Разработки уроков по русскому языку 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Колпакова Юлия Ивановна

Разработки уроков по русскому языку 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Будущее (сложное) время глагола

Цель: Формирование знаний о будущем времени глагола.

Задачи:

Обучающие: повторить ранее изученный материал о глаголе, познакомить ребят с простой и сложной формами будущего времени; формировать знания об образовании форм будущего времени и умение образовывать формы будущего времени и употреблять их в речи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, мышление, память, речь, внимательность;

Воспитывающие: воспитывать аккуратность, дисциплинированность, любовь к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

 Личностные УУД: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формированию внутренней  позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.

Регулятивные УУД: дать возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

 Познавательные УУД:  формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка,  осуществлять синтез, проводить  сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку.

Коммуникативные УУД: учить  формулировать собственное мнение договариваться, приходить к общему решению, работать парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

Оборудование: Классная доска, проектор

Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

1 мин

Здравствуйте ребята! Сегодня  у всех отличное настроение. Я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями!

Происходит эмоциональный контакт. Дети обмениваются положительными эмоциями

Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.

2

Мотивационный этап.

1 мин

Давайте немного поработаем со словарными словами. Я вам приготовила загадки. Вы их отгадываете,  и слова мы записываем в тетрадь. Записываем число, классная работа.

Выполняют указания учителя.

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи.

Коммуникативные: слушают учителя и одноклассников и высказывают свое мнение.

3

Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи.

5 мин

( 1 слайд)

- Кто это?

-Как пишется это слово?

-Записываем.

И так по аналогии все загадки.

- Молодцы ребята!

Теперь составьте мне предложения из этих словарных слов.

(слушаю предложения учащихся, понравившееся предложения записываем на доске и в тетрадях, и разбираем его по частям речи и членам предложения)

- Подлежащее чем выражается? (сущ.)

- А сказуемое? (глаголом)

- А давайте вспомним, что мы знаем о глаголе?

- А что вы можете сказать об этом глаголе?

- На какой вопрос отвечает это слово?

- А в каком времени стоит оно?

- А какие времена вы еще знаете?

- А поставьте этот глагол в … время (в зависимости от стоящего время глагола)

- А как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем изучать?

Отгадывают и записывают слова. Работают у доски и в тетрадях.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют поиск информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя.

4

Основной этап.

Изучение нового материала.

20мин

- Открываем учебники на стр. 98. Сегодня мы с вами будем изучать будущее время глагола.

- Давайте поработаем с упр. 199 Читай Зарина.

- Как вы думаете, в какое время года это бывает?

- Второе четверостишие читает Леонид.

- А здесь, какое время года описывает автор?

- Давайте теперь выпишем глаголы и укажем их время.

(Выписывают глаголы в тетрадь)

- А в последнем слове мы можем определить время?

- Почему? (потому что слово стоит в неопр. Форме)

- Посмотрите внимательно в начало этой строчки, там кроется подсказка для определения времени. (слово будет)

- Что оно означает? (Что действие будет происходить)

- А если действие будет происходить, то это какое время?

- Как определить будущее время глагола?

- А какой вопрос ему свойственен?

- Это вы изучали глаголы ПРОСТОГО будущего времени, а еще у глагола есть и сложное будущее время. Глагол такого времени ВСЕГДА будет сопровождаться словом БУДЕТ.

- Теперь давайте прочитаем правило хором.

- Так на какой вопрос будут отвечать глаголы будущего сложного времени?

- С каким словом они всегда будут употребляться?

Выполняют работу по учебнику, разбирают.

Личностные: ориентированы на развитие мышления и памяти.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

Анализируют свои ответы с выделением их существенных признаков.

Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы, слушают одноклассников, учителя.

5

Физминутка

1 мин

- Давайте разомнемся немного:
Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
- Какая часть речи чаще всего была использована в нашей физминутке? (глагол)

Выполняют повторные движения за учителем.

6

Закрепление изученного материала.

10 мин

- Давайте теперь выполним упражнение 201 в тетради.

Посмотрите на первое слово. С каким словом употребляется «носить»?

Давайте поставим остальные слова в будущее СЛОЖНОЕ время.

-Какое время?

- Как определила? (задала вопрос)

( по аналогии остальные слова)

- Теперь давайте выполнит работу наоборот, как в упр 202.

- В каком времени дано первое слово?

- Как вы это определили?

- А в какое время его преобразовали?

- Теперь по аналогии давайте так же запишем остальные слова.

- И упражнение 204 самостоятельно. Потом проверим все вместе.

Выполняют работу у доски и в тетрадях.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями ее реализации, самостоятельно оценивать правильность своих действий.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

7

Домашнее задание

1 мин

Стр. 99 упр.203, стр. 101 упр. 206

Записывают домашнее задание

8

Подведение итогов

1 мин

-Какова была наша тема урока?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Что вызывало трудность?

- У вас на столах лежат смайлы. Если вы поняли сегодняшнюю тему, то покажите улыбающийся смайл, если вы что-то не поняли, то смайл с вопросом, если совсем ничего не понятно, то грустный смайл.

Отвечают на вопросы.

Личностные: сориентированы на внимание учащихся.

Регулятивные: оценивают свою работу.



Предварительный просмотр:

Тема:Речь. Что такое речь?

