Урок – практикум « Зима – волшебница».
план-конспект урока по русскому языку

Урок – практикум « Зима – волшебница».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnaya_zarisovka.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – практикум « Зима – волшебница».

Цель:

  • Продолжить работу над формированием умений у учащихся составлять словесные зарисовки;
  • развивать умение детей использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка, развивать чувство прекрасного;
  • формировать умение иллюстрировать свое настроение, вызванное картинами природы.
  • воспитывать любовь к родной природе, привлечь их внимание к красоте зимних явлений.

Оборудование: презентация “Волшебница – зима в лесу”, карточки с опорными словами по теме,  иллюстрации с изображением зимы.

Ход урока

1. Организационный момент.

…Я антоним к слову лето,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ……. (зима)

За окнами царствует зима, заставляет нас кутаться в шубы.

Поднимите руки те, кому из вас нравится зима.

- За что вы любите зиму?

- А какая бывает зима?

2. Сообщение темы и цели урока.

Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное.

Сегодня перед нами стоит непростая задача, составить словесную зарисовку “ Зима - волшебница в лесу”.

- Словесная зарисовка это небольшой текст.

- Как по-вашему, по типу это будет какой текст? ( описание)

- Что нам для этого нужно будет сделать? (собрать необходимый материал)

3. Вступительная беседа.

- Ребята, давайте вспомним, как писатели и поэты создавали свои произведения? (они путешествовали, делали зарисовки, необходимые записи).

- А почему произведения у них получались яркими и выразительными, прочитаешь и видишь чудесную картину?

– Они использовали эпитеты, сравнения, олицетворения.

Задачи урока будут следующими:

  1. Вспомнить выразительные средства языка.
  2. Исследовать изображение зимы в поэзии русских писателей.
  3. Проанализировать произведения о зиме.
  4. Научиться грамотно выражать свои мысли.

3. Работа в группахСловарная работа. Повторение теории литературы.

- Ребята, вы уже знаете, что писатели и поэты при создании своих произведений пользуются изобразительно-выразительными средствами.

Сейчас поработаем в группах и вспомним определения средств выразительности, вы должны правильно соотнести цифры (1,2,3,4) с названием средства выразительности.

1.Эпитет – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета в виде скрытого сравнения, почувствовать отношение автора к нему.

2.Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.

3.Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

4.Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Проверка выполнения работы.

4. Работа с литературными произведениями.

Сейчас мы проведём исследовательскую работу с текстами  и выясним, какие слова помогли авторам нарисовать великолепие зимнего леса.

И мы начинаем знакомство со стихотворением «Чародейкою Зимою», которое написал Ф. И. Тютчев.

4. Выразительное чтение стихотворения «Чародейкою Зимою…» (музыка, картинки на слайдах) Прослушайте стихотворение и постарайтесь погрузиться в атмосферу зимнего пейзажа.

–  О чём стихотворение Ф. И. Тютчева?
–  Почему Зиму поэт называет «чародейкою»?
–  Какое волшебство, колдовство она совершала?
–  

А) Прочитайте сами.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит

И стоит он околдован

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой,

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой

В нем ничто не затрепещет

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой

 Как вы думаете, почему слово Зима написано в стихотворении с большой буквы?
В этом стихотворении Зима, лес, солнце обрисованы как живые существа. Найдите примеры, которые говорят об этом.
–  В каких словах и выражениях показаны недвижимость леса, состояние покоя?
–  Укажите в стихотворении «волшебные»  слова?
–  Зачем эти слова необходимы в стихотворении о зимнем лесе?
–  Как преображается лес, когда на него падает зимний луч солнца?
–  Почему Ф.И.Тютчев назвал это ослепительной красотой?


В данном стихотворении поэт изобразил зимнюю природу. Зимнее чудо совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка очаровывает. Она околдовала лес, он спит волшебным сном…

Б) А теперь обратимся к стихотворению С. Есенина и посмотрим, как он изобразил зимушку?

Сергей Александрович Есенин

« Поёт зима- аукает…»

Поёт зима- аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака

- Такая же зима у С.А. Есенина, как у Ф.И. Тютчева?

Нет.  Здесь зима- как живое существо. Даже можно представить пожилую седую женщину, которая поёт тихую песню, и как-бы усыпляет лес, погружает его в сон.и когда мы читаем эти строки, мы понимаем, что здесь зима другая: более спокойная, величественная.

Давайте прочитаем стихотворение А.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идёт волшебница-зима…

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

В данном стихотворении поэт тоже описывает зиму как живое существо, называет её волшебницей, и мы можем представить себе такую картину: всё вокруг белым-бело, сугробы, как волнистый ковёр, на ветвях деревьев клочья снега. Река скована льдом. Поэт называет зиму матушкой.

С помощью чего достигается понимание этих стихотворений или другими словами, что помогло нам представить такие разные зимы?

Да, это конечно же средства изображения. Давайте вспомним, что мы о них знаем.

Средства выражения и изобразительности применяются поэтами для создания более красивой картины изображения природы, для того, чтобы мы ясно могли себе представить, о чём хотели сказать писатели.

