Как отличить простое предложение от сложного.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мастюкова Юлия Борисовна

 Выполняя задания в группах, дети определяют  алгоритм отличия простого предложения от сложного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predl_otlich.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Как отличить простое предложение  от сложного.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока: формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения.

Задачи

Регулятивные:

- развивать умение анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.

Познавательные:

- развивать умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами, устанавливать последовательность действий для постановки или непостановки запятых в предложениях, а также правильно оформлять их пунктуационно.

Коммуникативные:

- развивать умения устной монологической речи, письменного связного высказывания с использованием изученных конструкций - сложных предложений и предложений (частей) с однородными членами.

Ход урока.

  1.    Орг момент.

     II .         Минутка чистописания.

(дети записывают прописные буквы «п» и «р», соблюдая наклон и высоту букв). 

Вывод: Каллиграфические упражнения настроили вас писать красиво и аккуратно.

    III .       Словарная работа


Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав, запишите словарное слово.
1.  Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.
(ответ:
 береза)
2.  Не живая, а идет,

Неподвижна - а ведет.
(ответ:
дорога)

3. Если ты устал играть, То ложишься на...

(Ответ: кровать)
4. Влево, вправо, поворот,

В нём же - всё наоборот!

Ответ: зеркало
5
   Положить его могу

    В соус, борщ, салат, рагу.

    Этот овощ с давних пор

    Называют …
Ответ:
помидор 
-Самопроверка (Проверьте написание словарных слов)

I V.      Актуализация знаний. 

-Составьте с предложение со словом дорога

- Дайте  характеристику предложения, найдите  и подчеркните грамматическую основу, укажите части речи)

- Что такое предложение? ( Предложение-группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.)

- На какие группы делятся предложения?(простые и сложные)

 V.  Целеполагание.

- Сегодня на уроке мы будем учиться отличать простое предложение от сложного.

 Ребята, как вы думаете, чем может отличаться  простое предложение от сложного?

Сегодня мы и будем  решать эту проблему:

- Работа  пройдёт в группах. Повторим правила работы в группе.

-Прислушивайтесь к мнению других, отстаивайте своё.

V I.  Работа над новым материалом

1 группа

Исследовать текст. Найти и выписать простые предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику простому предложению.


Утром на опушке стояла тишина. Внезапно из леса выбежала лиса. С сосны падает снежный ком, а на  него прыгает шустрая белка.

Только маленькие следы остались на снегу.


2 группа:

Исследовать текст. Найти и выписать сложные  предложения. Выделить грамматическую основу. Дать характеристику сложному предложению.

В лесу стоит тишина, идёт снегопад. Деревья давно надели белоснежный наряд, снег хрустит под ногами. Медведица зимует в теплой берлоге.

3 группа:
Исследовать текст. Найти и выписать сложное и простое предложения. Выделить грамматическую основу. Сделать вывод, чем отличается сложное предложение от простого.

Зимний  лес стоял в серебристых красках, ласково светило солнышко.

Начался в лесу  снег, полетели белоснежные снежинки по ветру. Побелили они дорожки и тропинки.

4группа

Исследовать текст. Сколько в тексте сложных и простых предложений? Выписать по выбору предложения, выделить грамматическую основу.

Наступила зима, весь город покрылся снегом.

Рябина стоит вся  в красных бусах, елочка любит зеленое платье, берёзка надела белоснежный  наряд. Королевой зимнего леса становится ель. Весь лес  лучится, сверкает, светится.

Проверка с/р в группах, обобщение работы 

Как же отличать простое предложение от сложного? Давайте выведем алгоритм.

-Читаем  предложение полностью.

-Находим основу (или основы предложения).

-Если основа в предложении одна  →  предложение простое, если две и более- сложное.

V I I.  Физкультминутка


Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)

Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)

Подаёт учитель знак. Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)

V I I I.   Игра «Найди пару»

               Работа в паре

              Даны простые предложения. Составьте из них сложные      предложения и запиши. Выдели грамматическую основу.

           

Черная туча закрыла небо.

За окном пошел густой снег.

Наступила зима.

Белые снежинки стали собираться в стаи.

Холодное небо часто хмурится.

По утрам бывают легкие заморозки.

В осенние дни готовились к отлёту журавли.

Проверим. Какое предложение осталось без пары?

Какое это предложение? Докажи.



I X.    Закрепление нового материала

Разноуровневые задания по русскому языку

1 уровень. 

Списать текст. Выделить грамматическую основу.

Наступил сентябрь, весь месяц стоят холодные дни. На берёзах пожелтели листья, а  ели стоят зелёные. Душистые рыжики, жёлтые опята давно ждут грибников.

2 уровень

 Запишите предложения. Выделите грамматическую основу. Обозначьте, какой частью речи выражены главные члены предложения.

Наступила осень, смолкли птичьи голоса. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. На полянах краснеют ягоды рябины, дрозды перелетают с дерева на дерево.


3 уровень 
-
Из данных слов составьте сложные предложения. Выделите грамматическую основу. Сделайте вывод, чем отличается сложное предложение от простого?

осень Наступила, листья, разноцветные, над ,летят, поляной.

льют Часто дожди, под, елью, ёжик, в ,уснул, траве.

Проверка: Ученик зачитывает, а остальные проверяет, каждый сою работу.

X.   Тест

Если  согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -.

1.Простое и сложное предложение  одинаковые.-

2.В предложении может быть один главный член предложения+

3.Простое предложение имеет две грамматические основы-

4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+

5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+

X I.    Рефлексия


-Если  урок прошел успешно, улыбнитесь друг другу.

Самоконтроль и самооценка

 Выскажите мнение о  своей работе на уроке.

Итог урока 

-Так, чем отличается сложное предложение от простого?

X I I.    Домашнее задание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Развивать умения ставить запятые в сложном предложении с бессоюзной связью...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

Цели: 1. Образовательные:- формировать умение отличать простое предложение от сложного, графически составить схему сложного предложения;- формировать умение ставить запятую в сложном предло...

урок русского языка в 4 классе "Как отличить простое предложение от сложного"

Целью  данного урока является развитие умений различать простые и сложные предложения в письменном тексте, правильно  пунктуационно оформлять предложения, составлять их схемы. Развитие...