Конспект урока развития речи по теме"Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ершова Наталья Александровна

Обучающее сочинение к Дню Матери или 8 марта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательной школы №15 п. Березайка»

Конспект урока развития речи по теме:

«Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания». 3 класс.

Ершова Наталья Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»

Бологовского района

2013 год.

Информационная карта урока по теме: «Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания».

Тип урока: сообщение новых знаний /развитие речи/.

Цель урока: учить составлять рассказ по теме.

Задачи урока: обучение – формировать речевые умения: информационно содержательные /тема, основная мысль, заголовок, отношение автора/;

                                              - структурно-композиционные / заголовок, деление на части, план/;

                                               - использование языковых средств.

                             Развитие: - самостоятельности;

                                                - логического  мышления;

                                                - познавательного интереса.

                              Воспитание: - творческого отношения к предмету

                                                         изображения;

                                                      - уважения к матери;

                                                      - к родному языку.

Методический инструментарий:

форма – фронтальная;

методы – диалог с учениками, самостоятельная работа;

средства – «ромашка» составных частей текста, перчаточная кукла.

Содержание урока:

1.Организационный момент.

2.Работа по теме урока.

3.Самостоятельная работа.

4.Итог урока.

Результат: - знание понятий /тема, основная мысль, отношение, план текста, языковые средства/;

- умение планировать работу по составлению текста.

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Кто из вас, ребята, любит путешествовать? Все любите! Давайте отправимся прямо сейчас. Но разве мы можем покинуть класс?/нет/  И всё таки мы можем путешествовать не выходя из класса! Но как? /воображая, сочиняя/ Значит будем сочинять.

- А кто знает, что значит СОЧИНЯТЬ?

- Подскажу: нужно обратить внимание на корень этого слова. Чтобы корень выделить верно, нужно подобрать однокоренные слова. /

Можно подсказать – «чинно в ряд», «всё чин-чинарём», починить. Слова выносятся на доску в виде табличек для наглядности./

- Какой корень в слове СОЧИНЯТЬ?/чин/  Попробуйте предположить какое значение у старинного корня ЧИН./порядок/ Значит СОЧИНЯТЬ - это излагать по порядку.

- Сегодня мы с вами постараемся сочинить рассказ. Сложное задание? Кому кажется  - «да», поднимите руки. А теперь поднимут руки те, кому так не кажется. Попрошу открыть тетради, записать число и поставить слева от числа: «+» - все, для кого задание сложно; «минус» - кому легко.

2.Работа по теме урока.

- Ни строительство дома, ни путь капитана

   Не получатся, если их делать без плана.

   Будь как строитель и как капитан:

   Готовишься к делу – обдумывай план!

- С чего будем начинать обдумывать план?/ учитель надевает на руку перчаточную куклу, с которой и будет продолжать диалог/.

КУКЛА – Я знаю, просто начнём и всё. Вот он начнёт, давай…/обращается к любому из учеников/.

          Уч. – А о чём?

- Умница, сначала нужно придумать ТЕМУ. /на доску прикрепляется серединка «ромашки» с надписью – ТЕМА/ Запишите в тетрадях: 1. Тема./

КУКЛА - Можно я тему придумаю? Скоро праздник, давайте о маме. Вот вы бы, что о маме рассказали?

       Уч. – Что очень люблю, что хорошо с нею.

- Хорошая мысль. Я даже пословицу такую знаю: «При солнышке тепло – при матери добро»./выносится на  доску/

 

- Ещё что можем рассказать?

         Уч. – Мама – мой друг, во всём мне помогает.

КУКЛА – А такую пословицу я знаю: «Нет милее дружка, чем родная матушка»./выносится на доску/

- Ещё думаем.

          Уч. Много забот: хозяйка, кормит, рукодельничает.

- И такая пословица найдётся.  «Спасибо тому, кто поит и кормит»./выносится на доску/

- Сколько у нас сегодня родилось хороших мыслей о маме. Но выбрать нужно только одну – ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ./в серединке «ромашки» появляется ещё одна серединка с надписью – ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ/

 

- Запишем в тетрадях: 2. Основная мысль.

                         - В каждом параграфе, в каждом рассказе,

                           В сказке и песне, даже во фразе –

                           Ты только вдумайся, только всмотрись –

                           Кроется самая главная мысль.

Теперь каждый из вас выберет ту основную мысль, которая ближе, больше нравится, на которую есть что сказать.

КУКЛА – Ну, уже можно сочинять-то?

