Проект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Соколова Ольга Владимировна

разработка проекта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по русскому языку

Тема урока: «Закрепление способа правописания удвоенных букв согласных на стыке приставки и корня»

Урок закрепления знания по данной теме  проведён в 3 классе по образовательной системе «Школа 2100» с использованием компьютерных технологий. В изучении раздела «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня» - это второй урок, заключительный. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направлен на реализацию системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников. Предлагаемый урок с использованием ИКТ не только расширяет полученные знания, но и в большей степени повышает интеллектуальный потенциал учащихся.

          Цель урока:  содействовать формированию умения находить и писать  орфограмму «удвоенная согласная на стыке приставки и корня».

          Задачи урока:

  1. Формировать умения  учащихся находить  в словах орфограмму « удвоенные согласные»  и грамотно писать и графически обозначать ее.
  2. Развивать коммуникативные навыки, через работу в парах и группах.
  3. Расширить словарный запас слов с удвоенными согласными.
  4. Продолжать развивать умения определять для себя цели предстоящей работы, последовательность своих действий, оценивать достигнутые результаты.
  5. Воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользования языковым богатством.

    Оборудование: учебник,  листы самооценки,  индивидуальные схемы состава слов,  составляющие «Алгоритма» ,   карточки деформированного плана, мультимедийная презентация.

    План урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Чистописание (3 мин)

3. Определение темы. Постановка цели и задач урока (3 мин)

4.  Закрепление способа правописания удвоенных букв согласных на стыке приставки и корня (20 мин)

5. Самостоятельная работа детей по анализу слов (5 мин)

6. Творческая работа (8 мин)

7. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)

8. Домашнее задание (2 мин)                          

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Очень рада вас всех видеть такими веселыми. Я верю, что у нас с вами сегодня получится все разведать и все узнать, но для этого проверьте свою готовность к уроку.

- Садитесь.

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностное УУД, формирование внутренней позиции школьника

  1. Чистописание

- Откройте тетради, запишите число и классная работа (слайд 1). 

- Я тетрадь свою открою,

Уголочком положу.

Я друзья от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь (слайд 2).

- Начинаем мы наш урок с минутки чистописания. А для чего нам нужно уметь красиво писать, где нам это пригодиться в жизни?

- Молодцы. Все верно. Сегодня, для отработки каллиграфии,  я приготовила вот такие соединения (слайд 3).

- Что нужно соблюдать при их написании?

- Верно. Проверьте свою посадку и пропишите эти две строчки у себя в тетради.

- Ребята, а как вы думаете, почему я  предложила вам именно эти сочетания букв?

- Какое задание вы можете предложить?

- Хорошо, еще,  что можно выполнить?

- Молодцы! Выполните то задание, которое вам больше всего понравилось из предложенных, или предложите свое.

Дети записывают 29 ноября. Классная работа.

- Нам нужно будет писать заявление, когда мы захотим устроиться на работу.

- Подписывать красиво поздравительные открытки.

- Писать обращение к президенту.

- На асфальте красиво написать маме с днем рождения.

- Наклон, высоту, размер букв, соединения между элементами.

Дети пишут сс тт сс тт

                     вв зз вв зз

- Это удвоенные согласные.

-  Буквы в и з состоят из общих элементов.

 

- Разбить на группы (звонкие согласные и глухие согласные).

- Составить слова с этими удвоенными согласными.

- Дописать какие еще бывают удвоенные согласные.

 - Записать их в алфавитном порядке.

- Найти лишнее.

Учащиеся выполняют задание в тетради.

Личностное УУД, смыслообразование, речевая ситуация

Регулятивное УУД, контроль, речевая ситуация

Познавательное, логическое УУД, анализ, сочетания букв

Регулятивное УУД, прогнозирование, речевая ситуация

  1. Определение темы. Постановка цели и задач урока

- Ребята, вы правильно сказали, что это удвоенные согласные. А что это такое?

- В чем заключается сложность ее написания?

- Над чем бы вы сегодня хотели поработать. Сформулируйте тему нашего урока.

- Отлично, какие вы у меня молодцы. Тема нашего урока «Закрепление способа написания удвоенных букв согласных на стыке приставки и корня» (слайд 4).

- Ребята, а почему в теме урока есть слова на стыке приставки и корня? Это орфограмма разве еще где-то встречается?

- Так значит, какие опорные слова нашего урока?

