Занимательная грамматика
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Краснова Варвара Ивановна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_grammatika.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

«Рассмотрено»                                 «Согласовано»                                    «Утверждаю»

Руководитель ШМО                            Заместитель директора                     Директор школы

_____ / Мулеева Г.П./                      по УВР______                                   _______________

Протокол№1                                     /Красильникова Р.Р./                          /Красильников В.А./

от 28 августа 2019г.                         «2» сентября 2019г.                          Приказ №108 от 2 сентября 2019г.

     

Программа внеурочной деятельности ( Научно- познавательное направление)

 «Занимательная грамматика»

1 «а» класс

Красновой Варвары Ивановны,

учителя первой квалификационной категории

                                                                                                                                         Рассмотрено и принято  на заседании педсовета

                                                                                                                                           ( протокол №2 от 29.08.2019г.)

                                                                                                            с.Старое Тимошкино

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 1 класса общеобразовательной школы разработана  на основе:

- Федерального закона «Об образовании в РФ» (в действующей редакции);  
- Федерального  государственного  образовательного  стандарта   начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа;

- Примерных рабочих программ «Школа России», 1-4 классы, 2011 г.;

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа» ( утверждена приказом №88 от 20.08.2018 г);

- Учебного плана МБОУ «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района РТ на 2019-2020 учебный год (приказ  МБОУ «Старотимошкинская средняя общеобразовательная школа» №64 от  20.08.2019 г).

     

        Рабочая программа разработана на основе примерных учебных программ, имеющих гриф Министерства образования РФ, рекомендованных для реализации в образовательном процессе, с возможными внесениями изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательностью изучения тем, количество часов.

Вид реализуемой программы – программа по дополнительному образованию.

     Курс «Занимательная грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.

   Цель определяется как развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык».

     Курс «Занимательная грамматика» ставит следующие задачи:

  • развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • расширение  и углубление программного материала;
  • пробуждение потребности учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников.

   Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся

При подготовке к занятиям я ориентируюсь на следующие  технологии:

  • технология поддержки ребёнка. Целью которой является оказание помощи ребёнку в его личностном росте и ориентирована на следующие положения: на протяжении всего учебного процесса учитель должен демонстрировать детям совё полное доверие;
  • игровая технология (Б.П.Никитин), которая характеризуется процессами  сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.
  • познавательная активность рассматривается как высший уровень познавательной активности, проявляющийся в творческой познавательной деятельности, которая, в свою очередь, характеризуется такими качествами, как оригинальность, нешаблонность, самостоятельность. – выбор такой методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.;
  • использование компьютеров в учебном процессе (С.Пайперт: компьютерные технологии в образовании выступают как средство усиления и развития рефлексивных, познавательных и коммуникативных сторон учения)
  • здоровьесберегающие технологии (Базарнов В.Ф;) динамизация рабочей позы через использование конторок, снятие зрительного напряжения .

Требования к знаниям и умениям учащихся.

К концу 1 класса учащиеся должны:

- знать  все звуки и буквы русского  языка, осознавать их основные различия;

- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

- различать гласные  и согласные звуки и буквы их обозначающие;

- правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

- знать способы их буквенного обозначения;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е,ё,ю,я,и) и мягким   знаком;

- определять место ударения в слове;

- вычленять слова из предложений;

- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и   словах;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным    шрифтом;

- грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не    расходится с произношением;

- употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

- правильно писать форы букв  и соединения между ними;

- уметь прочитать слово орфоэпически и орфографически.

Структура и содержание курса.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике».

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ, игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.        

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.

Слово. Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и  глухие парные и непарные; твердые и мягкие парные и непарные), слог,ударение. Обозначение мягкости согласных на письме. Алфавит.   Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.. Слова, которые отвечают на  вопросы кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делает? Что сделал? Предложение. Признаки предложения, оформление предложения на письме. Текст. Отличие текста от набора предложений. Каллиграфия. Совершенствование навыка написания букв и соединений,  отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.


Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности;

проговаривать последовательность действий;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

– учиться работать по предложенному плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

   

Основные виды учебной деятельности.

Знакомиться с новым учебником: рассматривать обложку, читать оглавление, прогнозировать

содержание.

Читать и понимать смысл заданий к упражнениям.

Выполнять задания в нужной последовательности.

Проверять себя по учебнику.

Выделять звуки в слове.

Находить слова с заданными звуками.

Характеризовать звуки (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие; парные –

непарные; твёрдые – мягкие, парные – непарные; шипящие).

Ставить ударение, делить слова на слоги.

Соотносить слова со слого ударной схемой.

Подбирать слова, соответствующие схеме.

Характеризовать функцию букв гласных, букв ъ и ь.

Находить однокоренные слова в группе слов.

Выделять корень слова.

Подбирать проверочные слова.

Анализировать поэлементный состав букв.

Писать прописные и строчные буквы, сравнивать написанное с образцом.

Записывать под диктовку отдельные слова, предложения.

Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы

своей работы.

Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме.

Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этап своей работы.

Участвовать в учебном диалоге, включаться в групповую работу.

Тематическое планирование

Класс __1а__

Учитель Краснова Варвара Ивановна

Количество часов    33_

Всего __33__ час.; в неделю __1__ час.

Плановых контрольных уроков ________, зачетов ________, тестов _______ час.

Административных контрольных работ ___________ час.

Применяемые педагогические технологии:

  1. Игровые технологии
  2. Объяснительно-иллюстративные  технологии
  3. Личностно-ориентированные,  
  4. Проектные технологии
  5. Проблемный;
  6. Частично-поисковый;
  7. Исследовательский

Список литературы:

  1. Волина В.В. Веселая грамматика.
  2. Волина В.В. Занимательная азбуковедение.
  3. Волина В.В Русский язык в рассказах, сказках, стихах.
  4. Занимательная грамматика.
  5. Превращения слов. Учебное пособие.
  6. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.

