Урок русского языка "Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам".
план-конспект урока по русскому языку

Алексеева Людмила Ивановна

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx68.27 КБ
Office presentation icon moy.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1

ТемаИзменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Цели: на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени и окончаний глаголов в настоящем и будущем времени сделать вывод об изменении глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Задачи:

1.Учить детей изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам.

2.Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.

3.Воспитывать любовь к предмету, умение прийти на помощь в трудную минуту.

Ход урока.

I. Организационный момент.

У. Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня  ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное дружно!

II. Орфографическая минутка.

Слайд №2     Б…седа, б…ография, бле…ть, б…лото.

У. Объясните написания  орфограмм.

У. Ребята, что объединяет эти слова? В чем различие?

Д. Все слова начинаются с буквы б, с непроверяемой безударной гласной в

     корне слова, кроме слова блеять.

У. Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?

Выберите себе упражнение для написания. Сели ровно, тетради положили правильно.

сканирование0003

III. Повторение изученного материала.

Слайд №3    Цветёт, заскрипит, поедет, догоняет.

-- Что общего в данных словах?

(Это глаголы единственного числа, третьего лица.)

-- Разделите слова на две группы.

(1 – глаголы настоящего времени; 2 – глаголы будущего времени.)

-- Назовите глаголы настоящего времени.

-- Назовите глаголы будущего времени.

-- Что общего у глаголов настоящего и будущего времени?

(Эти глаголы изменяются по лицам и числам.)

-- Сейчас я вам прочитаю четверостишие. Подумайте, как вы понимаете эти слова?

Слайд №4

-- Что значит «чувствует плечо»?

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

Тот никогда не пропадёт.

Слайд №5

-- Найдите глаголы, определите время глаголов, выделите окончания.

-- Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

-- Определите лицо и число.

  1. Постановка учебной задачи.

-- В каком ещё времени могут употребляться глаголы?

(В прошедшем времени.)

-- Сформулируйте тему нашего урока?

(Изменение глаголов в прошедшем времени.)

Слайд №6

-- А теперь попробуем сформулировать вопросы, на которые мы должны ответить в течение урока.

Слайд №7

  1. На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
  2. Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени?
  3. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Вот на эти вопросы мы с вами должны будем ответить в процессе нашего урока.

  1. Работа по теме.
  1. Нахождение в предложениях глаголов прошедшего времени.

Учитель читает предложения. Учащиеся выписывают основы предложений с вопросами к глаголам.

Осенью грустно шуршала на ветру высохшая трава.

В берлоге заснул медведь.

Скудно светило солнце.

Слайд №8

На доске: Трава (что делала?) шуршала.

Медведь (что делал?) заснул.

Солнце (что делало?) светило.

-- Что показывает прошедшее время глаголов?  

-- На какие вопросы отвечают глаголы?

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД.

Слайд №9

ВЫВОД Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.

  1.    Наблюдения за родовыми окончаниями глаголов.

Слайд №10

-- Выделите окончания. Укажите род существительных.

-- Какие окончания у глаголов?

-- От чего зависит написание окончаний глаголов в прошедшем времени?

(От рода существительных).

-- Какие окончания у глаголов в прошедшем времени в женском роде?

-- Какие окончания в среднем роде?

-- Есть ли особое окончание в мужском роде?

-- Есть ли разница на слух в окончаниях женского и среднего рода? А на письме?

-- Как проверить написание окончаний глаголов в женском и среднем роде?

(По вопросам).

-- Отличаются ли окончания глаголов в прошедшем времени от окончаний в настоящем и будущем времени?

СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД об изменении глаголов в прошедшем времени и правописании окончаний.

Слайд №11

ВЫВОД.

Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском – а, в среднем роде имеют окончание – о.

  1. Физкультминутка.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопай перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим!

 Или ...

- Сейчас немного отдохнем. (Все встали)
Послушайте условие:
Если услышите глагол в настоящем времени - присядьте.
Если я назову глагол в прошедшем - поднимаете вверх обе руки.
Услышав глагол в будущем времени - топаете ногами.
Слова:
Блестит, блестело, будет блестеть;
Спали, спят, будут спать;
Прочитали, читают, прочтут;
Летят, прилетел, будет лететь;
Убежали, убегут, бегут;
– Отдохнули, садитесь.

  1. Наблюдение за глаголами во множественном числе.

-- А теперь вашему вниманию предлагаю следующее четверостишие:

Слайд №12

Прилетели три метели,

Загудели, засвистели,

А четвёртая метель

Постелила им постель.

-- Все ли глаголы в этом стихотворении стоят в форме прошедшего времени?

-- Какого рода глаголы?

