Урок русского языка "Раздельное написание предлога со словами"
план-конспект урока по русскому языку

Урок русского языка "Раздельное написание предлога со словами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_razdelnoe_napisanie_predloga_so_slovami_.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Раздельное написание предлога со словами»

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с правописанием предлогов с другими словами в предложении.
  1. Совершенствовать умения различать и выделять предлоги в предложениях и словосочетаниях.
  1. Развивать речь, внимание, логическое мышление, расширять кругозор учащихся.
  1. Формировать навыки контроля и самоконтроля через различные виды работы учащихся.
  1. Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, коллективизм.

Оборудование:

Таблицы, учебные пособия, схемы, карточки с заданиями, эталоны ответа, листы самооценки

 Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах постоянного состава.

Методы работы:

Проблемные: метод постановки учебной проблемы через подводящий к теме диалог, метод поиска решения через подводящий диалог от проблемы, также словесные, наглядные, практические, метод самостоятельной работы, методы контроля и самоконтроля.

Виды проверок:

Фронтальная, контроль учителем, самоконтроль, взаимоконтроль.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности

- Ребята, нас с вами ждёт встреча со сказочным героем. Отгадайте, кто это? Он хочет многому научиться на уроке и будет помогать нам.

Загадка

Хоть похож он на клубок

Но себя спасти не мог.

У него румяный бок.

Это вкусный … (Колобок)

-А каким должен быть ученик, чтобы все получилось на уроке? …

С малой удачи начинается успех. Объясните смысл высказывания.

Чистописание

Пока колобок катился по дорожке, он повстречал на пути необычных героев (она, на, нота, тёмный, над, нежная, нырнуть, они, Таня, хранит, он)  Какая буква встречается в данных словах? (н)

но он но он - помните о правилах посадки.

Что это за герои? Как бы вы их назвали? (части речи) Попробуем разделить разделить слова на группы (по какому признаку?)

Имя сущ.

Имя прил.

Глагол

Местоим.

Предлоги

нота

Таня

тёмный

нежная

нырнул

хранит

она

они, он

на

над

- Сколько будет групп? 5   Какие части речи знаете?

Работа в группах

- Давайте, распределимся. Каждая группа выпишет свою группу слов и докажет, почему данные слова относятся к вашей части речи. Обращаю внимание на правила работы в группе: вы должны выслушать каждого, выбрать общее решение и выступающего.

- Что такое местоимение? Все ли местоимения даны?

-Что такое предлог?  (часть речи, служит для связи слов в предложении) Какие ещё предлоги знаете? Расскажите всё, что вы знаете о предлогах. (Они употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает )

Ответы групп (оценивание). Проверка путём чтения учащихся с листа и высвечивание на слайде.

2. Актуализация знаний

Пока вы трудились, Колобок тоже написал предложение. Прочитаем.

Колобок покатился подорожке.

-Правильно он написал? Что не так?

Возникло затруднение.

Как правильно написать слова : по(?)катился,  по(?)дорожке?

-Какую задачу будем решать? (Как пишутся предлоги со словами?)

- Попробуйте изменить данное предложение по данным схемам:

 

               └─────  по  ≈≈≈≈  ══════  по  ≈≈≈≈≈  дорожке .            

   └─────    ══════   по   ≈≈≈≈≈   ───────  .

            Какое слово запишем отдельно? (по дорожке - это предлог, можно вставить другое слово или вопрос). Например: покатился по лесной дорожке

                                          Покатился по какой? дорожке

(что сделал? покатился – это глагол. По- это часть слова. Пишем слитно.)

Мы увидели, что предлог можно перепутать с частью слова. Многие предлоги  и части слов звучат одинаково. Как их различить???

Сделаем вывод: «Если можно вставить слово или вопрос – это предлог. Пиши раздельно». Получился алгоритм.

Работа в паре: попробуйте сами составить алгоритм. 

КАК ОТЛИЧИТЬ ЧАСТЬ СЛОВА И ПРЕДЛОГ ?

На доске: Предлог (слово, ? ) слово

Закрепление.

Потренируемся различать предлоги и части слова.

Самостоятельная работа.

-Ребята, просигнальте, кто понял, как различать предлоги и части слова. Проверим свои знания.

Задание Колобка: вставьте в предложения подходящие по смыслу предлоги и части слова. У вас есть подсказки в скобках. (предложения напечатать на листочках и раздать)

(в, в)   Комар      летел      комнату.