Календарно- тематический план по курсу «Занимательная грамматика»

Тема

Кол – во

часов

Характеристика деятельности

Планируемые результаты

дата

план

факт

1

«Что такое речь?» виды.

1

Представление о необходимости речи

05.09

2

Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).

1

Предмет изучения фонетики, группы звуков

Уметь разгадывать ребусы, произносить скороговорки, слышать и находить в словах повторяющиеся звуки.

12.09

3

Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).

1

Предмет изучения фонетики, группы звуков.

19.09

4

Игра “Грамотный регулировщик”. (Звуко-буквенный анализ слов).

1

Представление о тексте. Разница между группой слов, текстом и группой предложений

26.09

5

Звуки и буквы.закрепление

1

Существенные признаки звуков и букв

Знать в слове каждая буква должна стоять на своём месте.

03.10

6

Сюжетная игра “Сказание о Ролане”. Слово – имя собственное.

1

Большая буква в именах собственных Большая буква в кличках животных

Знать для чего нужна заглавная буква

10.10

7

Игра – сказка “Пропавшие имена”.

1

Виды предложения по цели высказывания

17.10

8

Собираем слова.

1

Главные члены предложения, связь слов в предложении

Уметь применять на практике полученные знания

24.10

9

АБВГДЕЙка.

1

Составление слов из букв

Уметь применять на практике полученные знания

07.11

10

Слово или не слово?

1

Слово – сочетание звуков, которое имеет определенное значение.

Знать для чего нужны словосочетания

14.11

11

Игры Деда Буквоеда.

1

Составлении текста по предложениям

Уметь  оформлять предложения на письме, делить предложенный учителем текст на предложения

21.11

12

Сказка о царевне Несмеяне. (Составление текста по вопросам учителя).

1

Формирование умения строить предложение, устанавливать связь между словами и предложениями

28.11

13

Праздничный урок.

1

Обобщение изученного материала.

Уметь применять пройденный материал

05.12

14

Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”

1

Главные члены предложения, связь слов в предложении

Уметь применять на практике полученные знания

12.12

15

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

1

Связь предлогов с другими словами

Уметь разгадывать ребусы, произносить скороговорки, слышать и находить в словах повторяющиеся звуки.

19.12

16

Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”.

1

Существенные признаки звуков и букв

Уметь объяснять значение некоторых слов русского языка

26.12

17

“Грамматическое домино”. Форма проведения: “Счастливый случай”. (Мягкие согласные звуки и мягкий знак).

1

Главные признаки гласных звуков

Уметь объяснять значение некоторых слов русского языка

09.01

18

Ь –как способ обозначения мягкости

1

Значение мягкого знака

Уметь применять на практике полученные знания

16.01

19

“А начинали все медведи…” (Как обходились без письма?)

1

Признаки согласных и гласных звуков

Уметь писать слова с Ь. Уметь различать согласные по твердости-мягкости и обозначать мягкие согласные буквами е, ё, ю, я.

23.01

20

Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда!

1

Повторить правила написания слов с большой буквы, а также написание слов с Ь.

30.01

21

“Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите).

1

Значение алфавита Отличие  букв от звуков.

Знать весь алфавит

13.02

Уметь объяснять значение некоторых слов русского языка

22

Играем в загадки.

1

Значение алфавита

20.02

23

Добрый “волшебник” – Ударение.

1

Количество слогов по количеству гласных звуков

Уметь определять  ударный гласный в слове,  выделять ударные и безударные гласные.

27.02

24

Упражнения с жи-ши; ча-ща.

1

Знакомство с правилами письма

Уметь правильно произносить  и писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу.

05.03

25

Ударение над гласной может сделать букву ясной. (Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением).

1

Нахождение ударного слога

Уметь определять  ударный гласный в слове,  выделять ударные и безударные гласные.

12.03

26

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.

1

Случаи, когда ударение не ставится

Уметь применять на практике полученные знания

19.03

27

Звонкие и глухие “одиночки”.

1

Правила переноса

Уметь определять  ударный гласный в слове,  выделять ударные и безударные гласные.

02.04

28

Упражнения с ЧК; чн.

1

Активизировать знания учащихся о правописании слов с сочетаниями

Уметь правильно произносить  и писать слова с сочетанием ЧК-чн.

09.04

29

Один или много.

1

Знакомство с множественным числом

Уметь различать количество предметов

16.04

30

Из чего строятся слова? Для чего нужны предлоги?

1

Деление слов на слоги. Перенос по слогам

Уметь  делить слова для переноса, определять количество букв и звуков в слове.

23.04

31

Приключения в стране “Имя существительное”.

1

Отличие слов, отвечающих на вопрос кто? От слов, отвечающих на вопрос что?

        Уметь находить слова – названия.

Знать слова-названия.

30.04

32

 Приключения в стране “Имя прилагательное”.

1

Признаки предметов. Вопросы к именам прилагательным в единственном и множественном числе.

Знать слова – признаки.

Уметь применять  прилагательные.

07.05

33

Здравствуй, глагол! Для чего нужны слова-действия.

Итоговое занятие.

1

Действие предмета, отвечающего на вопрос что делает? Повторить изученные материалы.

Уметь применять глаголы. Уметь применять на практике полученные знания.

14.05

Уметь объяснять значение некоторых слов русского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная грамматика

Программа по внеурочной деятельности ....

Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"

Программа составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС. Разработчики программы: Ракитянская Е.б, Беркутова Г.И., Однокозова Н.А., Пантелеева Т.И....

План работы кружка "Занимательная грамматика"

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К с...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....