конспект урока русского языка по теме: "Предлог"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Материал представлен в виде технологической карты. Данная работа будет полезна учителям школ психолого-педагогической поддержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme_predlog_-_kopiya.docx134.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Предлог».

Цель: обобщение и систематизация знаний о предлоге, как об отдельном слове, его роли в предложении.

Задачи урока:

- расширить знания учащихся о предлоге как о служебной части речи; о его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

- совершенствовать культуру речи учащихся, развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость.

- воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Формирование базовых учебных действий.

Личностные:  осознание себя как ученика, заинтересованного  обучением; самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Коммуникативные: вступать в контакт и работать в коллективе; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные:выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; устанавливать видо - родовые отношения предметов; работать с информацией.

Оборудование: таблица с буквами, словарные слова, таблица «Предлоги», «солнышко» с предлогами, картинка с предлогами для составления предложений, модели: предлог, слово-предмет, слово-признак, конверты со словами и конверты с предлогами, карточки для индивидуальной работы, тест.

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность

 учителя

Деятельность учащихся

Задачи

этапа

Формирование БУД

  1. Оргмомент

Мотивация.

(1 мин.)

Проверка готовности к уроку.

Эмоциональный настрой.

-Я желаю вам продуктивной работы на уроке  и приятного общения.

-Все расселись по местам, никому не тесно?

Я скажу вам по секрету: будет интересно!

Но, правило урока гласит: интересно будет только тому, кто будет внимателен и активен на уроке, будет работать в тетради аккуратно и правильно выполнять задания.

Проверка готовности к уроку.

Включение в работу.

Установление отношений сотрудничества между учителем и учащимися

Регулятивные: адекватно использовать ритуалы

школьного поведения;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Личностные:

осознание себя как ученика, заинтересованного обучением.

  1. Минутка чистописания(2 мин.).

- Мы начнем сейчас урок с этих строк.

Вы на строчки посмотрите, что заметили – скажите. (Слайд 2).

Определите буквы, которые мы будем писать. В таблице они встречаются чаще, чем другие.

г

о

ж

к

д

а

к

ы

ф

г

к

ш

г

ж

з

х

г

щ

к

м

с

и

к

т

г

Выбирают и записывают буквы («г» и «к» - по 5 раз)

Развитие концентрации внимания.

И

Познавательные:

выделять общие и отличительные признаки.

  1. Актуализация знаний учащихся.

(5 мин.)

- Спишите слова, в ставляя пропущенные буквы.

Объясните правописание слов. (Слайд 3).

Б…рёза, ш…л, ч…рный, под, д…журить, моро…, ж..лтый.

- А теперь проверьте себя: правильно ли вы написали? (Слайд 4).

Те, кто не сделал ни одной ошибки, могут поставить на полях восклицательный знак.

Разделить слова на группы.

- Прочитайте еще раз эти слова глазами и попробуйте, разделить эти слова на группы.

- Подчеркните слова-предметы одной чертой, действия – двумя, признаки – волнистой линией.

Записывают слова.

Самопроверка

Разделяют слова на группы.

Повторение правописания словарных слов.

Актуализация знаний. Формирование навыков самоконтроля.

Регулятивные:

следовать предложенному плану и работать в общем темпе;  соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Познавательные:

Сравнивать, классифицировать предметы.

  1. Самоопределение к деятельности.

(3 мин.)

- Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

-  Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

- Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

- Кто разделил все слова на группы правильно, поставьте на полях восклицательный знак.

- Какое слово оказалось лишнее? Почему?                                                        

- Кто знает, как можно назвать слово под?

- Ребята, изучая русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

- Но мы не говорили о них так подробно, как будем говорить сегодня.

- Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Назовите тему урока.

Зачитывают группы слов, объясняют свой выбор. Выделяют лишнее слово.

Определяют тему урока. Предполагают, чем будут заниматься на уроке.

Развитие коммуникативных навыков.

Коммуникативные:

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Познавательные: устанавливать видо - родовые отношения предметов.

  1. Построение проекта достижения учебной цели.

- Правильно. Сегодня нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о предлогах, это первое. А второе, я предлагаю вам самим, с моей помощью, попробовать доказать, что предлог – это, действительно, слово и научиться определять, что это именно предлог, а не что иное.

- К концу урока мы должны будем с вами заполнить эту таблицу: (Слайд 5).

Предлоги

Что это?        

Какие бывают предлоги?        

Как пишутся предлоги?        

На какие вопросы отвечают?        

Для чего служат?        

 - Если мы сможем  это сделать, то это значит, что цель достигнута.

Принимают задачи, поставленные на урок.