(на,  на)  Учитель     писал     ответ      доске.

(с, с)    Птица    летела      ветки.

(от, от)    Корабль      плыл     пристани.

Проверим. Назовите предлоги со словами. Докажите правильность написания. Просигнальте.

-Как пишутся предлоги со словами? (раздельно)

-Научились их писать и отличать от частей слова? Затруднение снимается.

- Какое правило помогало вам в работе? Перед глаголами никогда не стоят предлоги.)

Запишите в тетради одно любое предложение и подчеркните орфограммы.

Резерв                              по ? по

        смотреть      сторонам

        бежать          снегу

        лететь           воздуху

ФИЗМИНУТКА

- Колобок рад вашим ответам и предлагает вам следующее задание.

Работа в паре (Создание проблемной ситуации)

(У каждой пары на столе карточки со словами СТАРУХА ВЫНУЛА КОЛОБКА ПЕЧИ)

- Составьте из слов КОЛОБКА, ПЕЧИ, ВЫНУЛА, СТАРУХА предложение. (ловушка)

Вы смогли выполнить задание? (нет, потому что нет предлога)

Возьмите чистую карточку, и запишите на ней предлог.

 Какие предлоги записали? (ис, из)

 Сколько в классе мнений? (несколько разных мнений)

 Почему так получилось? (предлог слышится не чётко; не знаем, как написать предлог)

 Чего мы не знаем? (как правильно пишутся предлоги, отчего зависит написание предлогов)

- Сформулируйте тему урока. (Правописание предлогов)

  Постановка учебной  задачи

- Поставьте учебную задачу. (Вывести правило о правописании предлогов)

Открытие нового знания

Колобок предлагает вам такое задание:

 Прочитайте по транскрипции слова, записанные на доске (згр*ишэй*, скрыл*ца, , фпол*э, вл*эсу)

- Есть ли в записи предлоги? Как определили? (Поставили слово между

предлогом и существительным)

- Как звучит предлог в каждом случае? Как их нужно записать? (С,в)

- Почему? Сделайте вывод: Написание предлогов не зависит от их произношения.

-Проверим наш вывод по учебнику на стр.110 (чтение правила в учебнике)

-Что можно дополнить к нашему выводу? (предлоги пишутся всегда одинаково)

- Какие правила нужно применить, чтобы сделать буквенную запись этих слов? (Имена пишутся с большой буквы.)

- Запишите эти слова.

- Возвращаемся нашему предложению. СТАРУХА ВЫНУЛА КОЛОБКА ИЗ ПЕЧИ. - Почему? (Ис- предлога нет. Написание предлогов не зависит от их произношения. Предлоги всегда пишутся одинаково.)

Молодцы, вы работали дружно, активно.

  1. Рефлексия деятельности.

-Что нового узнали?

-Как же пишутся предлоги?

-Какие правила получились, сформулируйте.

Эти правила надо знать.

-Оцените, как поняли материал?

-У вас сказочные колобки, оцените свое настроение. http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/5/14343/hello_html_m3f0445a2.jpg

- Колобок с нами многому научился? Ему пора возвращаться в сказку.

 

Давайте поиграем с предлогами.

Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?

Сосна – С, О, С, НА.

Сосна

Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов?

Кот – К, ОТ.

Кот

Название какого домашнего животного состоит из трёх предлогов?

Коза – К, О, ЗА.

Коза

Без каких четырёх предлогов не надуешь колесо?

Насос – НА, С, О, С.

Насос

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Упражнения в написании предлогов со словами"

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Упражнения в написании предлогов со словами» Цель: Закрепить знания, умения, навыки по теме «Предлоги» Задачи: учить правильному написанию пр...

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

Урок русского языка для 2 класса по теме "Раздельное написание предлогов со словами"

На уроке учащиеся научатся употреблять предлог  с именами существительными или местоимения­ми; устанавливать связь слов в предложении с помощью предло­га; писать предлоги отдельно от других слов...

Конспект урока русского языка «Раздельное написание предлогов со словами» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения писать предлоги раздельно с другими словами в предложенииПланируемые  результаты:Предметные:знать, что такое предлог;уметь употреблять предлог тольк...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема: «Раздельное написание предлогов со словами» УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по русскому языкуТема: «Раздельное написание предлогов со словами»Цели деятельности учителя:  ознакомление учащихся с раздельным написанием предлогов со словами в предл...