Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Звуки и буквы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Волкова Марина Александровна

конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ou_72_-_volkova_ma_tehnologicheskaya_karta_1.docx29.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык    

Класс: 2     

Дата проведения: 11.11. 2019

Тема урока: Звуки и буквы

Тип урока: урок обобщения и актуализации знаний

Форма проведения урока: урок-путешествие

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках, развитие умения различать звуки и буквы.

Задачи урока:

  1. Совершенствование умений дифференцировать букву и звук.
  2. Развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить звуко-буквенный анализ с опорой на схему.
  3. Развитие орфографической зоркости, зрительной памяти, внимания, мышления.
  4. Повторение правописания словарных слов: ветер, осина, береза.
  5. Развитие речевой активности в процессе взаимодействия друг с другом.
  6. Воспитание интереса к предмету, навыка аккуратности, культуры поведения на уроке.

Прогнозируемые результаты:

Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности, учебно-познавательного интереса к учебному материалу. Формирование желания проявлять активность на уроке. Развитие способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные: Формирование умения работать по образцу; умения использовать новые навыки в практической деятельности. Развитие умения сотрудничать и взаимодействовать в парах.

Предметные: Формирование умения различать букву и звук, выполнять звуко-буквенный анализ слов с помощью схемы.

Педагогические технологии, используемые на уроке:

1.Коммуникативно-коммуникационные технологии

2. Игровые технологии

3. ИКТ

4. Здоровьесберегающие технологии

5. Технология проблемного обучения

Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: ПК, проектор, колонки, магниты, наглядный материал, раздаточный материал, дидактический материал.

Этапы урока

Время

Содержание урока

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные

УУД

1

Организационно-мотивационный

2 мин

Педагог встречает учащихся у входа в аудиторию, приглашает пройти на занятие и сесть за парты.

Представляется.

Здоровается.

(слайды №1-3)

Дети заходят в аудиторию и садятся за парты.

Регулятивные:

Управление своим настроением, эмоциями. Организация рабочего места.

Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

2

Определение темы урока

5 мин

Подготовка к путешествию.

Учитель показывает упражнения артикуляционной гимнастики.

Педагог массирует мочки ушей.

Учитель включает звуки леса: пение птиц, журчание воды, шум листвы.

- Кто догадался, куда мы отправимся на уроке?

- Беседа.

Путешествие в осенний лес.

(слайд №4)

Помогают выполнить задания ученикам лесной школы.

 В ходе беседы формулируют первое слово темы урока.

Учитель открывает часть темы на слайде «Звуки и ...».

 Обращает внимание на слайд №5.

Просит отгадать буквы.

Просит прочитать слово, которое получилось из записанных букв.

Учитель открывает тему целиком «Звуки и буквы».

Задает проблемный вопрос: Чем различаются звуки и буквы? (слайд №6).

Дети повторяют за учителем артикуляционные упражнения -произносят звуки (а,о,у,и,п,д).

Повторяют.

Слушают.

Дети отгадывают звуковую загадку.

-  В лес

Отвечают на вопрос(ы).

Отвечают на вопросы.

Хором читают часть темы урока.

Дети открывают тетради, называют и записывают строчные буквы по заданию учителя.

- Буквы

Знакомство с артикуляционными упражнениями, развитие мышц речевого аппарата,  слухо-произносительных и фонетических  навыков.

Развитие навыков каллиграфического написания букв, умения правильно называть буквы.

Формирование понятия «строка», «столбик», умения ориентироваться в пространстве.

Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других, умение рассуждать.

Регулятивные:

Умение определять цели и задачи, планировать деятельность, работать по образцу.

Познавательные:

Поиск и выделение информации. Построение логической цепочки.

3

Этап актуализации знаний.

6 мин

 Беседа.

- Что мы сегодня делали со звуками?

- А с буквами? Что еще можно делать с буквами?

- Зачем нужны буквы?

 - Можно ли сказать, что буква - это, символ, звук?

- Всегда ли звук и буква совпадают?

 Составление схемы.

- Из лесной школы нам прислали посылку, в ней предметы, которые нам помогут составить схему.

Учитель достает посылку.

- На какие группы делятся все звуки речи?

- Какими бывают гласные?

Достает молоточек.

- На какие группы делятся согласные?

Педагог достает камень и вату.

- Еще какими бывают согласные?

Достает колокольчик.

Учитель по ходу ответов ребят составляет на доске схему.

Словарная работа.

В лесу начался сильный ветер, и буквы в словах на партах у зверят разлетелись. Составим слова.

- Как называются эти слова в русском языке?

- Что должны делать ученики, чтобы их правильно писать?

- Я помогу их вам запомнить при помощи картинок. Показывает. Запишите слова.

