"Приставка как часть слова" 2 класс по УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Данная разработка представляет собой конспект урока по теме "Приставка как часть слова" в рамках работы по программе "Планета знаний" для учащихся 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka_kak_chast_slova.docx205.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

по теме «Приставка как часть слова»

                                 

         

Ход  урока

Психолого-пе-дагогическое обоснование деятельности учителя

Какие компоненты РУУД формируются

  1. Организационный момент.

             Громко прозвенел звонок –

             Начинается урок.

             Девочки за парты сели,

             Мальчики за парты сели.

             На меня все посмотрели.

             Слушаем, запоминаем,

             Ни минутки не теряем.

У. – Ребята, каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

У. – Чтобы хорошо учиться, надо к цели стремиться. Чему вы хотите научиться сегодня на уроке? Какие цели ставите перед собой? Для ответа на этот вопрос вспомните, что у вас получается не очень хорошо, где есть трудности?

Создание моти-вации. Эмоцио-нальный настрой на работу.

Выслушав несколько ответов, предложить рассказать о намеченных целях друг другу.

Создание хоро-шего настроения, положительной мотивации, организация рабочего места и своей деятельности.

Постановка целей. Принятие позиции партнера.

  1. Планирование работы.

У. – Обратите внимание на доску. Что на ней записано? Зачем? Скажите, что мы будем делать на уроке и в какой последовательности?

Д. – На доске записан план урока. Он нужен для того, чтобы знать, как и над чем нам работать, чтобы ничего не забыть.

На доске:

1. Орг.момент.

     2.Знакомство с планом.

     3.Чистописание.

     4.Повторение: суффикс и корень. Игра «Лото»

     5.Все ли части слова нам известны?

     6.Выведение темы урока.

     7.Что это такое? (определение)

     8.Нахождение этой части в слове. Работа по  учебнику с. 88 №7

9.Итоги урока.

10.Оцени свою работу.

11.Домашнее задание.

Предварительное знакомство с содержанием работы, нацеливание детей на осмысление своей работы

 

Планирование
целеполагание, осмысление своей деятельности

  1. Чистописание.

У. – Какой следующий пункт нашего плана?

Д. – Чистописание.

У. – Зачем нужно чистописание?

Д. – Чтобы красиво и правильно писать.

                 - Я тетрадочку открою

                   И с наклоном положу.

                   Я от вас, друзья, не скрою,

                   Ручку я вот так держу.

                   Сяду прямо, не согнусь,

                   За работу я возьмусь.

У. – Сегодня мы пропишем буквосочетания ИК и ЕК, диктуя алгоритм написания этих букв.

     По окончании выполнения учащиеся оценивают свою работу.

У. – Подчеркните самые красивые, правильно написанные сочетания.

Настрой на работу, нацеливание учащихся на выявление цели деятельности, контроль за посадкой детей, здоровьесберегающая технология

«Письмо с секретом», пошаговое выполнение задания

Саморегуляция,

Целеполагание (зачем, с какой целью?), принятие этой цели, организация своего рабочего места, действия по алгоритму

.Работа по алгоритму, самооценивание

  1. Повторение изученного. Актуализация опорных знаний и умений.

У.- Как вы думаете, почему мы взяли именно эти буквосочетания? Кто их узнал?

Д – Это суффиксы.

У. – Что вы можете о них сказать?

Д – Они служат для образования новых слов и придают им уменьшительно-ласкательное значение.

У. – Зачем мы изучаем суффиксы?

Д. – Чтобы уметь разбирать слова по составу, находить в них орфограммы и правильно их писать,

уметь образовывать с их помощью новые слова.

У. – А какую еще часть слова вы знаете?

Д. – Корень.

У.- Правильно. Давайте обратимся к нашему плану. Что дальше?

Д. – Игра «Лото»

У. – У вас на парте лежат карточки синего и красного цвета – одна на парту. Вы работаете в парах.

