Задания логического характера
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Мамонтова Лариса Борисовна

В работе представлены различные упражнения, которые можно использовать на уроках русского языка в начальной школе. Эти задания направлены на развитие, внимание, памяти, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_logicheskogo_haraktera.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Задания логического характера

  •  Вставь слово в скобки, которое служило бы окончанием первого и началом второго. В слове столько букв, сколько точек в скобках.    
  •         Обы (…) ка                                            
  •         Ме (…) олад                      
  •         Прик(…) ья                      
  •         Апо(….) б                      
  •         Ам(…) ан                    

                      Свир(…)ник

 Напиши как можно больше предложений, у которых слова бы начинались с указанных букв. Разбери эти предложения по членам и частям речи.
Б____           у_______          ж________       б________ .
С____           о_______          н________        с________ .
К____           е_______           л________         к________ .

Образуй слова, вместо точек вставляя слово из четырёх букв.
      … … … … УНЬЯ
… … … … ОК
… … … … УРЬ
Это родственные слова? Докажи.

 Приделай нос  к словам. Они остались без носа.
        …………ок
        …………илки
        …………орог
        …………ильщик

Расшифруй надпись, разделяя её на слова.

        Безмукинетнауки.
        
Почему слово «без» написали отдельно? Докажи.

 Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.
Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав-то-мо-биль).
 Даны слова: урожай, почемучка, садовник.
Из первого слова возьмите первый слог, из второго- второй, из третьего- третий. Запишите слово ( …. ).Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.
Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:
        1) автомобиль, тормоз                     (….)        
        2) колос, рота, ваза                     (….)
        3) молоко, нерест, таракан           (….)
        4) кора, лото, боксёр                (…..)
    
4. Слова-матрёшки.
     
Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:
            Победа (беда, еда, да)
         Бусы                    из лукошка
  тапочки              машина
     тумбочка             господин
  удочка                      коса
        рыбак                         дрожь
        осадки                          атом
        
Раздели слово на два коротких.
        Например:
горизонт = гори + зонт        верхушки=____+_______
              макушки =_____+______
        газель    =_____+_____        волокно  =_____+______
        парус    =_____+______        полоса    =_____+______

        В)
Убери из слова одну букву. Она может быть в начале, середине или конце слова. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово.        
        Искра - икра        полк -        тепло-    склон -               красна-              экран-       уксус-      беда-
лампа-               спрут-

Анаграммы- загадки с перестановкой букв в слове для образования другого слова.
        Я-дерево в родной стране,
                   Найдёшь в лесах меня ты всюду,
           Но слоги переставь во мне -
                                 И воду подавать я буду.        (сосна-насос)
Логарифмы- загадки, в которых задуманное слово получается от выбрасывания или прибавления буквы.
Известное я блюдо,
    Когда прибавишь «м»,
       Летать, жужжать я буду,
                         Надоедая всем.                (уха-муха)

 Найдите слово.
Какое слово из данных лишнее?
    белка        газета
       гусь          забор
        медведь    дерево    утка
     
Лишнее слово.
Найди в ряду лишнее слово. Объясни.
        1) барабан, ветер, мальчик, коза
2)приставка, предлог, суффикс, корень, окончание

 Классификация.
   - Слова разделены на два столбика:
        ухо        кот
        перо        гриб
        ваза        стол
 
   -
Выбери подпись к каждому столбику:
        а) слова разделены по числу букв
        б) слова разделены по числу слогов
        в) слова разделены по слогам
        Д) Подбери пару.
        - Найди пары слов из левого и правого столбика и соедини их. Объясни, почему ты так думаешь.
      огонь             кидать
       бросать          скакать
   чистый          алый
    алфавит        пламя
     красный         азбука
            прыгать        аккуратный
 
 8. Выбивание слова.
        Предлагаются слова:
        строит        решал
        бежать        рисовали
        видит        пишет
Дети поочерёдно должны убирать (или зачёркивать) слова, называя отличительный признак слова,  которого нет у других слов.
        Например:
        1) пишет- только он из оставшихся 1 спряжения.        
        2) видит- только это глагол-исключение.
Продолжите…
        Остаётся только глагол

Аналогичная работа возможна и с другими частями речи:
        известный
        честный
        весёлый
        опасность
        красивая
        грустны
 1) весёлый - только оно не содержит непроизносимой
        согласной.  Продолжите…
                Остаются: ____и ____.
Такие задания позволяют привлечь всех учащихся и повторить большой объём изученного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над безударнй гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера

Квалифицированная работа по русскому языку по теме "Организация работы над безударной гласной непроверяемой ударением посредством заданий творческого характера"...

таблица умножения и деления, задания тестового характера для интерактивной доски

В тесте содержатся примеры на табличное умножение и деление, ключ для самопроверки....

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

В самом начале работы, когда у детей еще не сформированы читательские умения, техника чтения слаба и не развита связная речь и для того, чтобы активизировать умственную и практическую  деятельнос...

задания олимпиадного характера по математике для четвероклассников

Задачи, геометрические задания, кроссворд олимпиадного характера для выпускников начальной школы....

Задачи логического характера

В материале подобраны задачи на развитие мышления, памяти, ассоциативности у младших школьников, которые можно использовать  не только на уроках, но и во внеурочной деятельности....