Конспект внеклассного мероприятия "Знай и люби русский язык" 1-4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Цвигун Ирина Анатольевна

Мероприятие проводилось в рамках недели русского языка для учащихся 1-4 классов в виде викторины. Задания и упражнения были подобраны в соответствии с программными требованиями 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку

1-4 классы

«Знай и люби русский язык

Цель: привитие интереса к русскому языку.

Задачи:
Образовательные: 

  • знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками;
  • совершенствовать знания, умения и навыки владения русской речью;
    актуализировать знания учащихся;
  • расширять кругозор учащихся по предмету, обогащать словарный запас.

Развивающие: 

  • развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку;
  • развивать творческие способности, коммуникативные умения, правильную речь учащихся, логическое мышление.

Воспитывающие:

  • совершенствовать навыки коллективной работы;
  • воспитывать познавательный интерес к изучению русского языка.


Оборудование: карточки с заданиями для команд, галстуки для детей трех цветов.

Викторина проводится между тремя командами 1-4-х классов

Ход занятия

  1. Вступительное слово учителя.

- Дорогие ребята! Приглашаю вас в нашу викторину! увлекательное путешествие в мир русского языка. Русский язык входит в число мировых языков. Вы владеете русским языком, многое о нём знаете, изучаете правила, понятия. Достаточны ли ваши знания и умения? Сегодня вы имеете возможность показать себя знатоками русского языка, окунуться в мир общения и творчества. Итак, мы начинаем

2. Представление команд
3. Конкурсы

Гласные - красные

 (1-2 класс)

Мягкие согласные  - зеленые

(3 класс + 4 класс 6 человек)

Твердые согласные  - синие

(4 класс)

Разминка: общие вопросы. 

  1. Из чего состоит наша речь? (из предложений)
  2. Из чего состоят предложения? (из слов, связанных между собой по смыслу)
  3. Звуки видят или слышат? (слышат)
  4. Что нужно написать, чтобы получилось слово? (буквы)

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Сколько букв, обозначающих согласные звуки? (21)
  3. Сколько букв, обозначающих гласных звуки? (10)
  4. Какие две буквы не обозначают звука? (ъ, ь)
  5. Первый звук в слове Яблоко? (й)

  1. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки (кость).
  2. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный (март, август)
  3. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»? (2)
  4. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. (Рыбак поймал щуку и леща.) Какие буквы пропущены? (предложение написано на доске)

Карточки

Из предложенных слогов (на листе бумаги напечатаны слоги) составьте слова. Соедините линией два слога, чтобы получилось слово:

лу     мон     ли    но   ня

на  ре   мер   ма   ня    мо

 ма    ка  та      

(лимон, мерка, луна, няня, нота, мама, море)

На листе бумаги (у каждого ребенка) вы видите 6 букв: Д О К О С А. Сколько различных слов  - имён существительных (слов-предметов)  - сумеете составить, записать из этих букв.

(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)

Нужно положить в корзинку (у каждого ребенка на листе бумаги нарисована корзина) только те грибы-слова (силуэты вырезаны из бумаги, на них написаны названия грибов), названия которых начинаются со звонкого согласного звука.

(Опята, грузди, боровики, маслята, волнушки, подосиновики, рыжики, поганки, лисички, подберёзовики, мухомор, сыроежки, белый гриб.).

Общие вопросы.

Я говорю вам существительное (слово-предмет) в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте, когда нужно, хором. Будьте внимательны!

Нога - …(ноги)

Рука – …(руки)

Дуга - … (дуги)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра)

Бедро - …(бедра)

Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)

День - …(дни)

Пень - …(пни)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Цыпленок -…(цыплята)

Козленок - …(козлята)

Бочонок - … (бочонки)

Кино - …(сущ. кино не имеет множественного числа)

Общие вопросы.

- В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

- Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

  • Мчаться на всех парах (стремительно)
  • Орать во все горло (громко)
  • Спать мертвым сном (крепко)
  • Работать, не покладая рук (усердно)
  • В час по чайной ложке (медленно)
  • Сделать на скорую руку (наспех)
  • В двух шагах (рядом, близко)
  • Вылетело из головы (забыли)
  • Надуть губы – (обидеться)
  • Без году неделя (недавно)
  • Ломать голову – (думать)
  • Водить за нос – (обманывать)
  • Зарубить на носу – (запомнить)
  • Унести ноги – (убегать)
  • Выходить из себя – (сердиться)
  • Заговаривать зубы – (лгать, обманывать)
  • Клевать носом – (дремать)

Ребусы «Прочитай по первым буквам» (работа в парах) – картинки.

Шуба, слон, шар, снег, флаг, коза, дом, зима.

Из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово (работа в парах):

соловей, потолок      

 (ло-то)

змея, рама    

(я-ма)

пуговица, молоток, лава      

(го-ло-ва)

укор, бузина, тина        

(кор-зи-на)

поворот, пороша, канава      

(во-ро-на)

Задание состоит в следующем: в каждой строчке прочитать слова и лишнее слово вычеркнуть (работа в парах).

Солнце, солнышко, солить

Водяной, вода, водить

Листик, лиственный, лиса

Корень, корневой, корзина

Мал, малыш ещё малина

Моряки, морской, мороз

Мама, мамонт, мамочка

Небо, небыль, небеса

Парта, пар и паровоз

Река, речка, речь

Поле, пол, полевой

Зубр, зуб, зубренок

Игра «Доскажи словечко» (хоровые ответы).

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал ... (конем)

 

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

 

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь, правда, вкусная ...  (картошка)

 

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я ... (капуста)

 

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

 

6.  По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки ... (коса)

 

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется ... (медведь)

 

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц ... (мел)

 

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

 

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь

Этот зверь лесной ... (медведь)

- Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.

Закончи пословицу по ее началу.

Не сиди, сложа руки - …(не будет и скуки)

В гостях хорошо, …(а дома лучше)

Один - за всех,  …(все - за одного)

Скучен день до вечера, …(коли делать нечего)

Не имей сто рублей,  …(а имей сто друзей)

Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)

Поспешишь -… (людей насмешишь)

Любишь кататься, …(люби и саночки возить)

Семь раз отмерь, …(один отрежь)

Какой привет, …(такой ответ)

Терпение и труд …(все перетрут)

За двумя зайцами погонишься, …(ни одного не поймаешь)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

- Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

На столе моем - книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке,
Говорю с целым миром
Я на том языке.

Итог.

- Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.    

- Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия "Слагаемые здоровья" + презентация (4 класс)

В данном материале представлен план-конспект внеклассного мероприятия для проведения в 4 классе на тему «Слагаемые здоровья». На этом мероприятии актуализируются знания обучающихся о компонентах здоро...

конспект внеклассного мероприятия по математике для 1 класса

конспект внеклассногомероприятия по математике для 1х классов...

Конспект внеклассного занятия по теме: "Русское чаепитие"

Данный материал будет интересен педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования, предназначен для проектной деятельности с учащимися 3-4 классов   РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ.Цели п...

Конспект внеклассного мероприятия "Рыцарский турнир" для 2 класса

Мероприятие посвящено празднованию Дня защитника Отечества...

Конспект внеклассного мероприятия "Петешествие в Алфавитинск" 1 класс

формирование у детей навыка выразительного чтения, совершенствование различных видов речевой деятельности;Вырабатывать умение сознательного, правильного, выразительного чтенияРазвивать творческие спос...

Конспект внеклассного занятия "Вы любите математику"

Данное занятие можно использовать во внеклассной деятельности для детей 2-3 класса. А так же ,как часть урока математики....