Технологическая карта урока русского языка Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 3 класс Батищева Н.А
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Батищева Нина Александровна

Технологическая карта урока русского языка Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 3 класс Батищева Н.А

Скачать:


Предварительный просмотр:

Батищева Нина Александровна

Дата проведения: 24.04.2018г

Класс: 3В

Образовательная программа: «Школа России», учебник «Русский язык», 3 класс; В.П.Канакина, В.Г.Горецкий,  Часть 2, стр. 123.

Тема: «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам».

Тип урока: Закрепление
Цель:  Закрепление умения определять у глаголов прошедшего времени число и род.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить знания о глаголе прошедшего времени.
  2. Продолжить работу по формированию умения применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.

Развивающие:

  1. Развивать мышление , память, монологическую речь ,воображение.
  2. Совершенствовать умения работы с источником знаний ,навыки анализа, обобщения и т.п.
  3. Развивать умения защищать свою точку зрения, коммуникативные навыки работы в группах.

Воспитательные:

  1. Формировать культуру общения ,гуманные качества личности.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознавать свои возможности в учении; уметь адекватно судить о причинах своего успеха или не успеха в учении, связывать успехи с усилиями и трудолюбием.

  • Предметные: определять род глаголов прошедшего времени в ед.числе, выделять родовые окончания анализировать грамматические признаки глаголов.

Используемые ресурсы: учебник, рабочие тетради, доска, презентация.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I Организационный момент

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Нина Александровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка! Садитесь.

- Для того чтобы начать урок, проверим, все ли необходимые принадлежности лежат на ваших столах: рабочая тетрадь, учебник и ручка.

-  Давайте отгадаем загадку и подумаем, о чём пойдёт речь на уроке:

Что без меня предметы?
Лишь названья
А я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт

Приветствуют учителя и занимают свои рабочие места.

Проверяют наличие принадлежностей на своих столах.

Дети отгадывают, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод, что речь пойдёт о «глаголе».

Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)

Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)

Продумывать последовательность действий на уроке.

Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)

II Орфографическая минутка

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, как изменяются глаголы в прошедшем времени. Перед нами стоит задача – закрепить знания о глаголах прошедшего времени.

- Откройте свои рабочие тетради и запишите в них число, классная работа.

- Для того чтобы мы грамотно писали, проведем орфографическую минутку. Для этого я попрошу выйти к доске (имя уч-ся), остальные внимательно слушают и записывают в тетрадь.
- Слова записываем с красной строки, первое слово с большой буквы, остальные с маленькой и через запятую.

(Плескаться, кататься, улыбается, дождаться, готовится, злиться, смеется)

- Записываем первое слово – ПЛЕСКАТЬСЯ

- На какой вопрос отвечает глагол плескаться?

- Подчеркни орфограммы

Плескаться

- Хорошо, садись, следующим к доске выйдет (имя уч-ся)
- Запишем следующее слово через запятую:
КАТАТЬСЯ

- На какой вопрос отвечает ?

- Подчеркнем орфограммы

кататься

- Следующее слово: УЛЫБАЕТСЯ

- На какой вопрос отвечает этот глагол?

- Подчеркиваем орфограммы

улыбается

- Хорошо, следующее слово – ДОЖДАТЬСЯ

- Задай вопрос к этому глаголу

- Подчеркиваем орфограммы

дождаться

- Хорошо, ребята, кто-нибудь нашел среди слов глаголы с неопределенной формой? Какие?

- Как вы определили форму глагола?

- Почему же она называется неопределенной? Что такое неопределенная форма глагола?

Открывают тетради и записывают число, классная работа.

Выходит 1 уч-ся, остальные записывают в тетрадь.

- Что делать? Плескаться


- Большая буква в начале предложения, проверяемая безуд. гл. в корне слова, проверочное слово плеск, плещут, правописание -ться

- Что делать? Кататься

- Правописание –тся, -ться в глагольных окончаниях.

- Что делает? Улыбается

- Правописание –тся, -ться в глагольных окончаниях.



- Что сделать? Дождаться

- Плескаться, кататься, выливаться, дождаться, злиться.

- С помощью вопроса «Что делать?»