Формирование умения ставить учебные задачи, проектировать свою деятельность для достижения учебной цели.

Познавательные:

работать с информацией.

Регулятивные:

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану.

  1. Открытие нового знания.

(18 мин.)

- Готовясь к нашему уроку, я выяснила, почему предлог называется предлогом. Название это произошло от слияния двух слов: пред+лог (от гр.логос, т.е. слово).

- Значит, что означает слово «предлог»? (То, что он стоит перед словом).

- А теперь вспомним прошедшие уроки и дадим определение: что такое предлог?  

В русском языке существует огромное количество предлогов.

- Какие бывают предлоги?

Высказывают свое мнение.

Дают определение предлога.

Называют известные предлоги.

Расширение кругозора.

Развитие памяти, коммуникативных навыков.

- Запишите в тетради предлоги. Они нам помогут в дальнейшей работе.

- Выберите какой-либо понравившийся вам предлог и составьте словосочетание: предлог+ слово «береза».    

- Запишите ваши словосочетания в тетради. Обведите предлоги в кружок.

- Прочитайте ваши словосочетания и назовите предлог.

Проблемная ситуация: Докажите, что это предлог.

- Итак, вы сказали, что предлог – это маленькое слово. Попробуем доказать. Допустим: Алеша сел на стул. Соедините мысленно предлог и слово. Что получилось? (Алеша сел НАСТУЛ). Привязываем: Встал с настула и ушел со настулом.) Бывают такие слова?  

- Таких слов не бывает. Существуют отдельные слова: на и стул. А это значит…( что предлог – это, хоть и маленькое, но, все таки, слово). А все слова в предложении или словосочетании мы пишем…(раздельно).

- Итак, мы видим, что предлог – это слово, его нужно писать отдельно. Но теперь, давайте попробуем доказать, что данное маленькое слово является именно предлогом. И может ли быть предлог самостоятельным словом.

- Следующее задание.

Составьте предложения с предлогами по картинке. Подберите подходящие предлоги.

(Слайд 6).

- Запишите одно из предложений в тетради.

- Выделите предлоги в ваших предложениях, обведя в кружок. (Слабые учащиеся списывают предложения с карточек).

- Какие слова вы выделили?

- Почему? Докажите, что это предлог.

- Существует еще одно доказательство, что это маленькое слово является именно предлогом. Попробуйте между предлогом и словом вставить другое слово. Например: за (каким?) забором, перед (каким?) забором.

- Итак, мы вывели еще один признак предлога и сможем всегда доказать, что это предлог и его нужно писать отдельно от других слов. (Слайд 7).

- Повторим хором: Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

- Теперь еще раз вспомните, на какие вопросы отвечают слова-предметы, действия, признаки?

- А теперь попробуйте задать вопрос к предлогу.

- Получилось?

- Значит, предлог, хоть и слово, но не самостоятельное. Он не отвечает ни на какие вопросы и не может существовать отдельно от других слов. Это слово служебное. (Слайд 8).

- Повторим хором: «Предлог – это служебное слово».

- А вот для чего служат предлоги в нашей речи? Какую работу они выполняют? Я думаю, что вы сможете ответить на этот вопрос, когда выполните задание (работа в парах).

У детей на столах разрезанные слова:

Дети любят сидеть ______ скамейках  ______  деревьями.

- Получается предложение?

- Чего не хватает?

- Возьмите из конверта предлоги, теперь удалось? Какой вывод можно сделать? (Слайд 9).

Вывод: Предлоги служат для связи слов в предложении.

-Запишите предложение по памяти, подчеркните предлоги.

- Докажите, что это предлоги.

Списывают предлоги.

Самостоятельно составляют словосочетания.

Записывают, выделяют предлоги, читают, называют предлог.

Наблюдают.

Делают вывод.

Самостоятельно составляют предложения. Подбирают нужный предлоги.

Записывают предложения, выделяют предлоги.

Доказывают, что это предлоги.

Учащиеся приводят свои примеры.

Повторяют хором.

Выполняют пробное действие.

Формулируют причину затруднения.

Делают вывод

.

Работают в парах.

Повторяют хором.

Записывают предложения по памяти, выделяя предлоги. Делают вывод.

Развитие наблюдательности.

Формирование умения подбирать предлоги.

Совершенствование навыков списывания.

Формирование умения строить доказательство с помощью пробного действия.

Расширение словарного запаса.

Формирование умения работать в парах.

Развитие умения наблюдать, делать вывод.

Формирование умения записывать предложения по памяти.

Регулятивные:

следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности

Познавательные:

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.

