разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

УМК: Школа России

Цель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass_sergeeva_a.a.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

(урок русского языка во 2 классе)

Подготовила: Сергеева  А.А.,
 учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 8.

УМК: Школа России

Цель: Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу.

УУД:

Предметные:

Уметь отличать имена существительные от других частей речи

Знать значение имени существительного

Уметь ставить вопросы к именам существительным

Личностные: Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные: Уметь отличать имена существительные от других частей речи. Знать значение имени существительного. Уметь ставить вопросы к именам существительным.

Оборудование: учебник «Русский язык» автор В. П. Канакина, тетрадь с печатной основой по русскому языку, мультимедийная презентация, проектор, карточки заданий.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организа-ционный момент

Актуализация

знаний

Постановка учебной задачи

Закрепление  знаний

Итог урока. Рефлексия

Добрый день!

Ну, а что это значит?

Значит, день был по – доброму начат,

Значит, день принесет и удачу,

И здоровье, и радость нам всем.

Сегодня у нас необычный урок – мы встречаем гостей. А гостей всегда встречают радостно, с угощением. Нашим угощением для гостей будет активная работа на уроке, быстрые и правильные ответы.

Давайте откроем тетради, запишем дату, классная работа.

Словарная работа.

Ребята, мы с вами живём на Крайнем севере, и зима здесь длится очень долго. Но в календаре всего три зимних месяца.

Давайте их вспомним.

- Что это за слова с точки зрения русского языка?

- Назовите орфограмму.

- Запишем их в тетрадь. Обозначьте опасные места.

- Какие гласные являются безударными  в этих словах

 Минутка чистописания.

- Пропишите эти буквы в тетради в следующем порядке.

Ее, Яя, Ее, Яя

Продолжаем работу.

На ваших столах лежат таблицы с буквами. Я попрошу вас, отвечая на каждый вопрос обводить нужную букву в таблице. Если ответы будут правильные, мы сможем назвать тему урока.

Выполняя это задание, мы будем путешествовать по городам и посёлкам нашего округа.

(таблица в приложении 1)

1.        Заглавная буква в слове Салехард (С).

2.        Безударная гласная в слове Самбург (У).

3.        Заглавная буква в названии озера Щучье (Щ).

4.        Гласная буква, обозначающая мягкость согласного в слове Салехард (Е)

5.        Заглавная буква в названии порта Сабетта (С)

6.        Удвоенная согласная в этом же  слове (обвести 1 раз) (Т)

7.        Заглавная буква в названии протоки в г. Лабытнанги Выл-Посл (В)

8.        Гласная буква, обозначающая мягкость согласного звука в слове Лабытнанги (И)

9.        Глухой согласный звук в том же слове Лабытнанги (Т)

10.         Ударный звук в слове Муравленко (Е)

11.        Мягкий согласный звук в том же слове Муравленко (Л)

12.        Буква, которая не обозначает звука в слове Ноябрьск (Ь)

13.        Заглавная буква в том же слове Ноябрьск (Н)

14.        Заглавная буква в названии реки Обь (О)

15.        Безударная гласная в слове река (Е)

Итак, тема нашего урока «Имя Существительное». На ваших листочках с обратной  стороны нарисуйте гору. Эта гора – имя существительное. Как вы думаете, где на данный момент вы находитесь в освоении этой горы? Поставьте в этом месте точку. Сегодня преодолевая эту гору, мы должны будем преодолеть три трудных подъёма. А что это  за подъёмы вы скоро узнаете.

Послушайте стихотворение:

Люблю я очень называть

В грамматике предметы.

И на вопросы отвечать,

Ведь я сама - ответы!

Вопросы эти - «что?» и «кто?»

Без них не может жить никто!

А кто на них даёт ответ,

Тот называет вам предмет.

- О какой части речи идёт речь?

- На какие вопросы отвечает эта часть речи? Что она обозначает?

- Кто знает эту часть речи?

На экране - «Имя существительное».

- Являются ли наши словарные слова  именами существительным? Докажите.

Работа по учебнику - на с. 44 упр.74 (в парах)

Рассмотрите рисунки.  Назовите предметы.

- К какой части речи относятся эти слова?

1 вариант:  выписать слова, отвечающие на вопрос что?

2 вариант:  выписать слова, отвечающие на вопрос кто?

Взаимопроверка

- Существительное - очень важная часть речи. Она называет всё, что находится  вокруг нас. (Презентация)

А чтобы узнать, что называет имя существительное, отправимся на экскурсию в тундру. (Презентация)

На экране дополненное правило «Имя существительное»

Физминутка

У нас славная осанка,

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

Ну, а если надоест.

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес.

Скажите, когда мы проговаривали физминутку, мы называли существительные?  Какие? Назовите их.

- Как вы догадались, что это имена существительные?

- Молодцы. Давайте ещё раз проверим ваше внимание. Послушайте отрывок из сказки А. С. Пушкина

Сказка о царе Салтане. (24.52 время)

- Слушайте и запоминайте  имена существительные, записываем в тетрадь.

Работа с Netbook по теме урока.

Следующее задание (приём «фишбоун):

Мы сегодня много говорили о севере. Какие основные отрасли промышленности у местного населения (рыболовство, оленеводство). Вот и мы сейчас должны будем собрать рыбку из частей. «Туловище» - тема нашего урока, «Плавники» - вопросы, «хвост» – значение.

Работа по учебнику. С.44 упр.75.

Рефлексия.

Возвратимся к нашей горе. Отметьте, пожалуйста, сумели ли вы подвинуться ближе к вершине горы под названием «Имя существительное».

Домашнее задание:

с. 45, упр.76.

Записывают дату, классная работа

Декабрь, январь, февраль

Словарные слова

Непроверяемая безударная гласная

Записывают слова

Е, Я, Е

Прописывают буквы

Заполняют таблицу

Проверяют работу

Существительное

Отвечают на вопрос что?

Существительные:

Осанка, лопатки, носки, лисята, медведи, лес

Отвечают на вопросы кто? что?

и обозначают предмет.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 11

Слайд 12, 13

Слайд 14

Приложение 1.

с

н

у

щ

г

е

з

с

т

р

в

б

и

д

т

е

ж

л

ь

н

э

о

ъ

е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".

Конспект урока Предмет - русский языкТема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".Учитель: НикифороваС.Ю.Класс 2 УМК "Школа России" Цель: способствов...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....