Повторение и обобщение полученных ранее знаний, осознание смысла деятельности

В течении всего урока учащиеся пользуются сигнальной картой. Если ответ товарища неправильный, то зажигается крас-ный свет, если согласны – то зеленый. Сом-неваюсь – синий.

(раздаточный материал)

Работа в парах

Осознание смысла деятельности

(зачем?), планирование, пошаговый контроль.

Умение принимать точку зрения другого, умение договариваться о совместной работе, координировать свои действия

 Карточки синего цвета

 Карточки красного цвета

Корень – это…

…общий смысл всех однокоренных слов.

В корне заключен…

…нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть.

Слова, имеющие общий корень и общий смысл, называются…

…главная часть слова

Чтобы правильно выделить корень…

…часть слова

Суффикс – это …

…однокоренными или родственными

Суффикс состоит …

…образования новых слов.

Суффикс служит для …

…после корня.

У. – Предлагаю сыграть в грамматическое лото. На карточках синего цвета – начало фразы, а на карточках красного цвета – окончание фразы. Встает ученик с синей карточкой и читает, дети должны внимательно слушать. Затем должен встать тот ученик, у которого окончание начатой фразы, и завершить начатое высказывание.

Умение работать в парах, слушать и слышать других, своевременно реагировать.

Принятие и удержание учебной задачи. Работа в парах, умение договариваться о совместной работе, о последовательности действий.

У. – Молодцы! А теперь мы должны отдохнуть.

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

           Вот мы руки развели,
          Словно удивились.
          И друг другу до земли
          В пояс поклонились!
          Наклонились, выпрямились,
          Наклонились, выпрямились.
          Ниже, ниже, не ленись,
          Поклонись и улыбнись.

Физкультминутка, здоровье-сберегающая технология.

Работа по образцу.

  • Проблемная ситуация

У. – Следующим пунктом нашего плана стоит вопрос: все ли части слова нам известны? Чтобы ответить на него, посмотрите на доску.

Ребята! Посмотрите, что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части. Помогите мне их восстановить.

       Школь, ник, ный, школь, ный, при, школь

Д. – У нас получились слова: школьник, школьный, пришкольный.

У. – Спасибо, теперь все верно. Что вы можете сказать об этих словах?

Д. – Это однокоренные слова.

У. – Докажите свой ответ.

Д. – Они имеют общую часть – школь- и имеют общий смысл – принадлежность к школе.

У. - Какие части слов вы уже знаете? Выделите эти части в словах.

Дети называют известные им части слов.

У. – С какой проблемой столкнулись?

Д – Не все части слов можем обозначить.

У. – В каком слове выделены не все части? Почему?

Д. – В слове «пришкольный».

У. – Где находится эта часть?

Д. – В начале слова.

У. – Назовите эту частичку.

Д. – при-

У. – Молодцы! Скажите, что мы сделали с этой частичкой? Для этого сравните «школьный» и «пришкольный».

Д.- Мы ее добавили, приставили к началу слова.

У. – Кто догадался, как она называется?

Д. – Приставка.

У. – Верно. Приставка обозначается так -

Школьник, школьный, пришкольный

Соотнесение того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Создание проблемной ситуации. Прогнозирование учебной деятельности.

Частично-поисковая деятельность. Решение практических задач, связь с жизнью.

Участие в целеполагании как постановке учебной задачи. Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Постановка цели урока через проблемный диалог.

Прогнозирование результатов.

  • Формулирование проблемы, планирование деятельности.

У. – Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Д. – Приставка.

У. – Тема нашего урока «Приставка как часть слова». Скажите, а что бы вы хотели узнать о приставке?

Д – Что такое приставка и для чего она нужна.

У. – Зачем вам нужны эти знания?

Д. – Чтобы уметь разбирать слова по составу, писать слова без ошибок.

Формулирование задачи урока совместно с учащимися. Деятельностный подход в обучении. Настрой на успешную деятельность. Осмысление собственной деятельности..

Осмысление и принятие учебной задачи. Целеполагание.

