Главные вкладки

    Конспект урока "Несклоняемые имена существительные"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

    Разработка урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nesklonyaemye_sushch.docx26.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Несклоняемые имена существительные».

    Цели: развивать умение определять падеж имён существительных; повторить понятиенесклоняемые имена существительные.

    Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

    Предметный результат:

    Знать: несклоняемые имена существительные

    Уметь: находить несклоняемые имена существительные, правильно употреблять несклоняемые имена существительные в речи.

    Тип урока: комбинированный

    Ход урока:

    1. Орг.момент.

    -  Итак, начинаем наш  урок русского языка. Откройте тетради, запишите число.

    1. Словарная работа.

    -  Сегодня на уроке мы с вами узнаем   много нового и интересного.

    -  А начнём наш урок с орфографической разминки. Замените одним словом и запишите:

    • Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам (аллея)
    • Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и рукописи для общего пользования (библиотека)
    • Здание большой станции на путях сообщения (вокзал)
    • Специалист с высшим техническим образованием (инженер)
    • Занимательный, любопытный, привлекающий интерес (интересный)
    • Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход, обычно с передней, кухней (квартира)
    • Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами (коллектив)
    • Разговор, обмен мнениями (беседа)

     

    -  Прочитайте ещё раз внимательно  слова. Какое слово  лишнее и почему? (Интересный. Это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие  слова? (Наводящий вопрос: Какой частью речи они являются?)   ( Им.сущ ) Докажите.

    1. Обобщение знаний об имени существительном.

    -    Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела под общим названием  «Имя существительное» Но прежде, чем получить новые знания, вам необходимо вспомнить, всё, что вы знаете о данной части речи.  Послушайте задание:

    -    Подготовьте  рассказ об имени существительном, используя следующий план:  (слайд)                     

    1. Какого рода бывают имена существительные?

    2. Как изменяются имена существительные? (по числам и падежам)

    3. Как иначе называется изменение по падежам? (Склонение)

     

      -  Просклоняйте существительные:

    1 вариант – сестра

    2 вариант – окно  (ученик).

    -  Выделите окончания.

    ( У доски работают 2 человека)

    -  Проверим, как вы справились с заданием.

    - Что изменилось при склонении имён существительных? (окончание)

    4. Минутка чистописания

    - Скажите, о каком синониме слову дорога идет речь в стихотворении

    Асфальтовое, новое,
    Через леса сосновые, 
    Через луга медовые, 
    Через поля пшеничные,
    Полянки земляничные,
    Во всей своей красе,
    Дождём умыто, росами,
    Укатано колёсами,
    Раскинулось ( шоссе)!

    - Правильно, синоним к слову дорога – шоссе

    - О какой особенности написания этого слова нужно знать и помнить? (сс)

    сс

    шоссе

    Составить устно с данным словом предложения.

    5.Постановка цели и задачи урока

    - Просклоняйте существительные дорога и шоссе (задание выполняется индивидуально в рабочих тетрадях).

    Проверка (дети называют слова вместе с вопросами. Ответы детей сопровождаются демонстрацией слайда презентации).

    -Что вы заметили? (Слово шоссе не изменилось).

    - Что можете сказать об окончании слова шоссе? (Его нет).

    - Как могут называться такие существительные? (Предположения детей.)

    - Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные.)

    - Знакома ли вам такая группа слов?

    -Какую цель поставим на уроке? (познакомиться, уметь правильно употреблять в речи).

    6.   Первичное усвоение, проверка понимания

    Давайте проверим. Прочитайте предложения, записанные на листочках.

      В магазине продаются разные пальто.   У  пальто  меховой воротник. К пальто  пришиты красивые пуговицы. Мама купила  мне   новое зимнее пальто.  Я доволен своим  пальто.  Мне было тепло в  пальто.

    -  Что вы заметили?(  Во всех предложениях повторяется слово пальто) .  Какой частью речи оно является?

    - Давайте узнаем ,  в каком падеже употребляется  слово  пальто в каждом предложении.    Как будем действовать?  Что нужно сделать?

                                       слайд №2.        

                                     Памятка.

    Чтобы определить падеж существительного, надо:

    1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос.
    2. По вопросу и предлогу определить падеж.

           

       (Появляется запись на доске:

    И.п. – пальто.

    Р.п. –  пальто.

    Д.п. – пальто.

    В.п. -  пальто.

    Т.п.-   пальто.

    П.п. – в пальто.

    - Какие существительные ещё не склоняются? Почему их назвали несклоняемыми? (Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные). А в чём ещё особенность этих слов? ( не изменяются по числам).

    б) В русском языке таких слов много.

    Шоссе, фламинго, метро,  кино, радио, кофе, пианино, какао, жюри, кенгуру, пони, шимпанзе.

    1. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

            ( Дифференцированная работа с карточками)

    Вставьте в предложения  подходящие по смыслу несклоняемые существительные .

    Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.

    Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых  __________________  ,

     

    большого _______________________ . Маленький   ___________ был

    грустным.

    Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том  как

    ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________

    рисовал красками картину.

    1. Итог урока.

    -   Итак, с какими словами познакомились на уроке?

    -  Почему он так называются?

    9.Домашнее задание

    С 88 упр 152


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

    Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

    Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

    Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

    Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

    Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...

    Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные"

    Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Нарицательные имена существительные, собственные имена существительные.Цели урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходств...