Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак".
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка, разработанного для конкурса "Профессионал". Полностью соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. ФГОС | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок во 2 классе Тема урока: Разделительный мягкий знак. |
Цель урока: - создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком; Задачи урока: - познакомить детей с правилом написания разделительного мягкого знака; - организовать ситуацию на различение случаев употребления ь как разделительного и как показателя мягкости предыдущих согласных; - создать ситуацию для формирования у учащихся умений осуществлять основные мыслительные операции: сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы; - создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся; - организовать ситуацию для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся; - содействовать воспитанию интереса к русскому языку, умения слушать других, аккуратности письма. |
Планируемые результаты Предметные Обучаемый научится: - различать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости согласных - применять на письме правило написания слов с разделительным мягким знаком - подбирать примеры таких слов Метапредметные Регулятивные - волевая саморегуляция, - планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность - умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки Познавательные - формировать умения ставить познавательную цель урока; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - поиск необходимой информации и умение анализировать ее содержание; Коммуникативные - потребность в общении с учителем. - умение слушать и вступать в диалог; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -формулировать собственное мнение и позицию; Личностные - формирование социальной роли ученика. - формирование положительного отношения к учению -воспитание заботливого отношения, интереса к природе. |
Оборудование: мультимедиа-проектор, интерактивная доска, ноутбук, учебник «Русский язык. 2 класс» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, дифференцированные задания на карточках, карточки. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап мотивации (самоопределения) к деятельности. |
Снежною зимою Дома не сидится, Хочется ребятам Многому учиться. И бегут нарядные В школу на урок. Там зовет их к знаниям Радостный звонок! - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу, пожмите друг другу руки и пожелаем друг другу…УДАЧИ! - Ребята, а вы любите путешествовать? - Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите? - Но сначала давайте вспомним лесные правила. - Итак, в путь! | Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только чур не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, И, конечно. громко петь, Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! |
Психологический настрой. Повторение пройденного. Словарная работа. |
-Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат зимнего леса. Воздух чистый, морозный. Вот выглянуло солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. И пусть подарит нам отличное настроение!
надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. - Что за рыжая плутовка промелькнула? - Лисица приготовила вам слова. Но задания забыла. Посмотрите на слова и скажите, какие задания вы можете предложить? - С какой орфограммой работали? - Какое задание ещё можете предложить? - Какое лишнее слово? - Почему? - А какую роль играет «Ь» в остальных словах? - В какой части слова может быть «Ь» -показатель мягкости? - В середине слова между какими буквами пишется?
с целью актуализации изученных знаний и способов действий, достаточных для построения нового знания. Погружение в тему. - Гуляя по зимнему лесу, встречаем белочку. - Белочка просит нас записать в тетрадь лишнее слово «воробей». Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов. - Поставьте тире, возьмите простой карандаш и запишите получившиеся слово. - Посмотрите, белочка тоже записала это слово. Поднимите руки, кто написал так же, как белочка? Кто написал по-другому? - Скажите, задание было одно? - А почему выполнили его по-разному? - Давайте прочитаем, что написала белочка. Что произошло с буквами в последнем слоге? - Произнесите слово и послушайте, звучит ли в конце слова слияние? - Как вы думаете, что надо сделать, чтобы не получилось слияния? - Где вставим «Ь»? - Кто ошибся, исправьте, используя ластик. - Какую роль будет выполнять в данном случае «Ь»? Как будем называть «Ь» в этом слове? - Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? - Чему будем учиться? - Почему белочка ошиблась, когда писала слово «воробьи»? - Что узнаем на уроке? | |
- Лиса. - Вставить пропущенные буквы.
соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; - Непроверяемая безударная гласная. - Найди лишнее слово. - Воробей. Т.к. в нём нет мягкого знака. - Обозначает мягкость предшествующего согласного. - В конце слова и в середине. - Между буквами, обозначающими согласные звуки. - Воробьи. Дети записывают слово «воробьи» в тетрадь простым карандашом. - Белочка чего-то ещё не знает. - Слияние. - Нет. Звуки произносятся в конце как бы отдельно. - Не хватает буквы «Ь». - Между буквами «б» и «и». - Он будет разделять согласный и гласный, чтобы не получилось слияния. - Разделительный.
- Разделительный «Ь». Учитель вывешивает на магнитной доске таблицу-карточку. - Будем учиться писать слова с разделительным «Ь». - Она не знала правила. - Правило: когда пишется разделительный «Ь». | ||
Этап реализации построенного проекта.
