Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак".
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Панкратова Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока русского языка, разработанного для конкурса "Профессионал". Полностью соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок во 2 классе

Тема урока:

Разделительный мягкий знак.

Цель урока:

- создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительным мягким знаком;

Задачи урока:

           - познакомить детей с правилом написания разделительного мягкого знака;

           - организовать ситуацию на различение случаев употребления ь как разделительного и как показателя мягкости предыдущих согласных;

           - создать ситуацию для формирования у учащихся умений осуществлять основные мыслительные операции: сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы;

           - создать условия для развития коммуникативных способностей учащихся;

           - организовать ситуацию для развития рефлексивных способностей, оценочной самостоятельности учащихся;

           - содействовать воспитанию интереса к русскому языку, умения слушать других, аккуратности письма.

Планируемые результаты

Предметные

Обучаемый научится:

- различать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости согласных

- применять на письме правило написания слов с разделительным мягким знаком

- подбирать примеры таких слов

Метапредметные

Регулятивные

- волевая саморегуляция,

- планировать решение учебной задачи, оценивать  и корректировать деятельность

- умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки 

Познавательные

- формировать умения ставить познавательную цель урока;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

-  поиск необходимой информации и умение анализировать ее содержание;

Коммуникативные

- потребность в общении с учителем.

- умение слушать и вступать в диалог;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-формулировать собственное мнение и позицию;

Личностные

- формирование социальной роли ученика.

- формирование положительного отношения к учению

 -воспитание заботливого отношения, интереса к природе.

Оборудование: мультимедиа-проектор,  интерактивная доска,  ноутбук, учебник «Русский язык. 2 класс» В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, дифференцированные задания на карточках,  карточки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап мотивации

(самоопределения) к деятельности. 

  • Общая эмоциональная установка на урок, проверка готовности.

Снежною зимою

Дома не сидится,

Хочется ребятам

Многому учиться.

И бегут нарядные

В школу на урок.

Там зовет их к знаниям

Радостный звонок!

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу, пожмите друг другу руки и пожелаем друг другу…УДАЧИ!

- Ребята, а вы любите путешествовать?

- Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

- Но сначала давайте вспомним лесные правила.

- Итак, в путь!

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

И, конечно. громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Психологический настрой.

Повторение пройденного. Словарная работа.

  • Релаксация. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. (У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность.)

-Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат зимнего леса. Воздух чистый, морозный. Вот выглянуло солнышко. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. И пусть подарит нам отличное настроение!

  • мотивация учащихся к

надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. 

- Что за рыжая плутовка промелькнула?

- Лисица приготовила вам слова. Но задания забыла. Посмотрите на слова и скажите, какие задания вы можете предложить?

- С какой орфограммой работали?

- Какое задание ещё можете предложить?

- Какое лишнее слово?

- Почему?

- А какую роль играет «Ь» в остальных словах?

- В какой части слова может быть «Ь» -показатель мягкости?

- В середине слова между какими буквами пишется?

  • Постановка проблемной ситуации,

с целью актуализации изученных знаний и способов действий, достаточных для построения нового знания. Погружение в тему.   

- Гуляя по зимнему лесу, встречаем белочку.

- Белочка просит нас записать в тетрадь лишнее слово «воробей». Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

- Поставьте тире, возьмите простой карандаш и запишите получившиеся слово.

- Посмотрите, белочка тоже записала это слово. Поднимите руки, кто написал так же, как белочка? Кто написал по-другому?

- Скажите, задание было одно?

- А почему выполнили его по-разному?

- Давайте прочитаем, что написала белочка. Что произошло с буквами в последнем слоге?

- Произнесите слово и послушайте, звучит ли в конце слова слияние?

- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы не получилось слияния?

- Где вставим «Ь»?

- Кто ошибся, исправьте, используя ластик.

- Какую роль будет выполнять в данном случае «Ь»? Как будем называть «Ь» в этом слове?

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

- Чему будем учиться?

- Почему белочка ошиблась, когда писала слово «воробьи»?

- Что узнаем на уроке?

   

- Лиса.

- Вставить пропущенные буквы.

  • Актуализация

соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

 - Непроверяемая безударная гласная.

- Найди лишнее слово.

