Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Попова Екатерина Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

4 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем

 

10

2

Предложение

7

3

Слово в языке и речи

24

4

Имя существительное

50

5

Имя прилагательное

28

6

Личные местоимения

7

7

Глагол

36

8

Повторение

25

 

Итого:

187

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx76.22 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем

10

2

Предложение

7

3

Слово в языке и речи

24

4

Имя существительное

50

5

Имя прилагательное

28

6

Личные местоимения

7

7

Глагол

36

8

Повторение

25

Итого:

187

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (187 ч)

Вспоминаем, повторяем, изучаем (10 ч)

Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст.Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение (7ч)

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

 Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

 Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (24 ч)

 Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

 Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Части речи (7 ч).Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Состав слова (10 ч).Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвуковогосоставатипа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Имя существительное (50 ч)

 Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

 Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (28 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов,-ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (7 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (36 ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

 Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение (25ч)

Звуко-буквенный анализ слова, состав слова, части речи, члены предложения.

Развитие речи

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе

Формы работы

Фронтальная, коллективная, групповая (парная), индивидуальная.

Виды учебной деятельности.

            Анализировать высказывания. Высказываться о значении  слов в речевом общении, использовать их в речи. Составлять текст (о речи или о языке).Составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля.

           Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Составлять предложения с обращением. Выделять обращения на письме. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Разбирать предложение по членам предложения. Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

           Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Анализировать употребление в тексте слова   в прямом   и переносном значении.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать с лингвистическими словарями учебника, находить в них нужную информацию о слове. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов), находить в них нужную информацию о слове. Подбирать к слову синонимы, антонимы.

         Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных

        Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов

       Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Определять падеж имени существительного. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. Классифицировать имена существительные по склонениям. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных во множественном числе.

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

       Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имен прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже, проверять правильность написанного.

         Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений

Называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенные формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

         Различать глаголы среди других слов в тексте. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделать?». Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

Определять лицо и число глаголов. Определять спряжение глаголов. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы.

          Записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм.

 

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4  класс

Предметные  результаты

ОБЩИЕ  ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОГРАММЫ:

•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

•представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

•позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

•овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

•овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие  речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных

текстов);

•оформлять результаты исследовательской работы;

•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные;  согласные  твёрдые — мягкие,  парные — непарные,  твёрдые — мягкие;  согласные  глухие — звонкие,  парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по

заданному основанию;

•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка

или к учителю, родителям и др.);

•различать звуки и буквы;

•классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах  изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

•понимать этимологию мотивированных слов-названий;

•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых

задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

•работать с разными словарями;

•приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

•различать изменяемые и неизменяемые слова;

•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

•сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме  —  лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов  —  время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном

числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

•понимать роль союзов и частицы не в речи;

•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать

части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

•различать родовые и личные окончания глагола;

•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,

частицу не при глаголах;

•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей

речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать предложение, словосочетание и слово;

•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

•находить в предложении обращение;

•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

•раздельное написание слов;

•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

•соединительные  о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика,  замочек — замочка);

•безударные падежные окончания имён существительных

(кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•безударные падежные окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не  с глаголами;

•мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

•безударные личные окончания глаголов;

•раздельное написание предлогов с другими словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

•соединительные  о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•е и и в суффиксах -ек, -ик;

•запятая при обращении;

•запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять  правописание  безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

РАЗДЕЛ III

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

№ п/п

Тема урока

Количество уроков

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

1 четверть

Вспоминаем, повторяем, изучаем (10 ч.)

1

Наша речь и наш язык

1

01.09

2

Текст. План текста

1

02.09

3

Типы текстов.

1

04.09

4

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1

05.09

5

Обращение

1

06.09

6

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

1

07.09

7

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

08.09

8

Изложение повествовательного текста «Первая вахта»

1

09.09

9

Словосочетание. Проверочная работа.

1

11.09

10

Предложение и словосочетание.

1

12.09

Предложение (7 ч.)

11-12

Однородные члены предложения. Знаки препинания  в предложении с однородными членами с интонацией перечисления.