(слайд 5)

Замечательно. Но я вот думаю, зачем нам еще один урок по этой теме. Мы с ней познакомились вчера, может и хватит?

- Верно, ребята (слайд 6)

- Все согласны? Есть дополнения и замечания?

- Хорошо.

 

- Орфограмма в русском языке. Сложный случай написания.

- При произношении мы слышим один, но долгий звук, а на письме это нужно показать удвоенной буквой.

- Письмо слов с удвоенными согласными.

- Разбор этих слов по составу.

- Составление транскрипции этих слов.

- Я бы хотел узнать новые слова с этой орфограммой.

- Да, эта орфограмма может  быть и в корне слов.

- Стык.

- Орфограмма.

- Приставка.

- Корень.

- Удвоенные согласные.

- Нет, нам нужно еще потренироваться в письме этих слов.

- Повторить правило, которое мы учили.

- Может быть, потренироваться переносить эти слова, как раз на стыке.

- Вспомнить, а как отличить эту орфограмму на стыке она, или в корне.

- Согласны.

- Давайте еще поиграем.

 

Регулятивное УУД, целеполагание, вырази свою мысль

Познавательное, логическое УУД, синтез на основе ключевых слов

Регулятивное УУД, целеполагание, планирование, умение применять и сохранять учебную задачу, речевая ситуация

  1. Закрепление способа правописания удвоенных букв согласных на стыке приставки и корня

- Чтобы нам с вами осуществить все, что мы запланировали, давайте вспомним, а что такое приставка, корень и стык?

- Правильно. И вот я вам предлагаю выполнить первое задание, применяя все эти знания (слайд 7).

- Посмотрите на эти слова. Как вы думаете, что я вам предложу сделать с этими словами?

- Вам предстоит списать слова, раскрыть скобки, выделить орфограммы, которые есть в этом слове. Прочитаем хором эти слова.

- Задание понятно? Есть вопросы?

- Проверим, как вы справились с этим заданием.

- Оцените свою работу на полях смайликом.

- Какой из данных слов является лишним?

- Возьмем для работы  слово суммировать, т.к. оно лишнее по существенному признаку темы нашего урока. Вы согласны со мной?

- Назовите однокоренное существительное к этому слову.

- Вот с ним мы и поработаем. Посмотрите на слайд. Предлагаю вам быть расшифровщиками (слайд 8).

- Нам предстоит расшифровать интересное предложение. Каждое слово начинается на первую букву слова сумма. Подсказка- это часть речи нужного слова.

- Составьте и запишите к себе в тетрадь предложение, которое вы можете составить из данных слов.

- Кто затрудняется, попросите помощи у соседа.

- Молодцы.

-  Почему я сказала, что это слово лишнее по существенному признаку?

- Как вы действовали, чтобы это определить?

- Как нужно действовать, если окажется, что это орфограмма не в корне?

- Для этого я вам предлагаю составить алгоритм.

- Я вам раздам схему-алгоритм, а вы со своим соседом заполните ее (слайд 9).

(слайд 10)

 (Слабеньким детям предлагается поработать с деформированным планом. Необходимо установить порядок работы.

  • Обозначить орфограмму.
  • Прочитать слово.
  • Записать слово.
  • Сравнить согласные буквы на стыке приставки и корня.
  • Подобрать однокоренные слова.
  • Сделать вывод.
  • Выделить приставку.
  • Выделить корень).

- Молодцы. Оцените вашу работу с соседом на листке с алгоритмом.

- Теперь, пользуясь этим планом работы, проведем экспресс-диктант.

- Я вам диктую слова, а вы составляете в тетради только схемы этих слов.

- Оттащу, аппетит, Геннадий, ссохлись, Россия, раззвонил, вверх, суббота, ванна, поддаться.  (Некоторые слова взяты из упр.№159).

- Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте  деятельность своего соседа. Оцените его работу на полях смайликом.

- Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Корень – это общая часть родственных слов.

- Стык – место, где соединяются морфемы.

- Место, где заканчивается одна морфема и начинается другая.

- Списать, раскрыть скобки.

- Списать, разобрать по составу.

- Списать и разделить на группы.

- Поддержка, суммировать, рассвирепел, оббить, ввинтил, без билета.

- Вопросов нет.

Дети приступают к выполнению задания.

Дети по очереди выходят к интерактивной доске и лазерной указкой делают исправления, раскрывают скобки.

Оценивают свою работу.

- Поддержка – это существительное.

- Оббить – это слово начинается с гласной.

- Ввинтил – в приставке этого слова одна буква.