- Воробей. Т.к. в нём нет мягкого знака.

- Обозначает мягкость предшествующего согласного.

- В конце слова и в середине.

- Между буквами, обозначающими согласные звуки.

- Воробьи.

Дети записывают слово «воробьи» в тетрадь простым карандашом.

- Белочка чего-то ещё не знает.

- Слияние.

- Нет. Звуки произносятся в конце как бы отдельно.

- Не хватает буквы «Ь».

- Между буквами «б» и «и».

- Он будет разделять согласный и гласный, чтобы не получилось слияния.

- Разделительный.

  • самостоятельно определяют тему и задачи урока.

- Разделительный «Ь».

Учитель вывешивает на магнитной доске таблицу-карточку.

- Будем учиться писать слова с разделительным «Ь».

- Она не знала правила.

- Правило: когда пишется разделительный «Ь».

 

Этап реализации построенного проекта.

 

Чтобы открыть новое правило, к нам на помощь спешит лось.

- Посмотрите на слова, которые он приготовил. Почему сохатый распределил слова в два столбика?

- Когда пишется разделительный Ь ? Выскажите свои предположения. Давайте проверим наши предположения.

- Прочитайте слова с разделительным Ь. Спишите. Подчеркните Ь. Подчеркните «соседей» мягкого знака.

- Сделайте вывод: после какой буквы пишется разделительный Ь, перед какими буквами?

- Сколько звуков обозначают буквы е, ё, ю, я, и после разделительного Ь?

- Сделайте вывод.

- Итак, обобщим все открытые нами знания.

- Как мы можем проверить, правильные ли выводы мы сделали?

- Откройте учебник на с.32. прочитайте правило.

- Какую ещё новую информацию вы получили из правила? О чём ещё мы не сказали? В какой части слова пишется разделительный Ь ?

- Как доказать?

- Обратите внимание, что Ь входит в корень слова!

- Пришло время отдохнуть! Слепим снеговика!

Лепим, лепим снежный ком,

Глазки сделаем потом!

Мы попрыгаем немножко

И похлопаем в ладошки.

Головой кивнём друг другу

И пожмём соседу руку.

Сядем – встанем, и прыжок!

И продолжим наш урок.

- Посмотрите, в лесу мы повстречали зайчика. Он предлагает нам поиграть.

Найди слова с разделительным Ь и накорми зайчат.

Задание зайца. Интерактивная дидактическая игра «Накорми зайчат».

- Когда пишется разделительный Ь ?

- Посмотрите, кто встретился в лесу? Это рысь. Да не одна, а пара! Кто догадался, как будем сейчас работать?

- Какие правила работы в парах вы знаете?

- Придвиньте карточки для работы в парах. В первом столбике записаны слова. Эти слова необходимо изменить так, чтобы они обозначали много предметов и записать получившиеся слова во второй столбик. Слова можно записывать по очереди.

- Проверим! Что у вас получилось?

- У кого получились другие слова?

- Проверьте по образцу.

- Что общего в получившихся словах?

- Докажите. Когда пишется разделительный мягкий знак?

- Кто записал свои примеры? Какую букву не забыли написать?

В первом – слова с Ь – показателем мягкости согласного. Во втором – с разделительным Ь.

Уч-ся высказывают предположения.

Уч-ся делают вывод: разделительный Ь пишется после буквы, обозначающей согласный звук, перед буквами е, ё. я, ю, и.

Учитель фиксирует выводы на магнитной доске с помощью таблиц-карточек.

Дети записывают с помощью транскрипции последние звуки слов:  Й О , Й Э ,  Й Я ,  Й Ю ,  Й И

Дети делают вывод о том, что буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука после разделительного Ь.

ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

- Прочитать правило в учебнике.

Уч-ся читают правило.

- В корне.

- Выделить корень. Для этого надо подобрать однокоренные слова.

Дети подбирают однокоренные слова, выделяют корни слов.

ненастье   - (ненастная)

жильё   - (жилище, жил, жизнь)

вьюга   - (вьюжит, завьюжила)

деревья   - (деревянный, деревце)

лисьи   - (лиса, лисонька, лисица)

Учитель вывешивает на магнитной доске таблицу-карточку.