2

13.09

14.09

13

Входная контрольная работа по русскому языку (диктант с грамматическим заданием)

1

15.09

14

Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

16.09

15

Проект  «Похвальное слово знакам препинания».

1

18.09

16

Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?

1

19.09

17

Простое предложение с однородными членами и сложное предложение

1

20.09

Слово в языке и речи (24ч.)

18

Лексическое значение слова.

Словарный диктант.

1

21.09

19

Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1

22.09

20

Изложение текста по вопросам «Храбрый воробей»

1

23.09

21

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.

1

25.09

22

Контрольное списывание.

1

26.09

23

Состав слова. Значимые части слова.

1

27.09

24

Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу

1

28.09

25

Состав слова. Приставки и суффиксы.

1

29.09

26

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

1

30.09

27

Состав слова. Приставки и суффиксы.

1

02.10

28-29

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Словарный диктант

2

03.10

04.10

30

Правописание гласных и согласных в приставках и суффиксах.

1

05.10

31

Правописание слов с суффиксами: -ик, -ек, -ок, -онок.

1

06.10

32

Изложение текста по самостоятельно составленному плану «Птенец»

( № 110)

1

07.10

33-34

Правописание слов с разделительными твёрдым (ь) и мягким (ь) знаками.

2

09.10

10.10

35-36

Части речи. Самостоятельные части речи. Грамматические признаки частей речи

2

11.10

12.10

37

Наречие как часть речи. Признаки наречия.

1

13.10

38

Сочинение- отзыв о картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»

1

14.10

39

Наречие как часть речи. Образование наречий.

1

16.10

40

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Части речи

1

17.10

41

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Части речи.

1

18.10

Имя существительное (50 ч.)

42-43

Изменение по падежам имён существительных.

Признаки падежных форм имён существительных.

2

19.10

20.10

44

 Изложение повествовательного текста «Дружба» по самостоятельно составленному плану.

1

21.10

45-46

Распознавание падежей имен существительных

2

23.10

24.10

47

Распознавание падежей имен существительных. Несклоняемые имена существительные.

1

25.10

26.10

48

Итоговый контрольный диктант. Имя существительное.

1

27.10

49

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

 « Багульник»

1

28.10

50

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Три склонения имён существительных. 1 склонение имён существительных.              

1

30.10

2 четверть

51

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

1

07.11

08.11

52

2-е склонение имён существительных. Признаки имён существительных 2-го склонения.

1

09.11

53

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

1

10.11

54

Сочинение по репродукции картины художника

А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).

1

11.11

55

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

1

13.11

56

3-е склонение имён существительных.

Словарный диктант.

1

14.11

57-58

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

2

15.11

16.11

59

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе

1

17.11

60

Подробное изложение повествовательного текста «Мимоза».

1

18.11

61

Именительный и винительный падежи имён существительных

1

20.11

62

Контрольный диктант. Три склонения имён существительных

1

21.11

63

Именительный и винительный падежи имён существительных. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

22.11

64

Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.

1

23.11

65

Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах.

1

24.11

66

Подробное изложение повествовательного текста «Мимоза».

1

25.11

67

Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. Проверочная работа

1

27.11

68

Падежные окончания имён существительных в дательном падеже.

1

28.11

69

Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.

1

29.11

70

Падежные окончания имён существительных в творительном падеже

1

30.11

71

Правописание имён существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, в творительном падеже

1

01.12

72

Изложение по самостоятельно составленному плану «Ёлка».

1

02.12

73

Падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

1

04.12

74

Падежные окончания имён существительных в предложном падеже.

Словарный диктант

1

05.12

75-

76

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

2

06.12

07.12

77

Склонение имён существительных во множественном числе.

1

08.12

78

Сочинение- отзыв о картине В.А.Тропинина «Кружевница»

1

09.12

79

Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже.

1

11.12

80

Контрольный диктант. Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном числе

1

12.12

81

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1

13.12

82-

83

Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже.

2

13.12

14.12

84

Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных.

1

15.12

85

Изложение повествовательного текста «Дружба» по самостоятельно составленному плану

1

16.12

86

Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах.

1

18.12

87

Контрольное списывание

1

19.12

88

Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах

1

20.12

89

Проект «Говорите правильно!»

