Игровые технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку (4 класс)

Воронина Наталья Владимировна

Игровые технологии на уроках русского как успешное условие развития коммуникативных навыков младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии занимают важное место в структуре урока. Игра помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к урокам.

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения, умению вести грамотно беседу, выстраивать свободную грамотную коммуникацию. Умение говорить красиво — это ценнейший дар, он помогает человеку производить впечатление, добиться своих целей, легко адаптироваться к любой ситуации.

Вот почему целесообразно на каждом уроке  русского языка и литературного чтения находить возможность для отработки произносительных норм, формированию грамматического строя речи, обогащению лексического запаса, умению вести диалог.

 Одним из эффективных путей по развитию речевых умений младших школьников является дидактическая игра. И игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности.

В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин: игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

Положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной.

Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игр разного типа и вида. Ведь игра - это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми.

Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на занятиях:

  • учебные - наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;
  • комбинаторные - игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;
  • аналитические - развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;
  • ассоциативные - в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;
  • контекстные - привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот  передаватьинформацию самыми разными способами.

Основными требования к организации дидактических игр являются: 

  • Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
  • Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
  • Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

 Требования к подбору игр следующие: 

  • Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
  •  Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
  • Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Дидактические игры, способствующие развитию речи младших школьников 

1. Игра «Не подведи свой ряд». 

1-й ряд записывает глаголы женского рода, 2-й -мужского. 3-й -среднего.

Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.

2. Игра «Составь текст и озвучь его».

Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся -за 2-3 минуты составить связный текст и прочитать его , соблюдая произносительные нормы.

Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно слушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм(оценку в этом случае получат двое учащихся).

ПРИМЕР даны слова: километр, помощник, средство, инструмент, шофёр, щавель, термос, начал, украинский.

3. Игра « Пригласи на обед».

Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В менюдолжны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д.

  • Игра «Путаница».

     Расшифруйте слова ГОНВА, ЗДЕВЕ, ОКЗАВЛ, ЕЬНЕСЕРКСОВ, СТОКВО, ПЕРЕДВИ, ЧВРЕА (вагон, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера) ЛИНЗЕВА, КЕЛИВАС, ИЗИЛБВ, ГЛУБЬВ, ДРУГВ (вазелин, василек, вблизи, вглубь, вдруг).

  • Игра «Переводчик».

Задача игры:  необходимо перевести на понятный язык диалектные, устаревшие, профессиональные слова.

  • Игра «Отвечай и проверяй».
  1. Свекла где растет? (на грядке)
  2.   Буквы пишут где? (В тетрадке)
  3. Что мы утром чистим? (Зубки)
  4.  Одеваем в холод?(шубки)
  5. Любим мы играть …(в снежки)
  6.  Есть на праздник …(пирожки)

(Что общего в словах? Есть суффикс –к-).

  1. Игра Добавь следующее".

Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например:

 Слон. Слон, тигр. Слон, тигр, лев и т. д.



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры  активизируют мыслительную деятельность ...

Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...

"Игровые технологии на уроках русского языка".

тема самообразования 2009 - 2012 уч.год...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе

Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...