Разработки уроков , технологические карты
план-конспект урока по русскому языку

Купреева Валентина Николаевна

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно примеряю в своей работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Правописание глаголов»

В 4 классе по учебному предмету «Русский язык»

по УМК «Начальная школа XXI века»

Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Тема урока: «Правописание глаголов»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Учитель: Купреева В.Н.

                                                                       

Тема

Закрепление по теме: «Правописание глаголов».

Цели

Образовательные:

1)обобщить и систематизировать знания детей по темам:

 1.1 спряжение глагола;

 1.2 правописание безударных окончаний глагола;

 1.3 лицо и число глагола.

Способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать коллективно по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

уметь определять спряжение глаголов,

правильно писать безударное окончание глагола,

определять лицо и число глаголов.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глагол, спряжение глагола, лицо глагола, число глагола, окончание глагола.

Ресурсы:

- Учебник «Русский язык» для 4-го класса. Часть 2. УМК «Начальная школа 21 века»; рабочая тетрадь «Учусь писать без ошибок»;

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности         (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Предлагают варианты выполнения задания

-Часть речи, часть слова

-Глагол.

В окончании.

-Правописание окончаний глаголов.

-Спряжение.

 

Повторять правописание глагола.

Правописание глаголов.

Обобщить знания о глаголе (закрепить что такое глагол, спряжение, лицо и число глагола)

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

1. Вставьте нужную букву в слова:

ласкает

голодает

заклеит  

завянет

ненавидит

нагревает

передержит

надкусит

бреет

 – Что нужно знать, чтобы выполнить задание?

-Слова какой части речи вы видите?

-Где находится орфограмма?

-Сформулируйте орфограмму

 -Что нужно знать, чтобы правильно писать окончание глагола?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-Какова тема нашего урока?

-Как вы думаете какая цель нашей работы?

-Вспомним спряжение глагола.

 C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Наташенька\Скачки2\прикольные рисунки детей.files\articlef.files\10.gifC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Наташенька\Скачки2\прикольные рисунки детей.files\articlef.files\10.gif

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

Цели:

организовать актуализацию умений:

- в распознавании глаголов;

-в определении спряжения глаголов

 -в написании окончаний глаголов

III. Комплексное применение и систематизация знаний.

 

Отгадывают и записывают отгадки в столбик, определяют, что это словарные, что это слова – существительные.

Образуют от существительных глаголы начальной формы и глаголы 3-лица множественного числа.

Определяют спряжение

Выполнение физических упражнений.

 C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Наташенька\Скачки2\прикольные рисунки детей.files\articlef.files\10.gifC:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Наташенька\Скачки2\прикольные рисунки детей.files\articlef.files\10.gif

Организует актуализацию знаний и умений, выявляет индивидуальные затруднения.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Наблюдение за правильным выполнением физических упражнений.

  1. Чистописание:

ть, чь, ти

ут, ют, ая, ят

Что заметили?

Словарно-орфографическая работа

Отгадайте загадки, а отгадки запишите в тетрадь в столбик.

-Что заметили?

1) Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит —

В ногу всем шагать велит.

2) Схватил за щеки,

кончик носа,

Разрисовал окно без спросу:

Но кто же это?

Вот вопрос! Все это делает...

3) Человек, выполняющий в порядке очереди какие-либо обязанности.

4) Утренняя пища

-Запишите словарные слова в столбик

Барабан, мороз, дежурный, завтрак.

Поставьте ударение. Проверьте себя.

- Исходя из темы урока подумайте, какую работу вы можете еще выполнить, используя эти слова.

- Образуйте от существительных глаголы начальной формы, запишите в столбик. Рядом запишите эти глаголы в форме  3 – го лица мн. числа

-Определи спряжение глаголов. 
- Как определили спряжение глаголов? 
Взаимопроверка. Если у вашего соседа все правильно, то поставьте ему на полях 5 баллов, если сосед ошибся в чем-либо, то за задание поставьте 0 баллов.