1

21.12

90

Правописание безударных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе

1

22.12

91

Изложение  повествовательного текста по самостоятельно составленному плану «Лесной великан»

1

23.12

Имя прилагательное (28 ч.)

92

Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные?

1

25.12

93

Итоговый контрольный диктант.

1

26.12

94

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

27.12

95

Род и число имен прилагательных

1

28.12

3 четверть

96

Падеж имени прилагательного. Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

1

97

Начальная форма имени прилагательного. Именительный падеж.

1

98

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж.

1

99

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж.

1

100-

101

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный, винительный  и родительный падежи.

2

102

Сочинение по картине В.А.Серова «Мика Морозов»

1

103

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Творительный и предложный падежи.

1

104-105

Словарный диктант. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

2

106

Проект.  Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

1

107

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи.

1

108

Контрольный диктант Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

1

109

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Склонение имён прилагательных женского рода.  Именительный и винительный падежи.

1

110

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи.

1

111

Сочинение по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». Упр. 85

1

112

Склонение имён прилагательных во множественном числе

1

113

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи.

1

114

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи.

1

115

Склонение имён прилагательных во множественном числе. Дательный и творительный падежи.

1

116-117

Имя прилагательное. Падежные окончания имен прилагательных

2

118

Контрольный диктант. Имя прилагательное. Падежные окончания имен прилагательных

1

119

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Имя прилагательное. Падежные окончания имен прилагательных

1

Личные местоимения (7 часов)

120

Роль местоимений в речи. Личные местоимения. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.

1

121

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

 « Багульник» Упр. 99

1

122

Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений

1

123

Изменение по падежам личных местоимений. Предлоги с местоимениями.

1

124

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа

1

125

Правописание личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

1

126

Контрольное списывание.

1

Глагол (36 ч.)

127

Значение глаголов в языке и речи.

1

128-129

Время глагола.

2

130

Неопределённая форма глагола.

1

131-132

Неопределённая форма глагола. Словарный диктант.

2

133

Изменение глаголов по временам.

1

134

Изложение  текста по самостоятельно составленному плану «Учитель и Утя».Упр. 162.

1

135

Изменение глаголов по временам. Употребление глаголов.

1

136

Контрольный диктант. Неопределённая форма глаголов.

1

137

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Спряжение глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.

1

138

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

139

Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

140

1 и 2 спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

1

141

Итоговый контрольный диктант.

1

142

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.1 и II спряжение глаголов. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.

1

143

Наши проекты. Пословицы и поговорки

1

4 четверть (25 ч.)

144

1 и II спряжение глаголов. Личные окончания глаголов 1 и II спряжения

1

145

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Способы определения 1 и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

146-147

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

4

148

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Проверочная работа.

1

149

Возвратные глаголы (общее представление).

1

150

Правописание возвратных глаголов.

Словарный диктант.

1

151

Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени.

1

152

Правописание глаголов в настоящем и будущем времени. Морфологический разбор глагола.

1

153

Сочинение по сюжетным рисункам «Юные помощники».

 Учебник: упр. 228

1

154

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

155

Контрольный диктант. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

156

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

157

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

158

Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану «Спаситель».

Учебник: упр. 253.

1

159

Морфологический разбор глагола как части речи.

1

160-161

Правописание глаголов с орфограммами в корне и в окончании.

2

162

Контрольное списывание.

1

Повторение (25 ч.)

163

Язык и речь.

1

164-165

Текст. Предложение и словосочетание

2

166

Лексическое значение слова.

1

167

Сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Рожь».

1

168

Состав слова.

1

169-

175

Правописание орфограмм в значимых частях слова.

Словарный диктант

7

176

Имя существительное.                            

1

177

Имя прилагательное.

1

178

Местоимение.                                    

1

179

Имя числительное.

1

180

Наречие.

1

181

Служебные части речи

1

182

Глагол.                  

1

183

Правописание слов разных частей речи

1

184

Контрольное изложение повествовательного текста «Доигрался».

Учебник: упр.310

1

185

Итоговый контрольный диктант.

1

186

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Звуки и буквы.

1

187

Правописание орфограмм в значимых частях слова

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...