Учитель закрывает слова на доске.

- Почему же трудны эти слова? Что скажете об их произношении и написании?

Составление предложений со словарными словами.

- Слушали, произносили.

- Называли, писали.

- Читать.

- Чтобы обозначить звук на письме.

- Да.

- Варианты ответов детей.

- Гласные и согласные.

- Ударные и безударные

- Твердые и мягкие.

-Звонкими и глухими.

Наблюдают.

3 человека составляют слова на доске.

Осина, береза, ветер.

- Словарные слова.

- Запоминать.

Записывают в тетради по памяти.

- Оно не совпадает, оно разное.

Проговаривают составленные предложения.

Систематизация и обобщение знаний о звуках и буквах. Закрепление умения характеризовать звук, различать букву и звук.

Правописание словарных слов, умение наблюдать за произношением и написанием слов. Развитие орфографической зоркости, развитие памяти и внимания, буквенного анализа и синтеза слов.

Развитие связной речи, расширение словарного запаса

Познавательные: Формирование мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, классификации. Умение работать со схемой, наблюдать ассоциативные связи.

Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

Самооценка. Умение выбирать задание по сложности.

4

Физминутка и пальчиковая гимнастика.

2 мин

«Листики» / «Ёжик»

Учитель показывает движения с листочком и массажным мячиком

Повторяют движения за учителем.

Развитие общей и мелкой моторики, внимания, речи.

5

Этап обобщения и применения знаний.

13мин

Работа со звуковыми схемами слов.

- Поможем лесным ученикам расшифровать схемы слов.

Прикрепляет на доске схемы слов.

- Можем ли мы сразу отгадать слова?

- А какую информацию дает эта схема о слове?

- Сколько звуков в каждом слове?

- Почему некоторые кружочки красные? Сколько гласных звуков?

Учитель видоизменяет схему на доске.

- Какие звуки я добавила в схему?

Просит соотнести картинки со схемами.

Просит записать их при помощи букв.

Вывешивает карточки со словами под схемы.

Сравнивают количество букв и звуков в словах.

Вывод: Есть слова, в которых звуков меньше, чем букв. В некоторых словах одинаковое количество букв и звуков. А есть слова, в которых звуков больше, чем букв.

Работа в парах.  Применим эти правила, выполнив задание в парах. Проверка задания.

 - Нет.

- В нем … звуков

- Называют количество звуков.

- В нем …. гласных звуков, слогов.

- Мягкие и твердые согласные

- Подбирают картинки к схемам слов.

- Записывают 3 слова: лиса, рысь, ёжик.

- В слове «рысь» букв больше, чем звуков. Вспоминают правило, что мягкий знак звука не имеет.

- В слове «лиса» количество букв и звуков совпадает.

- В слове «ёжик» количество звуков больше, чем букв, так как буквы ё,я,ю,е могут обозначать два звука.

Дети в парах подбирают слова к схемам из конвертов, лежащих на партах. Раскладывают их в 3 столбика.

Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, умения характеризовать звуки речи.

Закрепление знаний и представлений о букве и звуке.

Наблюдение за словами, в которых звуков больше или меньше, чем букв.

Познавательная: умение работать по установленному образцу, наблюдать; умение выполнять задание с опорой на иллюстрацию и схему; умение пользоваться визуальными опорами.

Умение решать проблемную ситуацию, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Регулятивные:

Умение использовать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Формирование навыков партнёрства и сотрудничества. Умение организовывать рабочее сотрудничество.

Коммуникативная: умение слушать и понимать речь других.

6

Рефлексия.

Подведение итога урока.

2 мин

- Наше путешествие подошло к концу.

Учитель показывает карточки с началом фразы и просит продолжить:

Я узнал…

Самое интересное задание…

У меня получилось…

Дарит учащимся листочки на память об уроке-путешествии и просит дать эмоциональную оценку урока.

Варианты ответов учащихся.

Отражают эмоциональное состояние цветом:

Зеленый – положительное эмоциональное состояние

Красный – тревожное, некомфортное.

Личностные: умение оценить уровень восприятия информации на уроке, оценка степени эмоционального комфорта на уроке.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью, умение слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"

Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку во 2 классе.

Тема урока: Настоящее, будущее и прошедшее время глагола.Цель: создать условия для формирования умения определять прошедшее, настоящее и будущее время глаголов.Задачи:1. Ознакомить с категорией времен...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс

Технологическая карта открытого урока по русскому языку. "Правописание глаголов". 4 класс...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения".

УМК «Школа России»  В.П. Канакина, Горецкий В.Г,   Цель  урока:   Формирование новых знаний и ценностного отношения к ним; формирование опыта применения...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 2 класс

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»...