физминутка

 Если я называю глагол в начальной форме, то вы приседаете, а если глагол стоит в личной форме, то вы хлопаете:  дружить, лечу, смотреть, пишем, прыгать, гнать, закрываешь, зеленеть, дышим, чертим.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Наташенька\Скачки2\прикольные рисунки детей.files\articlef.files\10.gif

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Наташенька\Скачки2\прикольные рисунки детей.files\articlef.files\10.gif

Знать правило написания сочетаний тся и ться

Уметь писать окончания глаголов

Уметь определять спряжение глаголов

Уметь определять форму глаголов

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую  (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД).

IV. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Выполняют задание в тетради с печатной основой и оценивают свою работу.

Самостоятельное выполнение упражнения по учебнику.

Предлагает способ оценивания своей работы.

Предлагает способ оценивания своей работы.

Выполнение задания по рабочей тетради с печатной основой страница 44 упражнение 1 с дальнейшей самопроверкой по эталону.

Если у вас все правильно, то поставьте себе на полях 5 баллов, если вы допустили ошибку в чем-либо, то за задание поставьте 0 баллов.

Самостоятельное выполнение упражнения по учебнику страница 149-150 упражнение 2 по вариантам: первый вариант первые 7 слов, второй вариант следующие 7 слов. Проверка с проговариванием во внешней речи.

Если у вас все правильно, то поставьте себе на полях 5 баллов, если вы допустили ошибку в чем-либо, то за задание поставьте 0 баллов.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).

V. Рефлексия учебной деятельности.

Цели: организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.        

Высказывание своего личного мнения.

Оценивание работы на уроке.

Организует рефлексию.

Что запомнилось? Понравилось? Не понравилось?
-Какие трудности вам пришлось преодолеть?
-Оцените свою работу на уроке.

Посчитайте общее количество баллов за урок. Если вы набрали

15 баллов – 5,

10 баллов – 4,

5 баллов – 3,

если меньше баллов, то вам необходимо повторить спряжение глаголов.

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VI. Информация о домашнем задании.

Записывают задание в дневники.

Контролирование записи в дневники.

Учебник страница 151 упражнение 5, повторить правило, как определить спряжение глаголов.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема. «Устаревшие слова, новые слова, слова-синонимы. в рамках ФГОС

Класс: 2 класс     (УМК "Начальная школа 21 века")

Предмет: русский язык

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

      - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- формирование умения взаимодействовать в статичных командах (вход, поддержание, выход, учет результатов);

- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

- Учебник: «Русский язык» 2 класс, С.В.Иванов. Вентана-граф.

- Проектор, компьютер, интерактивная доска;

-карточки-задания для групп (команд)

Этап

урока

Время, мин

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

ФОУД*

 Деятельность учителя
 

 Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

 1
 

 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

 –
 

 Ф
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.
 

 7
 

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
 

  •  Москва
  • город
  • столица
  • Россия
  • народ
  • язык

–Почему выделены буквы в словах?
– Как убедиться в том, что вы правы? 
(Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 
(Написание нужно запомнить.)

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Ф
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

 Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 Актуализация знаний, введение в проблему

Работа над темой.

Проблема урока

Тема урока

 11
 

 Подведение детей к самостоятельному выводу 
 

 3.Вычеркните устаревшие слова.

Космос, машина, кольчуга, самолет, телефон, кушак, кафтан

  • Нужно ли нам знать устаревшие слова?
  • Кто ими пользуется и для чего?

 Называют тему урока Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова  

 Наблюдение, работа с текстом (сравнение) 

Работа с учебником.

С.89.упр.1.

Наблюдение, проблемная ситуация.

 Ф, П
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило

( нет машин, написано слово –град)
 

Организует подводящий диалог,

Записывают в тетрадь,

Работают с карточками

Обсуждают. Взаимопроверка

Оценивают себя

Оценивают себя

Ставят проблему

Называют тему урока.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Проверка понимания способа действия.
 