По одному уч-ся – у доски, у всех уч-ся – карточки, в которых они подчёркивают слова с разделительным Ь.

Дети повторяют правило с опорой на таблицы-карточки на магнитной доске.

- Будем работать в парах.

Учитель вывешивает на доске правила работы в парах (таблица-карточка).

  • На данном этапе учащиеся

в форме коммуникации (в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием решения вслух.

Уч-ся зачитывают записанные слова.

Уч-ся сверяют запись с образцом.

Они все с разделительным мягким знаком.

Уч-ся рассказывают правило.

         

- Ребята, посмотрите, сколько птиц в лесу! Назовите их. Зимой птицам холодно и голодно. Чем мы можем помочь птицам?

Покормите птиц! (А.Яшин)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

-

  - Птички тоже приготовили нам задание, но холодно стало в          лесу, разыгралась вьюга. Все слова в предложении разлетелись. Составьте из рассыпанных слов предложение.

   - Какую букву вставим в слово «птич…ю»? Докажите.

Для тех детей, кто быстро справился с заданием, дополнительное задание – подчеркни главные члены предложения.

- Сколько звуков обозначает буква «ю»? Какие?

- Ещё один лесной житель спешит к вам навстречу. Не пугайтесь! Это волк, но он добрый. Он хочет с вами поиграть.

- Итак, наше путешествие по лесу подходит к концу. Посмотрите на экран и, используя подсказку, выскажите свои впечатления об уроке.

- Оцените свою работу с помощью «смайлов»:

  • если на уроке вам всё было понятно, всё получалось

- Сделать кормушки. Покормить.

Работа по развитию речи, воспитанию бережного отношения к природе.

Дети составляют предложение из рассыпанных слов. Записывают на доске.

- Разделительный Ь. Он пишется после буквы, обозначающей согласный звук, перед буквами е, ё, ю, я, и.

- Два звука   Й У

Высказывания уч-ся.

     Игра «веришь - не веришь» с волком.

- Встаньте. Если волк говорит верно, то хлопаем в ладоши, если нет – то приседаем.

  1. Мягкий знак звука не обозначает. (Верно)
  2. Разделительный Ь разделяет две буквы, обозначающие гласные звуки. (Неверно)
  3. Разделительный Ь разделяет букву, обозначающую согласный и буквы е, ё, ю, я, и. (Верно)
  4. Буквы  е, ё, ю, я, и после разделительного Ь звуков не обозначают. (Неверно)
  5. Буквы  е, ё, ю, я, и после разделительного Ь обозначают два звука. (Верно)
  6. Разделительный Ь пишется в корне слова. (Верно)

 

        

Волк приготовил вам домашнее задание. Он предлагает выбрать то задание, с которым вы бы справились.

1- уровень

    Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

            В лесу разыгралась в…юга. Кругом лежат ком…я снега. Все дерев…я спят до весны. На снегу видны волч…и и заяч…и следы.

2- уровень

Прочитай. Составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.

         Лесу, в, в…юга, разыгралась. Снега, лежат, кругом, ком…я. До, спят, дерев…я, весны. Заяч…и, видны, и, волч…и, на, следы, снегу.

3- уровень

Прочитай. Составь и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы.  Придумай и запиши ещё несколько предложений.

       Лесу, в, в…юга, разыгралась. Снега, лежат, кругом, ком…я. До, спят, дерев…я, весны. Заяч…и, видны, и, волч…и, на, следы, снегу.

Уровень выбирают сами учащиеся.

Этап рефлексии учебной деятельности.

  • Инициировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

- Наше путешествие подходит  к концу. Пора подвести итоги.

- Выскажите свои впечатления об уроке, пользуясь подсказкой.

Оцените свои успехи на уроке с помощью «смайлов».

Если вы хотите сказать:  Я справился с заданиями успешно, у меня всё получалось и я был активен, то

Если: Мне на уроке было трудно, но я справился, то

Если: Задания на уроке оказались слишком трудными, у меня пока не получилось, но я буду стараться, то

  • рефлексия и самооценка

собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников в устной форме и с помощью высказываний и «смайлов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)

Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Конспект урока по русскому языку 4 класс  «Повторение правописания мягкого  знака в словах»...

Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс

Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...