Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Улитина Ольга Ивановна

Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_po_teme.docx42.92 КБ

Предварительный просмотр:

             Русский язык в 3 классе

Тема урока: «Непроизносимые согласные»

        Цели урока:

  1. Создать условия для знакомства учащихся с новыми понятиями: непроизносимый согласный, сигналы ловушек.
  2. Расширить словарный запас учащихся, развитие умения приводить объяснения и доказательства в монологической речи.
  3. Способствовать воспитанию доброты, чувства товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование: плакат «Шапка-неслышимка», кораблик из газеты, рисунки Глазастика, индивидуальные карточки для детей, аудиозапись, сигнальные карточки, Толковый словарь Ожёгова, «Волшебные черновички».

Ход урока

        I. Оргмомент.

        II. Психологический настрой (под музыку «Шум моря»)

                Я – маленькая частичка этого мира.

                Внутри меня покой и согласие,

                покой и тепло. Своим теплом

                я хочу поделиться с друзьями

                Наш лучший друг – Глазастик.

                Где же он? (дети открывают глаза)

        III. Постановка цели и темы урока.

  1. Бумажная лодочка снова заскользила по волнам в океане Знаний. В ней и плывёт наш Глазастик. (Слайд № 1)
    – Почему он грустный?
  2. –К нам поступило тревожное сообщение от Мудрейкина (Ученик читает сообщение стр. 160 № 139)
    – Ребята, хотите ли вы помочь Глазастику?
    – Кого бы вы назвали настоящим другом?
    – Друг в беде не бросит
      Лишнего не спросит
      Вот что значит
      Настоящий верный друг.
    – Если так, тогда за работу, засучим рукава. 
    (Запись в тетради № 139. Пояснение и доказательство каждого слова с «ловушкой».)
    – Что значит накренилась?
    – Посмотрим значение слова в словаре Ожёгова.
  3. – Что за спасательный круг у Глазастика?
    – Объясните, что значит непроизносимые?
    –Значит их не слышно.

IV. Работа над новым материалом.

  • Над какой темой мы будем работать?

Открытие с. 160

  • Поиграйте с рисунком. Отыщите в нём забавные подробности.
  • Какие из этих деталей намекают на то, что это непроизносимые согласные?
  • Причём тут валенки на ножках?
  • В валенках ступают неслышно.
  • А почему ротики завязаны?
  • Звуки не произносят, они непроизносимые.
  • Но у нас-то ротики не завязаны и ушки слышат. Назовите звуки [т], [у], [л], [в].

V. Физминутка.

                Играли звуки в домике

                Как маленькие гномики

                Меж собой они дружили

                Ничего не говорили

                Любили в прятки поиграть

                Шапку-неслышимку одевать.

        VI. Овладение орфографией.

  1. № 140, стр. 161
    радостный,     грустный,    поздний,   звёздный
    [радосный], [грусный], [позн’ий], [зв’озный]
    сердце,     солнце,   праздник,    здравствуй
    [с’эрцэ], [сонцэ], [празн’ик], [здраствуй]
    – Сколько в каждом слове букв? Сколько звуков? Чего больше? Почему? Отыщите в каждом слове непроизносимые согласные звуки, где они находятся в слове?
  2. (Открытие.) Проблема. 
    – Как проверить есть или нет непроизносимый звук в слове?
    – Если наши непроизносимые согласные живут в корнях слов, как снять шапку неслышимку, как проверить есть он в слове или нет?
    – Поскольку непроизносимый согласный звук живёт именно в корне, всё совсем просто. Нужно попробовать, а не зазвучить----- ли согласный в одном из родственных слов?
    – Значит, всё правило сводится к подбору родственных слов с целью услышать или не услышать непроизносимый согласный звук, в существовании которого мы сомневаемся.
    – Я догадался! Знаю! Ах! 
      Поищем в родственных словах!

VII. Первичное закрепление знание.  

– Где здесь примеры к новому правилу? № 141
местный – место

известно – весть
– Какие слова здесь проверочные? 
№ 142

солнце – солнечные,  сердце – сердечко, звёздной – до звезды, радостно – радость.

        VIII. Итог урока.

        – Что нового узнали на уроке?

        – Кому было трудно?

        – Кому было легко? А как легко?

        Глазастик очень радостный! Мы помогли ему избежать беду в океане Знаний. Он благодарит всех за помощь.

        

        IX. Домашнее задание.

  • Стр. 36 «Волшебный черновичок» (по выбору)
  • Творческая работа «Шапка-неслышимка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание парных согласных.

Данный урок посвящён открытию нового материала по русскому языку по программе "Школа 2100" 2 класс по теме "Правописание парных согласных"....

Урок русского языка «Правописание парных согласных»

Урок русского языка «Правописание парных согласных» (2 класс, программа УМК «Школа России», автор Л.М.Зеленина)Тип урока: совершенствование знаний и умений. В процессе урока учебно-познава...

Презентация к уроку русского языка «Правописание парных согласных в корне слова. Закрепление» 2 класс

Итегрированный урок русского языка и окружающего мира, куда входит материал о зоопарке....

Конспект урока русского языка «Правописание парных согласных в корне слова». ОС "Школа России"

Урок проведен по учебнику «Русский язык. 2 класс» Л. М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  Используется ИКТ: слайдовая презентация. Урок разработан на основе деятельностного метода. На учебном материале фо...

урок русского языка "Правописание парных согласных на конце слова" 2 класс

Тема урока: "Правописание парных согласных на конце слова". УМК "Россия"...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...