Саморегуляция.

.

7. Открытие нового знания.

У. – Для того, чтобы ответить на эти вопросы, вы должны выполнить задание на карточка. Для этой работы нужно объединиться в группы.

Задание для 1 группы

…бежал за угол

…бежал из дома

…бежал первым

…бежал через дорогу

…бежал от края

Подсказка:

За-, вы-, при-, пере-, от-, про-

Задание для 2 группы

…читал маме

…читал вслух

…читал снова

…читал в журнале

…читал до конца

Подсказка:

За-, про-, пере-, вы-, до-.

Задание для 3 группы

…писал письмо

…писал рассказ

…писал в тетрадь

…писал красиво

…писал из словаря

Подсказка:

На-, до-, за-, пере-, вы-.

У. – Обсудите в группах, какое задание можно дать по этим карточкам и зачем.

      Давайте вспомним алгоритм работы в парах (на доске):

- говорить по очереди,

- не перебивать друг друга,

- внимательно слушать того, кто говорит,

- если то, что говорят, не совсем понятно, следует обязательно переспросить и постараться понять и т.д.

Д.- Нужно дописать слова, используя подсказки, добавляя к каждому слову свою приставку. Так мы пробуем работать с приставками.

     После того, как дети выполнят задание, каждая группа представляет свою работу, и идет совместное обсуждение.

У. – Какую часть слова вы сейчас дописывали?

Д.- Приставки.

У. – Что вы получали в результате?

Д. – Однокоренные слова.

У. – Попробуйте в своих группах составить составить определение: что такое приставка. Для решения этой задачи я даю вам схему-опору:

     Приставка – это значимая …….   ……,

                           которая стоит ….     ……

                           и служит для …..    …….

     Учащиеся выводят определение. Выслушиваются все варианты.

У. – А теперь давайте проверим себя. Откройте учебник на с. 88 и прочитайте определение.

У. – Предлагаю отдохнуть.

Проведение физкультминутки.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Овладение азами исследовательской деятельности.

Умение сформулировать задание самостоятельно и определить цель своей деятельности. Работа в групппах:умение договариваться, планировать и распределять задания в группе.

Формулировка выводов с помощью подводящих вопросов.

Сверка своей работы с образцом.

Здоровьесберегающая технология

Целеполагание, постановка задачи и принятие ее, осмысление деятельности.

Работа по алгоритму.

Принятие чужого мнения.

Планирование учебного сотрудничества.

Выбор способа действия.

Составление алгоритма.

Самоконтроль и самопроверка.

Работа по образцу.

8. Работа по учебнику. Первичное закрепление. Применение новых знаний.

У. – Давайте обратимся к нашему плану. Мы справились с поставленной задачей?

Д. – Да, мы вывели определение приставки.

У. – Что следует дальше?

Д. – Работа по учебнику.

            20131106_183634   

У. – Что требуется выполнить в этом задании? Зачем?

Д. – Списать стихотворение. Обозначить в глаголах приставки. Мы будем выполнять это упражнение для того, чтобы научиться находить и выделять приставки в словах.

У. – Как вы будете решать первую орфографическую задачу?

Д. – Чтобы списать текст, нужно открыть памятку №1 в учебнике с. 140

«Как правильно списывать текст»

 Учащиеся самостоятельно списывают стихотворение.

У. – Молодцы! Теперь нам нужно решить вторую орфографическую задачу. Как отыскать приставку в слове? Нужен алгоритм действий. Давайте попробуем составить его вместе. Что нужно выделить сначала?

Д. – Корень.

У. – Как это сделать?

Д. – Подобрать однокоренные слова и найти общую часть.

У. – Верно. Где будет находиться приставка?

Д. – Приставка стоит перед корнем.

У. – Правильно. А чтобы проверить себя, можно подобрать 2-3 слова с такой же приставкой.

     На доске составляется алгоритм:

1.Подобрать однокоренные слова.

2.Выделить корень слова.

