Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Соловьёва Валентина Николаевна

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения. 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.

Цель: Закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи:

-выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных, применение данных действий на практике посредством выполнения различных упражнений;

- формировать у обучающихся способность к рефлексии;

-научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен существительных;

- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь пользоваться алгоритмом правильного написания безударных падежных окончаний имён существительных.

Уметь определять безударные падежные окончания имён существительных, выполняя пошаговые действия алгоритма.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- закреплять знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из слуховой формы в двигательную;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Ход урока

  1. Мотивация.

-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи. Что ещё может делать улыбка?(Дарит хорошее настроение, радость).Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

-Запишите число в тетрадях. Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок(смайлик).

Послушайте притчу.

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Я предлагаю девизом нашего урока сделать слова «Всё в наших руках». Ведь от нашей совместной работы зависит ход всего урока.  

2. Актуализация знаний. Посмотрите на схему. Составьте словосочетания. Назовите пропущенные буквы.

Слайд 1.

                                                         от подруг..  

          идёт                                 за горчиц..й
                                                             в куртк..

 

- От чего зависит написание окончания имён существительных (От падежа, от склонения). Какие типы склонения вы знаете? Какие существительные относятся к 1? 2? 3 склонению? (На доске появляются записи).

-Почему с одним и тем же главным словом употребляются разные предлоги? От чего это зависит?(От падежа)

- Попробуйте сформулировать задачи урока.( Будем закреплять умение писать безударные падежные окончания существительных. Покажем, умеем ли мы определять склонение, род и падеж существительных, и научились ли мы вставлять нужное падежное окончание).

3. Работа над решением поставленных задач. Я предлагаю проверить, умеете ли вы пользоваться своими знаниями.

Посмотрите на таблицу. На какие группы можно разделить слова?(по падежам, по склонению, ударные и безударные окончания) Слайд 2.

ИЗ   РЕКИ

ИЗ   ИЗБУШКИ

ПО   ВОДЕ

ПО   КОМНАТЕ

НА   СТЕКЛЕ

НА   ДЕРЕВЕ

В   СТЕПИ

В   ПОСТЕЛИ         

(1 балл записывают на полях, кто делил на группы)

- Скажите, существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже какие имеют окончания? (Одинаковые, ударные и безударные).

- Какие окончания вызывают трудность при написании? (Безударные). Эту проблему мы можем решить. Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания?

Составим алгоритм.

Слайд 3.

4. Работа в парах. Соедините карточки так, чтобы можно было составить из них словосочетания. Запишите словосочетания, изменяя окончания имён существительных. (1 ученик у доски, проверка).(За правильно выполненную работу на полях пишут 4 балла.)

5.Физминутка.

6. Работа по учебнику. Стр. 122, упр.230. Прочитайте, обратите внимание на выделенные буквы. Назовите орфограммы. Работаем самостоятельно. (1 ученик у доски, проверка).(Разбор предложения по членам, характеристика предложения). (За правильно выполненную работу на полях пишут 3 +3 балла.)

7.Слайд 4. Самоконтроль. Работа с сигналами.

  • Свернул к речк...,  помог старушк...,  рисунок на ткан... , играл на площадк..., кружились в воздух..., подбежал к пристан...  

8.Слайд 5. Тестирование. (За работу 5 баллов)

- Поднимите руку, у кого получилось слово. Какое?(Смогу). (1 балл, у кого получилось слово)

Что сможете? ...

9. Итог урока. Вы показали, как умеете применять свои знания. Повторим, как правильно написать  безударное окончание существительных? Какие задачи мы поставили в начале урока? Решили вы их?

10. Рефлексия. Вернёмся к нашему девизу, как он звучал, кто помнит?

Посчитайте баллы, которые вы получили на уроке. Добавьте за аккуратное оформление работы - 2 балла.

16,17           18               19 б.        это 5

13                 14               15 б.        это 4

10                 11                12 б.         это 3

Вы согласны, что всё зависит от нас, всё в наших руках. Как вы учите, насколько внимательны на уроке, зависят ваши отметки.

Нарисуйте смайлик, с каким настроением вы заканчиваете урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

от подруг.. идёт за горчиц .. й в куртк .. е и е е

Слайд 2

ИЗ РЕКИ ИЗ ИЗБУШКИ ПО ВОДЕ ПО КОМНАТЕ НА СТЕКЛЕ НА ДЕРЕВЕ В СТЕПИ В ПОСТЕЛИ

Слайд 3

Чтобы правильно писать безударное окончание существительного надо: Шаг 1 Определить падеж. Шаг 2 Определить склонение. Шаг 3 Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже. Шаг 4 По «волшебному» слову проверить окончание существительного (1скл.- доска, 2скл.- окно, 3скл.- дверь) Алгоритм работы :

Слайд 4

1- я группа: Найдите имена существительные с окончанием -и. Свернул к речк ..., помог старушк ..., скрипит на дерев ..., рисунок на ткан... . и

Слайд 5

2- я группа: Найдите имена существительные с окончанием -е. Написал в тетрад ..., играл на площадк ..., кружились в воздух..., подбежал к пристан ... е е

Слайд 6

3- я группа: Поставьте слова в форму творительного падежа. Врач - врач ... , синица - синиц.... , морж - морж .... , удача - удач.... . ом ом ей ей

Слайд 7

1. Найти словосочетание с ошибкой. Р –мечтать о собаке Т – ехать на машине С – найти в коробки Ч – слова из песни 2. Найти словосочетание с пропущенной буквой О. Д – пшениц … й Ж – зайц …м Э - куриц… й М – нож…м

Слайд 8

3.Найти слово с пропущенной буквой И. О – о метел . Л – на дерев . Х – по улиц . Б – к дорог . 4.Найти слово с раздельным написанием. П – (на)певать Ц – (у)летать Г – (на)берегу Ю – (не) жный

Слайд 9

5.Найти слово, где в приставке пишется О. Т – н…летать У – п…бежать Ш – з …крыть Ф – н… дрезать



Предварительный просмотр:



   

1- я группа: Найдите имена существительные с окончанием -и.

 Свернул к речк...,  старушк...,  скрипит на дерев...,
рисунок на ткан... .

2- я группа: Найдите имена существительные с окончанием -е.

Написал в тетрад..., играл на площадк..., кружились в воздух..., подбежал к пристан...  

3- я группа: Поставьте слова в форму творительного падежа.

Врач - врач ...    , синица - синиц....     , морж - морж....      , удача - удач....       .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель: обобщить знания о склонениях, о правописании оконч...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...