Коммуникативные:

вступать в контакт; аргументировать свою точку зрения.

  1. Первичное закрепление знаний.

(3мин.)

- А сейчас проверим, как вы определяете предлоги на слух. Я буду читать текст, а вы записывайте только предлоги.

Картину повесили НАД диваном. На картине наши приключения. Щенок спрятался под крыльцом. Дорожка вела в лес.  Из леса вышел медведь. Мы убежали по тропинке к речке. Через речку ведет мостик. Около мостика красивые березы. За этими березками наш дом. Щенок уже сидит перед домом.

- Прочитайте, какие предлоги  вы услышали и записали.

 Определяют на слух и записывают предлоги.

Развитие умения выделять предлог на слух.

Познавательные:

работать с информацией.

Регулятивные:

активно сотрудничать на уроке, работать в общем темпе.

  1. Вторичное закрепление.

Разноуровневые задания ( по выбору).

Работа на карточках

1- Найти и выделить предлоги.

 2 – Вставить подходящие предлоги  в тексте.

Алёша пошёл в лес за грибами. На поляне у старых пней было много опят. У Алёши теперь полная корзина с грибами.

2 -Составить и записать предложение с предлогом.

Выбирают задание, выполняют его, после объясняют выполнение задания.

Закрепление знаний о роли предлога в предложении, умение видеть и использовать предлоги в речи,

Личностные:

адекватно оценивать свои возможности

Коммуникативные:

аргументировать свою точку зрения.

Познавательные:

работать с информацией.

  1. Проверка усвоения знаний.

Тест: (Слайд 11).

 Предлог это…

А) звук

Б) слово

2. К предлогу можно задать вопрос?

А)  нет

Б) да

3. Предлог пишется…

А) слитно

Б) раздельно

4. Сколько предлогов в предложении:

Таня с Колей весело играли на улице.

А)2

Б)1

Самопроверка.

Отвечают на вопросы теста, проверяют правильность себя по образцу.

Проверка усвоения знаний учащихся. Развитие внимания, мышления, орфографической зоркости, творчества.

. Познавательные:

работать с информацией

Ренгулятивные:

Выполнять самооценку.

  1. Домашнее задание.

- Дома я предлагаю вам самостоятельно составить и записать 3 предложения с разными предлогами.

Записывают ДЗ, слушают рекомендации учителя.

Дать возможность учащимся в домашних условиях повторить и закрепить полученные знания, развивать самостоятельность

Регулятивные:следовать предложенному плану.

  1. Рефлексия.

- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, о чем вы узнали сегодня на уроке, какие новые знания приобрели.

Он членом предложенья не бывает,

Но дело этот малый твёрдо знает.

Другим словам он руку помощи даёт.

Им помогает, связи бережёт,

Но пишется от слов всегда отдельно.

Считает: приставать к ним очень скверно.

- Пользуясь таблицей, расскажите о предлоге так, как будто вы рассказываете своему товарищу, который не был на уроке.

- А теперь скажите, важны ли знания, полученные сегодня на уроке? Почему?

- Оцените результаты своей работы с помощью цветных сигналов.

А я вам дарю памятку о правописании предлогов. Надеюсь, она вам всегда поможет.

Обобщают знания.

Оценивают себя. Осознают важность знаний, полученных на уроке.

Проверка эмоционального состояния учащихся

Подведение итога урока, его оценка,само оценка работы учащихся.

Коммуникативныее:

Вступать в диалог.

Личностные:

Осознавать важность полученных знаний.

Регулятивные: выполнять самооценку своих действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация + конспект урока русского языка по теме: Предлог. Раздельное написание предлогов со словами.2 класс. Школа 2100.

Урок изучения нового. Материал преподносится детям в занимательной, игровой форме, построенной на элементах драматизации.На уроке ученики вместе с Буратино и Мальвиной повторят изученные части речи и ...

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."

Конспект урока русского языка на тему " Предлог. Роль предлога в речи."...

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка по теме: "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи."

Цели деятельности учителя: формирование представлений о предлогах и их роли в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое предлог; уметь его отличать от других частей речиЛичностные: проявля...

Конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»

В данном материале размещен конспект урока русского языка по теме: «Предлог. Роль предлогов в речи и их функции»...

Конспект урока русского языка по теме "Предлоги. Правописание предлогов". 2 класс.УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технолоий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы). ...

Конспект урока русского языка по теме "Предлоги. Правописание предлогов". 2 класс.УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан с использованием  эффективных образовательных технологий: проблемного обучения ( на этапе формулировки темы и целей), укрупнения дидактических единиц ( на этапе словарной работы)....