| Чтобы открыть новое правило, к нам на помощь спешит лось. - Посмотрите на слова, которые он приготовил. Почему сохатый распределил слова в два столбика? - Когда пишется разделительный Ь ? Выскажите свои предположения. Давайте проверим наши предположения. - Прочитайте слова с разделительным Ь. Спишите. Подчеркните Ь. Подчеркните «соседей» мягкого знака. - Сделайте вывод: после какой буквы пишется разделительный Ь, перед какими буквами? - Сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я, и после разделительного Ь? - Сделайте вывод. - Итак, обобщим все открытые нами знания. - Как мы можем проверить, правильные ли выводы мы сделали? - Откройте учебник на с.32. прочитайте правило. - Какую ещё новую информацию вы получили из правила? О чём ещё мы не сказали? В какой части слова пишется разделительный Ь ? - Как доказать? - Обратите внимание, что Ь входит в корень слова! - Пришло время отдохнуть! Слепим снеговика! Лепим, лепим снежный ком, Глазки сделаем потом! Мы попрыгаем немножко И похлопаем в ладошки. Головой кивнём друг другу И пожмём соседу руку. Сядем – встанем, и прыжок! И продолжим наш урок. - Посмотрите, в лесу мы повстречали зайчика. Он предлагает нам поиграть. Найди слова с разделительным Ь и накорми зайчат. Задание зайца. Интерактивная дидактическая игра «Накорми зайчат». - Когда пишется разделительный Ь ? - Посмотрите, кто встретился в лесу? Это рысь. Да не одна, а пара! Кто догадался, как будем сейчас работать? - Какие правила работы в парах вы знаете? - Придвиньте карточки для работы в парах. В первом столбике записаны слова. Эти слова необходимо изменить так, чтобы они обозначали много предметов и записать получившиеся слова во второй столбик. Слова можно записывать по очереди. - Проверим! Что у вас получилось? - У кого получились другие слова? - Проверьте по образцу. - Что общего в получившихся словах? - Докажите. Когда пишется разделительный мягкий знак? - Кто записал свои примеры? Какую букву не забыли написать? | В первом – слова с Ь – показателем мягкости согласного. Во втором – с разделительным Ь. Уч-ся высказывают предположения. Уч-ся делают вывод: разделительный Ь пишется после буквы, обозначающей согласный звук, перед буквами е, ё. я, ю, и. Учитель фиксирует выводы на магнитной доске с помощью таблиц-карточек. Дети записывают с помощью транскрипции последние звуки слов: Й О , Й Э , Й Я , Й Ю , Й И Дети делают вывод о том, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука после разделительного Ь. ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ. - Прочитать правило в учебнике. Уч-ся читают правило. - В корне. - Выделить корень. Для этого надо подобрать однокоренные слова. Дети подбирают однокоренные слова, выделяют корни слов. ненастье - (ненастная) жильё - (жилище, жил, жизнь) вьюга - (вьюжит, завьюжила) деревья - (деревянный, деревце) лисьи - (лиса, лисонька, лисица) Учитель вывешивает на магнитной доске таблицу-карточку. По одному уч-ся – у доски, у всех уч-ся – карточки, в которых они подчёркивают слова с разделительным Ь. Дети повторяют правило с опорой на таблицы-карточки на магнитной доске. - Будем работать в парах. Учитель вывешивает на доске правила работы в парах (таблица-карточка).
в форме коммуникации (в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием решения вслух. Уч-ся зачитывают записанные слова. Уч-ся сверяют запись с образцом. Они все с разделительным мягким знаком. Уч-ся рассказывают правило. |
| - Ребята, посмотрите, сколько птиц в лесу! Назовите их. Зимой птицам холодно и голодно. Чем мы можем помочь птицам? Покормите птиц! (А.Яшин) Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо! Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! - - Птички тоже приготовили нам задание, но холодно стало в лесу, разыгралась вьюга. Все слова в предложении разлетелись. Составьте из рассыпанных слов предложение. - Какую букву вставим в слово «птич…ю»? Докажите. Для тех детей, кто быстро справился с заданием, дополнительное задание – подчеркни главные члены предложения. - Сколько звуков обозначает буква «ю»? Какие? - Ещё один лесной житель спешит к вам навстречу. Не пугайтесь! Это волк, но он добрый. Он хочет с вами поиграть. - Итак, наше путешествие по лесу подходит к концу. Посмотрите на экран и, используя подсказку, выскажите свои впечатления об уроке. - Оцените свою работу с помощью «смайлов»:
| - Сделать кормушки. Покормить. Работа по развитию речи, воспитанию бережного отношения к природе. Дети составляют предложение из рассыпанных слов. Записывают на доске. - Разделительный Ь. Он пишется после буквы, обозначающей согласный звук, перед буквами е, ё, ю, я, и. - Два звука Й У Высказывания уч-ся. |
Игра «веришь - не веришь» с волком. - Встаньте. Если волк говорит верно, то хлопаем в ладоши, если нет – то приседаем.
|
| |
| Волк приготовил вам домашнее задание. Он предлагает выбрать то задание, с которым вы бы справились. 1- уровень Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В лесу разыгралась в…юга. Кругом лежат ком…я снега. Все дерев…я спят до весны. На снегу видны волч…и и заяч…и следы. 2- уровень Прочитай. Составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Лесу, в, в…юга, разыгралась. Снега, лежат, кругом, ком…я. До, спят, дерев…я, весны. Заяч…и, видны, и, волч…и, на, следы, снегу. 3- уровень Прочитай. Составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Придумай и запиши ещё несколько предложений. Лесу, в, в…юга, разыгралась. Снега, лежат, кругом, ком…я. До, спят, дерев…я, весны. Заяч…и, видны, и, волч…и, на, следы, снегу. | Уровень выбирают сами учащиеся. |
Этап рефлексии учебной деятельности. |
- Наше путешествие подходит к концу. Пора подвести итоги. - Выскажите свои впечатления об уроке, пользуясь подсказкой. Оцените свои успехи на уроке с помощью «смайлов». Если вы хотите сказать: Я справился с заданиями успешно, у меня всё получалось и я был активен, то… Если: Мне на уроке было трудно, но я справился, то… Если: Задания на уроке оказались слишком трудными, у меня пока не получилось, но я буду стараться, то… |
собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников в устной форме и с помощью высказываний и «смайлов». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"
Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...
Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)
Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»...
Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.
Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...
Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс
Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...