- Она называется неопределённой, потому что по ней нельзя определить ни время, ни число, ни род  глагола.

Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)

Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Ориентироваться в своей системе знаний (П)

III Каллиграфическая минутка

- Для красивого и правильного написания слов пропишем сочетания с буквой л.

л л л лл лл ллл ллл ллл

ла ло ли ала ало али ал

сверкал сверкала сверкало сверкали

- Определите род глаголов, время и выделите окончания.
- Почему не удалось определить род слова «сверкали»?

- Назовите окончания глаголов прошедшего времени мужского, среднего, женского рода.

- Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему?

- сверкал (м.р., прошедшее время, нулевое окончание)

- сверкала (ж.р., прошедшее время, окончание А)
- сверкало (ср.р., прошедшее время, окончание О)
- сверкали (мн.число)

IV Физкультминутка

- Настало время немного отдохнуть:

Мы немножечко устали,

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, потянитесь,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

- Кто услышал глаголы в форме прошедшего времени? Назовите их.

- Что о глаголах прошедшего времени нам известно?

- Хорошо, давайте вспомним, от чего зависит род глагола прошедшего времени?


- Устали, встали, показали

- От имени сущ., с которым глагол связан по смыслу

V Работа с учебником

- Откройте учебники на стр. 123, рассмотрим упражнение 219. Задание прочитает (имя уч-ся)

- Итак, прочтем по цепочке

- Картофель (свариться)
Картофель (Что сделал?) сварился (м.р.)

- Запишем: Упр. 219 и самостоятельно записываем предложения в тетрадь, указывая род глаголов.

- Кто закончил -  поднимаем руку.

Проверка по цепочке

Учащийся читает задание

Уч-ся читают по цепочке словосочетания

- Молоко (кипеть)
Молоко (что делало?) кипело (ср.р.)

Записывают предложения в тетрадь

Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К)

понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П)

Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)

VI Упражнение в правописании родовых окончаний глаголов прошедшего времени

- У каждого из вас на столах лежит карточка, на ней дан текст, который вы должны списать в тетрадь, поставив глаголы в форму прошедшего времени, выделить окончания и указать род.

1. Списывание текста с заданием: поставить глаголы, данные в скобках, в форму прошедшего времени, выделить окончания, указать род.

(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в г_лубом неб_. Алмаз_ми (сверкать) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом (стоять) т_шина. В_терок тёпл_й струйк_й (пробежать) (по) моему л_цу.

  1. Проверка

Учитель диктует глаголы в неопределённой форме, учащиеся записывают их в форме прошедшего времени мужского, женского, среднего рода и множественного числа, выделяют окончания, указывают род и число.

Шуметь, кричать, звать, стучать.

Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)

Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.

VII Домашнее задание

- Откройте дневники и запишите задание на дом: стр.123, упр.220.

Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)

VIII Итог урока

- В каком времени сегодня на уроке мы использовали глаголы?

- Попробуйте сказать, чем мы занимались на уроке, используя только глаголы.

- Справились вы с поставленной перед вами задачей или нет? Обоснуйте ответ.

- Какое задание вызвало у вас наибольший интерес?

- В прошедшем времени

- Писали, думали, доказывали, объясняли, говорили.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)

Оценивать свои достижения и трудности (Р)

Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о изменениях глаголов в прошедшем времени единственного числа по родамПланируемые результаты:·...

Урок русского языка "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам".

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам....

Технологическая карта урока русского языка "Род глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умения учащихся составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинокЗадачи урокаДидактические:научить  определять и раскрывать тему текста;научить ...

Технологическая карта урока русского языка "Род глаголов в прошедшем времени", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования предста...

Технологическая карта урока русского языка "Изменение глаголов по числам" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование умения обучающихся изменять глаголы по числам, определять число глагола; Задачи урокаДидактические:1. Знать ...

Технологическая карта урока русского языка «Род глаголов в прошедшем времени» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока «Род глаголов в прошедшем времени» (1 ч.)Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений изменять глаголы прошедшего времени единственного чи...

Технологическая карта урока русского языка "Род глаголов в прошедшем времени" 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Род глаголов в прошедшем времени»Цели деятельности учителя: создание содержательных и организационных условий для восприятия, осмысления и первичного за...