Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

   Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_raboty_so_slovarnymi_slovami.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка.

    «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически  целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с первого  класса» - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

   Словарные слова изучаются в индивидуальном порядке, так как в отношении их не может быть никаких  правил. Поэтому методика обучения их написанию опирается на  очень простое положение: написание каждого словарного слова надо запомнить.

 Для того, чтобы учащиеся лучше запоминали словарные слова  рекомендую организовать следующую повседневную практическую работу.

Последовательность работы при ознакомлении с правописанием  изучаемого слова.

              1. Выделение слова. Изучаемое слово может быть выделено из текста, написанного на доске или воспринятого на слух.        

  2.Объяснение значения слова. Это может быть иллюстрация, словесное объяснение, сравнение с другим предметом.

 3.Обращение к истокам слова.

 4. Определение безударной гласной, которую в слове нужно запомнить. Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нем, указывают количество слогов, определяют безударную гласную. Читают слово орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.

5.Подбор однокоренных слов

Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным  лексическим анализом. Однокоренные слова записываются и производится наблюдение над единообразным написанием в них корня.

6. Составление предложений со словарным словом.

7. Подбор синонимов и антонимов.

8 Подбор слов по ассоциации.

Для лучшего запоминания словарных слов полезно записывать их в специальную тетрадь ( индивидуальный словарик). Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, продолжается на последующих. Языковым  материалом для проведения упражнений могут стать пословицы, загадки, предложения, тексты. К числу словарно-орфорграфических упражнений можно отнести различные виды диктантов: комментированный диктант, объяснительный, выборочный, диктант по памяти, творческий диктант. Среди словарно-орфографических упражнений следует выделить следующие:

  • Упражнения типа грамматического разбора
  • Лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову
  • Упражнения в конструировании словосочетаний и предложений.
  • Упражнения по развитию речи.

Слова с  непроверяемыми написаниями используются при объяснении нового материала, закреплении и повторении, в контрольных диктантах, при проверке домашнего задания.

   Работа  над трудными словами может быть  продолжена на внеклассных  занятиях по русскому языку. Они могут быть посвящены таким темам «Слова- названия растений леса и огорода», «Слова-пришельцы»,  и т.д. На таких занятиях учитель может показать детям не только сочетательные свойства изучаемых слов, их функционирование в нашей речи, но и познакомить с этимологией. Осознание происхождения слова требует от учащихся определенных языковых умений, поэтому этимологический материал используется выборочно и там, где он вполне доступен для понимания учащихся.

  Материалы классной и внеклассной работы со словарными словами могут быть представлены на стенде «В мире слов».

  Важно  для наиболее эффективного изучения словарных слов применение средств наглядности и занимательности. Это могут быть следующие виды работ:

  • Загадки.

В костяном горшочке каша сладенькая на солнце варилась.  (орех)

  • Угадай слово по описанию.

Продукт питания, полученный от коровы. (молоко)

Городская электрическая железная  подземная дорога. (метро)

  • Определи в предложении словарные слова и запиши их.

Мать угостила меня чаем с молоком.  Пшеница в этом году уродилась богатая. Собачьи следы всегда к жилью выводят.

  • Списать текст, вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

Тонкий серп молодого …………(месяца), бледный, едва заметный, стоял посреди неба.

Из чащи вышла на берег большая бурая …………..(медведица). С криком в воздухе кружится стая галок и ………..(ворон).

  • Запишите словарные слова, которые начинаются с буквы «а» или по теме «Огород», «Поле», «Школьные принадлежности», «Школа», «работа» и т.д

  • Разгадайте ребусы.

        40 а  (сорока)                            

                     

    В классе необходим индивидуальный контроль за усвоением учащимися словарных слов. Нужно систематически следить за теми учащимися, которые допускают ошибки в изученных словарных словах. С этой целью  заводится тетрадь учета, в которую вносятся ошибки, допускаемые каждым учеником. Также каждому ученику, имеющему проблемы в знаниях орфографии, полезно иметь конверт, в котором слова, не усвоенные или слабо усвоенные, записываются на карточки, подчеркивается  орфограмма и это слово кладется в конверт.

   

ФРАГМЕНТ    УРОКА

- Ребята, мы сегодня  познакомимся с новым словарным словом. Он может быть небольшой или огромный, старый или современный, кирпичный или консервный, рыбный или военный. Так что же это? (завод)

 - Посмотрите на эту  иллюстрацию и объясните значение этого слова. (крупное промышленное предприятие)

- А знаете, слово «завод» образовалось от глагола заводить. Так называли те места, где что-нибудь заводят или разводят: лошадей, рыбу и другое.

-  Произнесите это слово, определите безударную гласную. (безударная гласная «а»)

- Сколько в этом слове слогов? В каком слоге безударная гласная?

- Сравните произношение этого слова с написанием, есть ли отличия? Почему же это слово тогда  относится к словарным? (вместо а можем написать о  и эту безударную гласную нельзя проверить )

- Подберите к слову завод однокоренные слова.

Заводец, заводишко, заводище, заводчане, заводской,  завод.

- Назовите корень. (завод) Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково)

- Составьте предложение со словом завод. ( На этом заводе работал мой дедушка.)

- Давайте придумаем слова, с которым ассоциируется слово завод и чтобы, запомнить непроверяемую гласную «а»  в этом слове. (могут быть разные варианты: труба )

_ Запишите предложение:  В городе Салехарде находится  небольшой завод по переработке рыбы.

      Для овладения речью учащиеся должны прежде всего обогащать свой словарный запас.

Поэтому  следует как можно раньше научить детей пользоваться орфографическим словарем. Поиск нужного слова даст возможность  прочнее запомнить словарное слово. Кроме этого этот вид работы развивает умение самостоятельно работать, грамотно записывать свои мысли,  обогащает  активный словарный запас.

 

   Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. 

 

Список литературы

1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. - М., 1990.

2. Агафонов В. Совсем неправильные слова: Как запоминать словарные слова. – М.: Новая школа, 1998.

3. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. - М., 1989.

 4. Бельдина Е. В. Работа над словами с непроверяемыми написаниями. Начальная школа, № 1 – 2002.

5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. - М., 1989.

 6. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка"

Статья представляет собой знакомство ученика с правилами правилами правописания слов с непроверяемой безударной гласной. Здесь показаны разнообразные методы, приемы и способы, с помощью которых эффект...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка .

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами. Учащиеся начальных классов должны запомнить большое число слов с непроверяемыми орфограммами. Уже на первых страницах “Букваря” дет...

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

Эффективные приемы усвоения слов с непроверяемыми орфограммами....

Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Освоение словарного сост...

Приемы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

Это мастер-класс по работе со словарными словами на уроках русского языка....