Рерайтинг, как инструмент обучения написанию сочинений
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Иванова Ольга Николаевна

Современный и творческий инструмент обучения написанию сочинений - рерайтинг. Актуальный и востребованный навык современности. Люди, владеющие рерайтингом, быстрее обрабатывают полученную информацию, умеют оперативно вычленять главное и , как следствие этого, более успешные в своём деле. По мнению социологов, каждые два года информация в мире полностью обновляется. Рерайтинг помогает продуктивно жить в современном мире, не испытывая трудностей и стресса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rerayting.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рерайтинг, как средство обучения написания сочинений в начальной школе.

Самая распространенная проблема в старшей школе – неумение писать сочинения.  

Учащиеся не в состоянии разбить текст на части, выделить главное, уловить суть написанного, пересказать, изложить письменно. Причины могут быть самые разнообразные: это и математический склад ума, и логопедические проблемы, и скудный словарный запас, и отсутствие навыка перевода импрессивной речи в экспрессивную. Но написание сочинений и изложение мыслей на бумаги – это навык, и как любой навык, его можно развить. Даже ярко выраженные писательские способности у ребенка нужно шлифовать, оттачивать и совершенствовать.

Одним из способов тренировки и развития навыка написания сочинений можно считать рерайтинг.

Это современное понятие в школу пришло из журналистики и копирайтенга. В современном мире способность и умение передавать информацию иными словами, не теряя смысл, является важнейшим умением, т.к. позволяет донести и декодировать смысл написанного или сказанного до большего круга людей.

Рерайтер - человек, который иным и отличным уникальным  образом  и перписывает написанные ранее тексты, статьи, новости, литературные произведения. Задача рерайтера – пересказать текст своими словами, сохраняя смысл и, по возможности, эмоциональную окраску и настроение.

Как же это работает?

  1. Для того, чтобы рерайтить готовый текст, необходимо стопроцентное понимание написанного. 
    Эта задача реализуется за счет:
    - внимательного прочтения текста;
    - понимания значения каждого слова в тексте;

- эмпатического восприятия состояния и настроения, переданного словами в тексте.

В процессе работы над пониманием учащимся задаются вопросы к каждому предложению, проясняющие отношения объектов друг к другу, происходящие действия, эмоциональный окрас.

  1. Для успешного рерайтинга нужно владеть навыком подборов синонимов.

Это задача реализуется путем:
- расширения преподавателем словарного запаса учащихся;
- развитием языкового чутья;
- разграничением стилей подачи информации;
- уместностью употребления того или иного случая в данном контексте.

В этой работе необходимо учитывать уровень речевого развития детей в современном обществе.
А также понимать, что слово обязательно должно соотносится с предметом или понятием.
На ранних этапах следует терпеливо и основательно объяснять учащимся значения подобранных синонимов и сопровождать объяснения наглядным показом фотографий или предметов.

Только в этом случае может быть сформирован целостный и устойчивый синонимичный ряд.

  1. Важным составляющим рерайтинга является умение понимать и формулировать главную мысль части произведения или сочинения.

Как этого добиться?

- к каждому абзацу предлагать не менее трех формулировок главной мысли;

- поощрять творческие словесные эксперименты обучающихся;

- тщательно прорабатывать смысл каждого предложения, задавая вопросы по смыслу и эмоциональному настрою текста.

  1. Рерайтинг учит искать информацию, быстро её обрабатывать, анализировать на предмет актуальности в данном тексте,  работать с электронными и бумажными словарями и справочниками.

  1. Рерайтинг стимулирует творческие способности и мышление.

  1. Рерайтин значительно повышает уверенность в себе.

Давайте разберем возможности рерайтинга на примере текста из интернета о Санкт-Петербурге.

«Санкт-Петербург – это настоящий рай для туриста, город, весь исторический центр которого включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Петербург – это такая же сокровищница мировой культуры, как Рим, Париж или Венеция… Его и называют «Северной Венецией», потому что город расположен на 42 островах, разделенных реками, каналами и протоками. В Петербурге около 580 мостов, 20 из которых – разводные, а такого количества музеев, памятников архитектуры и театров мало где можно найти»

  1. Задаём вопросы по тексту:
    - как ты понимаешь фразу «рай для туристов»?
    - что такое исторический центр города?
    - что такое ЮНЕСКО? Как расшифровывается это аббревиатура?

- что такое сокровища мировой культуры?

- чем примечательны Рим, Париж, Венеция?

- что общего у этих городов и у Санкт-Петербурга?

- какие особенности расположения есть у Санкт-Петербурга?

- как осуществляется сообщение между островами города7

- зачем в Санкт-Петербурге разводят мосты?

- в чем уникальность города?

- театры, музеи, памятники как влияют на статус и значимость города?

Итак, мы прояснили суть и смысл текста.

  1. Теперь подберем синонимы к словам:

- настоящий рай для туристов – изобилие достопримечательностей; разнообразие памятников разных видов искусства;

- исторический центр – сердце города; место, где творилась история; центр, в котором живет дух города.

- сокровищница мировой культуры – кладовая мировых шедевров;

- расположен на 42 островах – раскинулся почти на полусотне островов; занимает множество крупных и мелких островов;

- разделенных реками и каналами - части разнесены на разные участки, омываемые водой; обрамленных водной стихией;

- около 580 мостов –почти шесть сот мостов, острова соединяются мостами и мостиками;

- 20 из которых – разводные – часть мостов разводят;

 - такого количества музеев, памятников архитектуры и театров – колоссальное количество храмов искусства; кладезь шедевров;

- мало где можно найти – очень много в городе.

  1. Формулируем основные мысли каждой части:

- Санкт-Петербург – наследие ЮНЕСКО;

- Санкт-Петербург – не уступает Европейским городам;

- Серверная Венеция на островах с мостами и каналами;

 - Множество музеев, театров, памятников.

  1. А теперь попробуем собрать наши замены-синонимы в текст по плану:

«Санкт-Петербург изобилует памятниками архитектуры и достопримечательностями. Этим город привлекает туристов со всего мира. Сердце города – настоящая кладовая мировых шедевров, которые внесены в список наследия ЮНЕСКО. Санкт-Петербург смело можно поставить в один ряд с Парижем, Римом, Венецией. С Венецией особенно, ведь город раскинулся почти на пятидесяти островах, которые соединились мостами. Два десятка мостов разводные, ведь Санкт-Петербург – город-порт, и до поздней осени идет навигация. Санкт-Петербург считается культуро=ной столицей нашей страны. Здесь  самое большое количество театров и музеев. »

Как видите, рерайтинг позволяет придерживаться главных мыслей написанного текста, но дополнять его и выражать своё отношение, излагать свои мысли.

В процессе рерайтинга просыпается творческое начало, поддерживаемое фантазией.

Использование рерайтинга для обучения написанию сочинений  - уникальный инструмент, дающий  мощные творческие результаты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительные упражнения при обучении написанию сочинений по картине.

Тема по самообразованию"Работа над сочинением, как средство развития речи младших школьников"...

Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, по любой программе расчитан на учеников 2-3 классов...

Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классах....

Обучение написанию сочинения-описания

Урок русского языка по развитию речи, может быть проведён во 2-3 классе....

конспект урока русского языка, 3 класс, обучение написанию сочинения-миниатюры

Сочинение – творческая работа, которая требует наивысшей самостоятельности учащегося, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Вашему вниманию представлен урок русског...

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....