Алфавит 1 класс
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Урок с использованием ЭОР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Алфавит 1 класс18.28 КБ
Файл Презентация Алфавит1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Урок с использованием ЭОР,

созданных самостоятельно

Русский язык

 1  Б класс

«Алфавит»

УМК «Школа России»

Цель: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение,

формировать умения  располагать слова в алфавитном порядке, развивать речь учащихся.

Задачи урока:

  • Образовательные: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите;

           познакомить детей с историей русского алфавита;

           формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита;

           формировать навыки сознательного и плавного чтения.

  • Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.

  • Воспитательные: воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах, в группах.

Оборудование:  проектор, книги, презентация(Приложение)

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

II.  Самоопределение к учебной деятельности.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый день копилку знаний

Непременно пополнять!(слайд 1)

III. Введение в тему урока.

Чем мы пополним копилку знаний вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Буквы-значки, как бойцы на парад

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется все …Алфавит!

 IV. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

На слайде вы видите картинки-ребусы.

По первой букве названий предметов, изображенных на картинках, составьте слова и напишите их в тетрадь.  Разделите слова на слоги, поставьте ударение. Рядом постройте звуковую модель слова, его «звуковой домик». Первый вариант работает с верхней картинкой, второй вариант- с нижней.(слайд 2)

Проверка: по одному ученику от каждого варианта у доски.

- Поднимите  руки у кого нет ошибок? (слайд 3)

-Сколько букв мы изучили? (33)

-На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные и согласные)

- Cколько букв гласных звуков? (10)

- Сколько букв согласных звуков?  (21)

-Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

-Дети, если мы с вами изучили уже все буквы, то что же мы будем дальше делать на уроках русского языка?

Ответы детей.

V. Формулирование темы урока, составление плана работы.

Сформулируйте тему урока.

А что об алфавите мы должны узнать?

Формулируют тему урока.

Работать сегодня будем по следующему плану.

Составление плана работы.

  • узнать, что обозначает слово алфавит;
  • для чего он нужен, где его применяют;
  • тренироваться в расстановке слов по алфавиту(слайд 4)

VI. Открытие нового знания.

Итак, действуем по нашему плану.(слайд 5)

Что такое алфавит? Высказывают свои предположения.

Слушают рассказ о происхождении слова «алфавит».

Отвечают на вопросы учителя.

Озвучивают понятие.(буквы, расположенные в определённом порядке)

VII. Физминутка

Вы, наверное, устали,

Ну, тогда все дружно встали.(слайд 6)

Выполнение упражнений «как буквы».

VIII. Постановка проблемы.

- Дети, а для чего же нужен алфавит? Предположите.(слайд 7)

- В алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Личные дела учеников.

 Слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту.

И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

Проблемный вопрос:

- Дети, а как быть, если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а они начинаются с одной буквы? Например, мне в журнал нужно записать ваши имена.(слайд 8)

- У нас в классе 4 имени начинаются с буквы А: Андрей, Анна, Анастасия, Ангелина. Как быть в этом случае?

Дети высказывают свои предположения.

Правило: Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей.(слайд 9)

IX. Фиксация нового знания

Сейчас вы будете работать всем классом. Чтобы отлично справиться со всеми заданиями, необходимо сначала повторить алфавит. Я хотела раздать вам памятки, но по пути на работу некоторые буквы сбежали из алфавита, прошу вас их отыскать и поставить на место.

(слайд 10)

Итак, задание: вставьте пропущенные буквы, НО очень важно правильно называть буквы, иначе они не вернутся в алфавит

-Проверяем.(слайд 11)

Мы молодцы! Все буквы на месте, а это значит мы с вами не ошиблись.

Следующее задание:

Если вы поставите названия цветов на этажах домика  в алфавитном порядке, то получите слово.

Внимание!Начали!(слайд 12)

Проверяем, все слова составили верно?!(слайд 13)

X. Физминутка для глаз.(слайд 14)

- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

XI. Практическое применение полученного знания.

У вас на парте – книги. Мария Петровна- наш библиотекарь, попросила помочь нас расставить книги в алфавитном порядке по фамилии автора. Поможем?(работа в парах)

Расставляют книги в алфавитном порядке.

XII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Чтобы понять, все ли мы успели, вернемся к плану урока:(слайд 15)

Что такое алфавит?

Когда нам может пригодиться знание алфавита и умение им пользоваться?

Вот мы и подошли к последнему этапу нашего урока – подумайте, насколько хорошо вы умеете расставлять слова по алфавиту?

Оцените свою работу (светофоры: зелёный – всё понял, всё получилось, было легко; жёлтый – понятно не всё, не все задания выполнял правильно; красный – многое не получилось, было трудно). Оцените свою работу: закрасьте круг светофора в желаемый цвет.(слайд 16)

Вы все сегодня очень старались. Спасибо вам за урок!(слайд 17)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по рускому языку во 2-м классе "Алфавит"

Презентация урока по русскому языку во 2-м классе "Алфавит"...

Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"

Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"(перспективная начальная школа)

Урок построен с учетом стандартов 2-го поколения. На уроке дети знакомятся с алфавитным принципом расстановки книг на библиотечных полках, словарях. Применение алфавитного принципа в повседневной жизн...

Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"(перспективная начальная школа)

Урок построен с учетом стандартов 2-го поколения. На уроке дети знакомятся с алфавитным принципом расстановки книг на библиотечных полках, словарях. Применение алфавитного принципа в повседневной жизн...

конспект урока по русскому языку 1 класс "Алфавит"

урок русского языка по программе "Планета знаний" автор учебника Андрианова Т.М, на данном уроке формируются коммуникативные умения(учащиеся работают в парах, малых группах), поисково-информационные(р...

конспект урока по русскому языку 1 класс "Алфавит"

русский язык 1 класс, программа "Планета знаний" автор Адрианова...