  •  находить в тексте и правильно употреблять в речи устаревшие слова;
  • заменять устаревшие слова синонимами;
  • совершенствовать

навыки   работы со словарями;

 

 Ф
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Ставят задачу урока

Объясняют написания слов, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

 Первичное закрепление нового материала
 

 7
 

 Развитие умения распознавать и подбирать к устаревшим словам  слова-синонимы, 
 

Работа в группах.  .

1 группа: соедините стрелками слова- синонимы.

очи

шея

ланиты

губы

уста

щёки,–

выя

глаза,

перст

палец

чело

лоб

2 группа:  замените устаревшие слова словами- синонимами

У нее прекрасные очи. Ланиты как персик. С её уст не сходит улыбка . Выя у нее как у лебедя.

3 группа:замените устаревшие слова –синонимами.

Пощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

4 группа: подчеркните устаревшие слова.

Дорогие отроки!
Учиться старательно следует. Ибо велика ведь бывает польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.

Заслушивание ответов групп. Оценка знаний 

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль,
 

 Г, П, И
 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

физминутка

1

Релаксация

Пощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

И побежали на месте

Побежали ,побежали

Остановились  на чуток

Тихо сели и продолжили урок

П

Организация физминутки

Выполняют упражнение для релаксации

Коммуникативные:

- умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

 Самопроверка
 

 3
 

 Говорят, что книжка есть,
И мы можем в ней прочесть
Про конька, и про Ивана,
И про рыбу с “окияна”,
Про прекрасную жар-птицу,
Про царя и Царь-девицу.
Много в ней чудесных слов,
Написал ее Ершов.
Этой книжечке в обед
ровно 175 лет!

Работают с упр 3 стр 89 в

Учебнике

1 вариант: 1 четверостишие

2 вариант: 2 четверостишие

Находят устаревшие слова , работая со словарем

1  вершка, аршин)

2   седмицу,град.)

Рассмотреть рост конька горбунка

Когда измеряли рост животного то к количество вершков прибавляли к двум аршинам 4.5 +4,5+4,5 + 71+71 см =1м 55,5 см

Читают правило стр 90 «Тайны

языка»

Новые слова светофор, пирожное, космонавт, вертолет.

Более новые слова компьютер,

Оценка знаний

 

Работа с учебником стр 89 упр3

Читают

 И,
 Г,

 Организует работу класса

Диктует слова
 

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

 Читаю находят устаревшие слова , работают с толковым словарём  записывают значение слов в тетрадь, читают вслух Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Подведение итогов
 

 2
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

 Решили ли мы проблему

Нужно ли знать устаревшие слова.

 

 Рефлексия, контроль,
 

 Ф,П, Г
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки
 

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников.

Этап разъяснения домашнего задания

1

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Найдите в стихотворении  Е.Баратынского «Весна!Весна» устаревшие слова, запишите их в тетрадь, дайте толкование или подберите синонимы.

Ф,И

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока(технологическая карта) "Окружающий мир. 3 класс. Школа России"

Урок по окружающему миру в 3-м классе. УМК "Школа России". Конспект представляет собой технологическую карту, составленную в соответствии с требованиями к современному уроку в начальной школе....

Разработка урока - технологическая карта

Предмет: ТехнологияТема: Малахитовая шкатулка4 класс...

Разработка урока по математике: "Литр": конспект урока, технологическая карта, презентация к уроку.

Разработка содержит конспект урока по теме "Литр", технологическую карту урока математики, презентацию к уроку....

Разработки уроков , технологические карты

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно пример...

Разработки уроков , технологические карты

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно пример...

Разработки уроков , технологические карты

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно пример...

Разработки уроков , технологические карты

В ходе подготовки к урокам учителя составляют конспекты, технологические карты к урокам. В данном разделе я предлагаю своим коллегам ознакомиться с вариантами проведения уроков, которые успешно пример...