-- У всех ли глаголов можно определить род? Почему?

(Если дети укажут род у глагола во множественном числе, учитель может предложить следующее стихотворение для наблюдения.)

Слайд №13

Может, это прилетели

Вовсе даже не метели?

Может, это коростели

Или мухи прилетели?

Знаю я наверняка:

Прилетели облака.

-- Я специально задала такой хитрый вопрос, чтобы вы подумали.

-- Какого рода существительное коростель?

(Мужского рода.)

-- Какого рода существительное облако?

(Среднего рода.)

-- А существительное метель?

(Женского рода.)

-- Какого же рода глагол прилетели? Почему род не определяется?

(Глагол во множественном числе.)

-- Какую особенность в окончаниях вы заметили?

-- В каком случае возможно определение глаголов прошедшего времени?

Дополните ВЫВОД о глаголах прошедшего времени:

Слайд №14

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и. Во множественном числе род глагола не определяется.

  1. Закрепление.
  1. Выполнение упражнения № 84 Прочитайте. Выпишите все глаголы. Определите время и число.

2.       Исследование (групповая работа)

- У вас на столе лежит таблица для исследования. Заполните её. Выделите окончания.

Глагол

Прошедшее время

Мужской род

он

Женский род

она

Средний род

оно

Множественное

число (они)

Петь

Играть

Рисовать

Убежать

  1. Итог урока.

Подведём итог нашего урока. – У каждого на парте лежит карточка с тестом.

- Обвести в кружок букву правильного ответа.

Тест. (на карточках)

1. Ребятишки мастерил… весёлых зверей.

а) -а

б) -о

в)

м) -и

2. Таня усадил… малышей в кружок.

о) -а

м) -о

н)

о) -и

3. Воробей сидел… на ветке.

е) -а

о) -о

л)

у) -и

4. Молоко вскипел… на плите.

з) -а

о) -о

в)

д) -и

5. Ворона каркал… в гнезде.

д) -а

п) -о

р)

с) –и

6. Ученик делал… уроки.

з) -а

и) -о

е)

к) –и

7. Гости пришл… на урок.

з) -а

и) -о

к)

ц) –и

- Проверьте себя. Какое слово получилось? (Молодец)

Давайте вернёмся к вопросам, которые, были заданы вначале урока.

Слайд №15

-- Скажите, пожалуйста, мы ответили на них?

-- Теперь глядя на эти вопросы, сделайте общий ВЫВОД.

Слайд №16

  • Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи.
  • Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? и т. д.
  • Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском роде - а, в среднем - о.
  • Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и.
  • Во множественном числе род глагола не определяется.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ № 19» г. Чебоксары Русский язык Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Учитель начальных классов Алексеева Людмила Ивановна

Слайд 2

Б…седа, б…ография, бле…ть, б…лото Л

Слайд 3

Цветёт, заскрипит, поедет, догоняет. Глаголы настоящего времени Глаголы будущего времени Цветет Догоняет Заскрипит Поедет

Слайд 4

Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, Тот никогда не пропадёт.

Слайд 5

Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, Тот никогда не пропадёт. н.в. н.в. б.в. б.в.

Слайд 6

Тема урока: Изменение глаголов в прошедшем времени.

Слайд 7

ВОПРОСЫ К УРОКУ: На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Слайд 8

Трава (что делала?)шуршала. Медведь (что делал?) заснул. Солнце(что делало?)светило.

Слайд 9

Вывод: Прошедшее время показывает , что действие происходило до момента речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? И т. д.

Слайд 10

Старик жил . Иван пал , обнимал , целовал . Горбунок-конёк встал , хлопнул, захрапел , полетел. Солнышко село. Море закипело. Царица замолчала. М.р . М.р М.Р С.р С.р Ж.р

Слайд 11

Вывод: Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание , в женском – а , в среднем роде имеют окончание - о .

Слайд 12

Прилетели три метели, Загудели, засвистели, А четвёртая метель Постелила им постель.

Слайд 13

Может, это прилетели Вовсе даже не метели? Может, это коростели Или мухи прилетели ? Знаю я наверняка: Прилетели облака.

Слайд 14

Вывод: Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончание – и . Во множественном числе род глагола не определяется.

Слайд 15

Вопросы к уроку: На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Чем отличаются окончания глаголов в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени? Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Слайд 16

Вывод: Прошедшее время показывает, что действие происходило до момента речи. Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делала? Что делал? И т.д. Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: В мужском роде имеют нулевое окончание, в женском роде – а , в среднем – о Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Во множественном числе все глаголы имеют окончания – и . Во множественном числе род глагола не определяется.

Слайд 17

Спасибо