- Без билета – это существительное с предлогом.

- Суммировать – удвоенная согласная в корне слова.

-Да.

- Сумма.

- С – собака.

- У – умная.

- М – мечтает.

- М – мыслить.

- А – арбуз.

- Умная собака мыслит и мечтает об арбузе.

- Арбуз и умная собака мечтают и мыслят.

- Умная собака мыслит, а арбуз мечтает.

- Умный арбуз мечтает и мыслит о своей собаке.

- В слове суммировать удвоенная согласная в корне, а тема нашего урока – на стыке морфем.

- Прочитали слово, подобрали однокоренное, выделили корень, увидели, что орфограмма в корне.

Дети работают в парах со своим соседом.

Дети выкладывают правильный порядок карточек у себя на парте.

Далее осуществляется фронтальная проверка на доске.

Дети предлагают схематическое изображение орфограмм.

 (слайд 11)

Работа в тетради.

Взаимопроверка, оценка деятельности соседа.

Двое детей работают за доской на оценку.

Фронтальная проверка.

Познавательное, общеучебное УУД, построение речевого высказывания, вспомни определения

Регулятивные УУД, прогнозирование, работа с группой слов

Личностное УУД, самопознание и самоопределение, смайлы

Познавательное, логическое УУД, анализ, доказательство

Познавательное УУД, постановка и решение проблемы, «Расшифровщик»

Коммуникативное УУД, планирование учебного сотрудничества

Регулятивное УУД, планирование

Коммуникативное УУД, планирование учебного сотрудничества

Регулятивное УУД, планирование

Регулятивное УУД, оценка, коррекция, контроль

Познавательное, общеучебное УУД, знаково-символические действия

Коммуникативное УУД, управление поведением партнера

  1. Самостоятельная работа детей по анализу слов

- Предлагаю вам поработать самостоятельно.  Выполните упражнение №160.

- Орфограммы веселились,

В салки бегали, резвились.

Вы порядок наведите,

Слова на группы разделите.

- Мальчики выписывают слова с орфограммой в корне, а девочки на стыке морфем. Желаю удачи. Эту работу оценю у вас я.

- Посмотрите на все эти слова, и найдите то, в котором есть 4 орфограммы.

- 1 ряд запишите с этим слово повествовательное предложение.

- 2 ряд – вопросительное.

- 3 ряд – побудительное.

- Хорошо работаете вы сегодня.

Работаю с учебником, читают задание. Записывают в тетрадь Упражнение №160. Приступают к его выполнению. Выделяют орфограммы.

- Рассмешил.

- Кирилл рассмешил весь класс.

- Учитель нас всех рассмешил.

- Папа меня  рассмешил?

- Рассмеши меня.

Познавательное, общеучебное УУД, выбор способа решения задачи, построение речевого высказывания

  1. Творческая работа детей

- А сейчас, ребята, я вас попрошу  помочь  мне, пожалуйста,  разгадать ребусы.  Вчера в кроссворде они мне попались, но я что-то не могу никак их разгадать. Поможете? (слайды 12-16)

- Хорошо мы с вами поработали. Спасибо большое!

- А как вы думаете, что еще можно сделать с этими словами?

- Хотите,  я вам открою тайну?

- Эти слова были ключевыми в кроссворде! И тот, кто разгадает их и составит с ними либо рассказ, либо стихотворение, либо сказку, тот получит приз. Может поучаствуем?

 (слайд 17)

- Чтобы у нас с вами получилось выполнить это задание, работать мы будем в группе. Каждый ряд – это отдельная группа. Сядьте  удобно, вспомните, что мнение каждого в группе нужно уважать и приступайте к работе.

- Ребята, слова можно использовать в любом порядке, формы слов тоже можно менять. Удачи!

- Теперь, давайте послушаем, что у вас получилось.

- Какие вы МОЛОДЦЫ!!! Как вы думаете, получим мы приз?

- Хорошо, тогда я сегодня же отправлю это письмо по адресу и будем ждать ответа.

- Конечно!!!

Дети разгадывают ребусы. Каждое слово записывается в тетрадь и выделяют орфограмму.

- Рассказывают, бессердечная, рассердились, беззвучно, беззащитные.

- Составить предложения или словосочетания.

- Выполнить разбор как часть речи.

- Найти лишнее. Разобрать по составу.

- Выполнить фонетический разбор.

- Да!!!

- Да!!!

Дети объединяются в группы и приступают к работе.

