работа у доски.(дети по одному выходят к каждому столбику)

1) Выдели морфемы и соедини синонимы.

тихий                           бесшумный

радость                        промах

ошибка                         робкий        

смелый                         веселье

C:\Users\As\Desktop\фото 2класс\IMG_6365.JPG

- Назовите пару слов, которую вы не соединили? (Смелый – робкий) Как называются такие слова? (Антонимы)

2) «Найдите  ошибки» (работа в парах)

Вода, холодный, дождь, апрель, трава, проталинка, подснежники, ручеёк, скворец, солнышко ,свежесть, оттепель, душистая.

C:\Users\As\Desktop\фото 2класс\IMG_6366.JPG

- Какой общей темой объединены эти слова? (Темой  «Весна»)

- Подберите синонимы к слову душистая(ароматный, благоуханный, пахучий) Подберите противоположное по значению слово к слову:   «холодный» (Тёплый, горячий)

6. Работа над новой темой.

-Ребята, что  такое антонимы?

Антонимы – это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и обозначают противоположное значение.

- Прочитаем правило на странице 60.

- Посмотрите на плакат и подберите антонимы к словам.

Белый

Легко

Плюс

Грязь

Вдох

Правда

Много

Сильный

друг

Брать

Поднимать

Радость

7. Физминутка.

1) Дети под музыку выполняют упражнения вместе с учителем.

2) Прикройте глаза ладошками. Посмотрите вверх, вниз, влево, вправо, рисуем квадрат, идут часики.

3) Откройте глаза, посмотрите на жёлтый круг, синий, зелёный и.т.д.        

- Кто выполнял правильно, сделал полезное дело для глаз.

8. - Во время физминутки я называла антонимы. Повторите их. (Вверх-вниз, влево-вправо)

Работа по учебнику.

- Выполним упражнение № 3 на странице 61 с комментированием.

C:\Users\As\Desktop\фото 2класс\IMG_6358.JPG

9. Послушайте загадку.

Вёрст не считают, по дорогам не ездят, а за морем бывают.

(Перелётные птицы)

- А как мы назовем птиц, которые не улетают на зиму?

(Зимующие птицы)

-А сейчас мы с вами вместе прочитаем  наизусть  стихотворения о птицах.

На нашей планете живут
Чудесные создания.
Они летают и поют
И землю свято берегут
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?
Ответы  детей
Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки -
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут - пропадут!
И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик - чирика воробья...
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их.

-Какие  птицы прилетают  к нам весной самые первые?(грачи) Составьте предложение: на, грачи, пашню, свежую, сели

C:\Users\As\Desktop\фото 2класс\IMG_6370.JPG

(На свежую пашню сели  грачи.)-Запишем с комментированием.

- Выполните задание: (самостоятельно, сделать  взаимопроверка)

  • Подчеркнуть грамматическую основу (Подлежащее – грачи, сказуемое – сели).
  • Подписать части речи, выписать словосочетания.

(пашню какую? свежую).

  • Подобрать антоним к слову сели.(встали)

10. Итог урока. -  Будет ли наша речь красивой стройной если мы не будем употреблять антонимы, синонимы? Может они нам и не нужны?

 Домашнее задание: упражнение № 4  страница 57, правило страница 57.

12. Рефлексия. Продолжи предложение.

У меня хорошее настроение, потому что……

Я узнал…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. Тема конспекта" Слово и его лексическое значение" УМК "Школа России"

Тема: Слово и его лексическое значениеЦели деятельности учителя: ознакомление  с понятием лексическое значение словаПланируемые результаты:Предметные:Знать: понятие, что такое лексическ...