- Можно, но желательно, чтобы у наших рассказов было и название.

КУКЛА – А как?

- ЗАГОЛОВОК (заглавие) всегда «растёт» из темы и основной мысли.

КУКЛА – Значит, по теме можно озаглавить или взять названием основную мысль?

- Совершенно верно!/ на доске прикрепляется первый лепесток с надписью ЗАГОЛОВОК/

- Запишите в тетрадях: 3. Заголовок.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. А сейчас физкультминутка,

                                         Наклонились, ну-ка, ну-ка!

                                         Распрямились, потянулись,

                                         А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

                                          Голова устала тоже.

                                          Так давайте ей поможем!

                                          Влево – вправо, раз и два.

                                          Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка.

- Значит, чтобы написать сочинение, нужно раскрыть основную мысль.

КУКЛА – Легко сказать! А как?

- Просто нужно рассказать о таких случаях, которые её подтвердят. Попробуем?/дети пытаются подтвердить, выбранные ими мысли/

- Вот и второй лепесток: «РАССКАЖУ ОБ ЭТОМ». Записываем в тетрадях: 4. Расскажу об этом».

КУКЛА – Как же они своих мам любят!

- Как ты это понял?

КУКЛА – А как они рассказывали: «мамочка», «добрая», «лучшая».

- Какой ты молодец, что обратил на это внимание. Ведь это наш третий лепесток. Запишите ребята: 4.Важные слова./прикрепляю ещё один лепесток/

- А почему они «важные», ребята?

              Уч. Передают наше отношение, т.е. отношение автора.

КУКЛА – Ну теперь-то всё?

- Почти. Нам бы ещё следовало подумать с чего начать.

КУКЛА – А с чего?

- Спросим у ребят./с начала/

Что можно сказать в начале? /варианты ответов/ Конечно, нужно подсказать тем, кто будет читать наше сочинение, о чём мы решили рассказать. Например: «Мою маму зовут…» или «Я очень люблю свою маму»./четвёртый лепесток – НАЧАЛО/

- Запишем в тетрадях:  План.

                                            1.Начало.

- Что будем писать потом?/о чём хотели рассказать подробно, раскрывая основную мысль/ Эта часть текста называется – ОСНОВНОЙ. Давайте запишем в тетрадях: 2. Основная часть.

КУКЛА – И сочинение будет готово!

- Нет. Ребята, объясните, о чём я хочу сказать?/ нужно закончить выводом/ Эту часть называю – КОНЦОВКОЙ. Запишем:3. Концовка.

КУКЛА – Я кажется всё понял: начнём с начала, раскроем основную мысль и закончим концовкой.

- Всё верно. Только каждую часть нужно будет выделить в тексте. Как мы это обычно делаем?/с помощью красной строки/

3. Итог урока.

- Чему мы учились? Зачем нам это надо?

- С чего начнём работу? Как продолжим?

- А теперь ещё раз хочу спросить: для кого это задание кажется сложным теперь? Поставьте справа от числа «+». Кому так не кажется – «минус».

Спасибо за работу. Хороших вам сочинений!

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 3 классе:"Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения."

Русский язык.Тема: Развитие речи. Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения.Цели:1.      Формирование умения постро...

Урок развития речи в 4 классе "Изложение повествовательного текста с элементами описания"

Реализация системного подхода в обучении младших школьников созданию письменных текстов разных типов ( повествование, описание, рассуждение)Изложение повествовательного текста с элементами описа...

Конспект урока русского языка по теме: «Обучение написанию сочинения-повествования с элементами описания»

Разработка включает работу над понятием "сочинение", "текст", "части текста"; работу над составлением плана, средствами выразительности письменной речи; используются элементы технологии игрового обуче...

Конспект урока развития речи по теме: Работа с деформированным текстом «По грибы».

Цели: Научить работать с деформированным текстом.Задачи: Общеучебные УУД:Давать полные ответы на вопросы; подбирать предложения к картинкам. Формировать умение делить слова на слоги, определять количе...

Конспект урока развития речи по теме "Изложение повествовательного текста «Три веточки мимозы» В. Железников". (УМК Школа России), 4 класс.

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:Знать: структуру текста, изученные ...

Конспект урока развития речи по теме "Профессии" 4 класс

Урок проводится в классе, где обучаются дети с нарушениями слуха (слабослышащие и имплантированные). Основной целью данного урока является: расширение общего кругозора и знаний о мире профессий обучаю...