3.Выделить приставку.

4.Подобрать 2-3 слова с такой же приставкой.

У. – Молодцы! Перед тем, как выполнить это задание, давайте попробуем оценить свои возможности. Кто разобрался в новой теме, все понял и легко может справиться с этим заданием, поставьте на полях знак «+». Кто сомневается в своих силах, тот ставит знак «?». Кто совсем не уверен в своих силах и не сможет выделить приставки, тот ставит знак «-«.

У – Выделите в глаголах приставки, используя алгоритм. Проверьте себя.

У. – Выполните взаимопроверку в парах. Сравните работу с образцом.

     На доске появляются глаголы с выделенными приставками.

Осмысление собственной деятельности.

Работа по памятке.

Совместное составление алгоритма.

 Предвосхище-ние результатов своей деятельности.

Работа в парах.

Работа по алгоритму

Оценивание своих возможностей

Планирование.

Пошаговый самоконтроль.

Целеполагание

Выбор способа действий.

Работа по готовому алгоритму.

Составление алгоритма действий и работа по нему.

Планирование, выполнение действий по образцу с ис-пользованием норм саморегуляции: самоконтроля и самопроверки.

Формирование прогностической самооценки

Самоконтроль и самопроверка.

Планирование, пошаговый самоконтроль

Прогностическая самооценка

Взаимо и самопроверка, соотнесение результата с образцом

9. Подведение итогов урока.

У. – Итак, пришло время подвести итоги. Давайте обратимся к нашему плану. Весь наш урок был посвящен ответу на один вопрос. Какой?

Д. – Что такое приставка и как найти приставку в слове.

У. – Правильно. Давайте повторим ответы на эти вопросы, используя в качестве помощи наши алгоритмы.

1. Алгоритм определения приставки.

2. Алгоритм нахождения приставки в слове.

Пошаговый самоконтроль по плану урока

10. Рефлексия.

У. – Что по плану нам нужно сделать сейчас?

Д. – Оценить свою работу на уроке.

У. – Со всеми ли пунктами плана мы успели поработать?

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Понравился ли вам урок?

- Было ли интересно?

У. – Какие затруднения вы встретили при выполнении упражнений?

Учащиеся дают развернутые ответы.

У. – А теперь на наших волшебных линеечках мы должны оценить свою работу. На первой линеечке нужно оценить, как хорошо вы поняли, что такое при-ставка (О). На второй линеечке – насколько правильно вы научились находить приставки в словах (Н).                  

             -

                        О               Н

Самооценивание своей работы по заданным критериям.

 Работа со шкалами. Чем ниже по шкале, тем меньше сфор-мирован оце-ниваемый па-раметр. Чем выше – тем лучше.

Планирование.

Саморегуляция: работа над формированием самоконтроля и самооценки

Самооценивание по заданным критериям.

  1. Домашнее задание

У. – Запишите домашнее задание: с.88 №6 или с.89 №8 по вашему выбору.

Задание по выбору.

Работа над формированием прогностической самооценки.

Богатыри - Три богатыря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме: Приставка - Значимая часть слова"

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме : "Приставка -  значимая часть слова".  Урок закрепления знаний....

Урок русского языка во 2 классе "Приставка как часть слова"

Данный урок первый в теме "Приставка как часть слова", представлен с презентацией....

Урок русского языка по теме: "Приставка как часть слова"с презентацией на интерактивной приставке "Mimio Studio", 2 класс, программа "Начальная школа XXI века"

Цель урока: Сформировать новые знания и умения по теме: Приставка как часть слова.Задачи:- образовательные:1. Сформировать понятие приставки, как части слова, которая стоит перед корнем и служит...

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век" по теме "Приставка как часть слова"

Урок соответствует стандартам ФГОС, использован системно - деятельностный подход....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Приставка как часть слова"

Презентация поможет учащимся сформулировать тему урока, сделать выводы по теме, систематизировать знания и оценить работу на уроке....