Средства изображения:  эпитет, олицетворение, сравнение.

Исследуем, в каких строках есть указанные средства?

«Чародейкою-Зимою»:

эпитеты- снежной бахромой, неподвижною, немою, чудной. сном волшебным, лёгкой цепью пуховой. Луч косой,

 олицетворение: чародейка-зима, лес блестит.

«Поёт зима-аукает…»

 Эпитеты: седые облака, мохнатый лес, ковром шелковым.

 Олицетворение: поёт зима-аукает, баюкает, тоской глубокою плывут облака.

 Сравнение- воробышки, как детки сиротливые.

В стихотворении  А.Пушкина  также есть

 эпитеты: волнистыми коврами, пухлой пеленою.

Олицетворение: идёт волшебница-зима.

Таким образом, рассмотрев данные стихи, мы можем сделать следующий

 Вывод: 

У каждого писателя своё видение зимы, а средства изображения помогают писателям показать нам, читателям, свой взгляд на это прекрасное время года- зиму.   


  Укажите выразительные средства языка:

Сравнение

эпитет

олицетворение

Метафора(скрытое сравнение, переносное значение)

. воробышки , как детки сиротливые.

снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной., сном волшебным, лёгкой цепью пуховой.,

луч косой,

. «чародейкою Зимою околдован лес стоит»

«сном волшебным очарован»

«чудной жизнью он блестит»

«под снежной бахромой»

«опутан, весь окован лёгкой цепью»

                                                            

5. Далее идёт работа в группах. На карточках задания для каждой группы.

6.  Составление предложений с использованием изобразительно-выразительных средств языка.

- Без чего не бывает зимы? (без снега)

- Подберите эпитеты к слову снег. (тихий, пушистый, игривый, сыпучий, мохнатый, искрящийся, изящный, серебристый.

Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
еле слышную музыку снега.

- А по характеру какая это может быть музыка?

-

- Я предлагаю вам совершить мысленное путешествие по зимнему лесу. Любуйтесь, наслаждайтесь его красотой. Попробуйте составить предложения с изобразительно - выразительными средствами языка о лесе, деревьях, снеге, реке, солнце, воздухе

( просмотр презентации).

Нас встречает зимний лес.
Он стоит, как белый терем.
Полный сказок и чудес.
Солнце брызнуло сквозь ветки
И по снежному ковру
Вмиг рассыпались монетки
Серебром по серебру.

-.

- Какие чувства вызвала у вас прогулка по зимнему лесу?

Дети составляют предложения

Детям выданы карточки:

7. Словарь настроений и чувств.

Радость.

Чувства: восторг, восхищение, лёгкость, очарование, удовольствие.

Настроение и состояние: весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, шаловливое, счастливое, чудное, замечательное.

Таинственность

Чувства: загадочность, заворожённость, фантастичность.

Настроение и состояние: необъяснимое, оживлённое, приподнятое, странное.

Удивление.

Чувства: изумление, недоумение.

Настроение и состояние: чудесное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, изумительное, исключительное.

8. . Организация выполнения письменной творческой работы – словесной зарисовки “ Зима - волшебница в лесу”.

Я предлагаю вам примерный план, можете создать зарисовку по своему усмотрению.

  1. Красиво в зимнем лесу!
  2. Моё настроение и чувства от встречи с зимней сказкой.

9.  Выполнение работы.

При выполнении работы дети пользуются карточками – помощницами:

  • Снег – тихий, пушистый, игривый, мохнатый; как порхающие бабочки, будто пух;
  • Зима – волшебная, сказочная, сверкающая;
  • Снежинки – ажурные, серебристые, нежные; кружатся в вальсе;
  • Зимний лес – спящий, неподвижный, таинственный, величественный;
  • Деревья – сказочно преобразились, накинули белоснежные полушалки, меховые шапки;

Распространите предложения:

Зимний лес. Деревья в лесу.

10. Зачитываются некоторые работы.

         11. Рефлексия.

          Сегодня на уроке:

  • Я научился….
  • Мне понравилось…
  • Мне было трудно…
  • Могу похвалить себя за то, что…
  • Хочу похвалить…

      12. Домашнее задание.

Проверьте работу и нарисуйте к ней иллюстрацию.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница"

Сочинение по картине Юон "Зима Волшебница" в 4 классе. Конспект урока и презентация....

Урок-утренник "Идет волшебница-зима".

Повторить и обобщить изученные произведения....

Урок-утренник «Идёт волшебница-зима»

По прочитанным произведениям в учебнике «Литературное чтение» 2 классЛ. А. ЕфросининойЦель: обобщить полученные знания о прочитанных произведениях.Задачи: совершенствовать восприятие, понимание вырази...

Урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-практикум по развитию читательских умений (В.Бианки "Неслышимка")

Презентация к уроку №8 из раздела "Природа летом" (В.Бианки "Неслышимка")....

План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...

Праздник Русской зимы - волшебницы.

В данной работе я показываю красоту Русской зимы. Как поэты и писатели слагали песни, воспевали её в своих стихах и произведениях. Детям прививается любовь к родине, умение ценить красоту зимней приро...