-  Эту историю мне рассказала бабушка. Когда-то она жила в деревне Бузино, и был у нее сосед дядя Иван. Он был очень плохой, бессердечный человек. Его собака Жужа – маленькая, беззащитная дворняга. Когда бабушка проходила мимо дома, Жужа радовалась ей, громко лаяла и виляла хвостом. Рассерженный  лаем дядя Иван,  начал ругать бедную собачку. Бабушка вступилась за Жужу и отругала дядю Ваню,  а маленькая собачка убежала в будку и там беззвучно сидела, только иногда выглядывала на своего бессердечного хозяина.

- Рассказывают люди об одной семье, в которой жила красивая, но бессердечная жена, а муж был крепкий и сильный. Было в этой семье двое беззащитных детей. Боялись они свою маму, но похулиганить все же любили. Вот однажды за очередную шалость рассердились родители на своих детей.  Наругали их мать с отцом и прогнали из дому. Дети беззвучно собрались и ушли.  До вечера бродили дети по городу, но поняли свои ошибки, вернулись домой и попросили впервые у родителей прощение. С тех пор мама стала доброй. И жила эта семья в мире и согласии.

- В деревне Счастливой жители рассказывали о бессердечной женщине. Не любила она ни зверей, ни птиц. Всегда кричала на них, устраивала ловушки. Рассердились на нее жители деревни  и прогнали прочь. Собрала женщина свои вещи и ушла куда глаза глядят. Долго бродила она по свету и поняла, какая она беззащитная, одинокая, такая же, как звери. И с тех пор она стала относиться к ним с любовью, и даже организовала приют для бездомных кошек и собак.

- Получим!

- Да!

Познавательное УУД, знаково-символические действия

Регулятивное УУД, прогнозирование

Познавательное УУД, постановка и решение проблемы

Коммуникативное УУД, управление поведение партнера, планирование учебного сотрудничества

  1. Рефлексия учебной деятельности

- Подведем итоги нашего урока. Оцените свою работу в наших листах самооценки.

- Все ли у нас получилось из того, что мы запланировали?

- Что для вас было самым трудным?

- А самым интересным?

- Полезен ли был вам урок?

- Где мы можем применить полученные знания?

Выставление оценок за работу на уроке.

День недели

Название предмета

Слушал внимательно

Выполнял старательно

Поднимал руку и отвечал

Имел все необходимые принадлежности

Справился с заданиями учителя

Тема урока для меня была полезной

Материал урока я усвоил в полном объёме

Мне было интересно на уроке

понед.

вторник

среда

четверг

пятница

Дети отвечают на вопросы учителя.

Регулятивное УУД, оценка

Личностное УУД, смыслообразование

  1. Домашнее задание

- Вот и подошел к концу наш урок. Вы сегодня очень хорошо поработали. Вижу, что вы усвоили изученную орфограмму.

- Хотите ли вы, помочь другим ученикам это усвоить?

- Я вам предлагаю выполнить проект «Словарь, который состоит из слов с удвоенной согласной на стыке приставки и корня».

- Оформление продумайте сами, но помните, раз это словарь, как в нем должны располагаться слова?

- Правильно.

- Откройте дневники и запишите задание.

 (слайд 18)

- Урок окончен.

- Хотим!

- Ура!!! А как его оформить?

- В алфавитном порядке.

Дети открывают дневники, пишут задание.

 На следующем уроке дети могут провести со своими одноклассниками словарный диктант, используя слова из своего словарика.

Познавательное, общеучебное УУД, информационный поиск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по русскому языку по теме: "Местоимение"

Комбинированный урок -деятельностный метод обучения.; класс по программе 21 века...

Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс

Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Способы образования наречий"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века».Тема – Способы образований наречий.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском языке на примере обр...

Проект урока по русскому языку в 4-ом классе по теме "Словообразование глаголов"

Проект урока русского языка в 4 – ом классе по программе «Начальная школа XXI века». Тема –  Словообразование глаголов.Цель –  Закрепление знаний о словообразовании в русском язык...

Проект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Слова однозначные и многозначные»

Открытый урок русского языка во 2 классе, УМК «Начальная школа ХХI века», ФГОС. Тип урока: урок сообщения новых знаний....

Проект урока по русскому языку: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения»

Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьнико...

Проект урока по русскому языку в 4 классе на тему " Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения."

Проект урока по русскому  языку  на тему "Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения." (составлен  в соответствии с рабочей программой  УМК "Школа России"( 1 - ...