происхождение фразеологизмов
занимательные факты по русскому языку

Антонова  Зульфия Исламгалеевна

происхождение фразеологизмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proishozhdenie_frazeologizmov.docx12.47 КБ

Предварительный просмотр:

Мухи не обидит

Если человек, хорошо знающий русский язык, но не вдающийся в тонкости возникновения того или иного выражения, услышит рассматриваемый фразеологизм, то он прежде всего подумает, что муха – существо слабое, и обидеть его ничего не стоит. Но история (как и смысл, который будет анализироваться далее) предлагает несколько иное толкование. В древности, как и сейчас, мухи – это достаточно приставучие и надоедливые создания, кроме того, достаточно вредные. Вот такая вот история фразеологизма. «Мухи не обидеть» – это значит быть образцом терпеливости.

Кот наплакал

 Есть несколько версий возникновения фразеологизма "кот наплакал". Первая версия - это зоологическая версия. Коты от природы нечасто льют слезы, хотя слезные каналы у кошек есть. Поэтому и пошло выражение, что от кошки слез не дождешься, то есть слез мало. Вторая версия говорит, что выражение "кот наплакал" произошло от арабского выражения "котыъ наилак", что переводится "перестать получать достаточно денег". Вот и увидели сходство с плачущим котом и стали применять относительно малого количества денежных средств - "денег кот наплакал". А фразеологизм "кот наплакал" имеет значение малое количество чего-либо, чаще употребляется к деньгам.

Вилами на воде написано- сомнительно, неясно.

Первоначальное значение слова вилы- «круги»,а не вид сельскохозяйственного орудия(вспомните «вилок»). Слово вышло из употребления, выражение осталось. Означает оно нечто неточное, исчезающее столь же быстро, что и круги на воде.

Время истекло.

Свыше 2,5 тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме, появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

Знать на зубок.

 Отлично в чём-либо разбираться. Было время, когда знать на зубок, проверить на зубок воспринималось буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная. А то ведь могла попасться монета фальшивая: внутри полая или залитая дешёвым металлом.

Курам на смех.

С незапамятных времён курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хотя крылья есть, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Отсюда и выражение курам на смех. Даже глупые куры и те смеются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".

Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....

«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово".  УМК "Начальная школа 21 века"....

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс.

Урок русского языка по теме: "Значение, происхождение и употребление фразеологизмов в речи". 4 класс....

Значение и происхождение некоторых фразеологизмов.

Фразеологизмы для детей - объяснено значение популярных устойчивых выражений. Важная особенность фразеологизмов в том, что они неделимы по смыслу и их значение не складывается из значения составляющих...

Значение и происхождение фразеологизмов. (На букву «А»)

Цель работы над фразеологизмами: обогащения словаря учащихся, формирования образности речи, расширение их кругозора. Дополнить работу над Фразеологизмами можно такими приемами как: иллюстрировани...

Значение и происхождение фразеологизмов. (На букву «Б»)

Работа с фразеологизмами должна вводиться в тот или иной этап урока, вписываться в тему, представать перед детьми как очередное упражнение. Можно заранее дать задание детям к каждому фразеологизму под...