Цель: Закрепить знания о речи, сформировать знания о стилях речи

Задачи:

Образовательные: формировать у учащихся понимание того, что предложение является единицей речи, находить грамматическую основу;

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учеников;

Воспитывающие:  предоставить возможность оценить свои знания и умения

Тип урока: закрепление

Планируемые результаты:

Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации, самооценки - развитие критического и логического мышления, - умение правильно формулировать и доказывать свою точку зрения

Познавательные УУД: систематизировать знания по теме «Речь»

- умение дать характеристику предложению, разбирать предложение по членам предложения

Коммуникативные УУД:

умение анализировать и доказывать

- умение слушать и исправлять ошибки

Регулятивные УУД: -

- умение определять учебную задачу

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Встали дружно.

Повернулись

И друг другу улыбнулись.

Происходит эмоциональный контакт. Дети обмениваются положительными эмоциями

Планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками.

2

Мотивационный этап.

1 мин

- Начнем нашу работу со словарных слов.

Выполняют указания учителя.

Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, понимают личную ответственность за будущий результат.

3

Актуализация знаний. Постановка проблемной задачи.

10 мин

- И так, посмотрите на первое слово.

- Какая буква пропущена?

-Записываем и Никита диктует.

- Посмотрите следующее слово.

-Какие буквы мы должны вставить?

- Саша, диктуй.

(по аналогии все остальные слова).

-Теперь орфографический диктант. Посмотрите на экран. Здесь дан текст. Вам нужно вставить пропущенные буквы. И во втором и третьем предложение подчеркнуть главные члены предложения.(слайд 13, 14)

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать речь.

-На прошлом уроке мы с вами изучили стили речи.

- Какая бывает речь?

- А что такое вообще речь?

- Кто мне скажет какие стили речи вы уже знаете?

- Правильно. (слайд 15)

- Теперь посмотрите внимательно на текст и скажите, к какому стилю относится этот текст? (слайд 16, 17)

Отгадывают и записывают слова.Отвечают на вопросы и записывают в тетради.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осуществляют поиск информации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы, вступают в учебное сотрудничество, слушают одноклассников, учителя.

4

Основной этап.

Изучение нового материала

20мин

-Посмотрите на доску (слайд 18)

-Что вы  можете сказать об этом словосочетании?

- А могут ли быть листья шелковыми на самом деле?

- Такие слова называются эпитетами, потому что они придают  красочность предмету. (слайд 19)

- Давайте прочитаем правило, которое вам дано в учебнике на стр. 119.

- Так что такое эпитет?

- Также есть еще такое художественное определение как сравнение. (слайд 20)

- Посмотрите теперь на экран. Даны 2 столбика, найдите в них эпитеты. (слайд 21)

- А почему вы так думаете?

- Молодцы!

- Давайте прочитаем упр. 234. Найдите здесь эпитеты.

- Прочитаем правило на стр. 120

-Выполним упражнение 237

-Какие сравнения вы нашли в этом стихотворении?

- На этом наша речь с вами не заканчивается.

- Так же наша с вами речь бывает (слайд 22-24)

- Давайте прочитаем правило на стр. 125.

- Так что такое описание?

- А повествование?

- И рассуждение?

- Прочитайте текст, в упр. 241. Как вы думаете какой это тип текста?

-Почему?

Выполняют работу по учебнику, разбирают, записывают.

Личностные: ориентированы на развитие мышления и памяти.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные:

Анализируют свои ответы с выделением их существенных признаков.

Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы, слушают одноклассников, учителя.

5

Физминутка

1 мин

Поднимаем ручки выше,

Опускаем ручки вниз.

 Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись.   

(Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками пола.) 

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

 (Наклоны вперед.) 

А потом прогнемся сразу

 Глубоко назад три раза. 

(Наклоны назад.) 

Выполним рывки руками

 – Раз, два, три, четыре, пять

.(Рывки руками.)

 А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать.

Выполняют повторные движения за учителем.

7

Закрепление пройденного материала.

5 мин

- Давайте выполним устно упр. 245.

- Нам нужно найти образные сравнения. А что такое сравнения?

- Объясните выделенные орфограммы

Записывают домашнее задание

8

Подведение итогов

1 мин

- И так ребята, подведем итоги урока.

- Что такое речь?

- Какие стили речи вы знаете?

- Какие типы  речи вы изучили?

- Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Личностные: сориентированы на внимание учащихся.

Регулятивные: оценивают свою работу.



Предварительный просмотр:

Кроссворды по русскому языку

Русский язык – один из сложнейших учебных предметов. Известно, что важным условием на пути усвоения знаний является наличие познавательного интереса к изучаемому предмету. Поэтому учителя начальных классов стараются включать занимательный материал в содержание уроков.
Отгадывание кроссвордов на уроках русского языка в начальной школе и дома с родителями создает положительный эмоциональный настрой, вызывает у детей познавательную активность, развивает не только интерес к предмету, но и внимание, мышление, память, способствует обогащению словарного запаса и формированию орфографической зоркости школьников.
Кроссворды составлены по темам: на определенный вид орфограмм или с использованием лексического значения слова (многозначные слова, синонимы, антонимы). Прежде чем вписать слово в кроссворд, детям необходимо не только отгадать это слово, но и предварительно подобрать к нему проверочное, на что указывает соответствующее задание. Выполняя подобные задания, ученики применяют правила проверки и правописания слов с данной орфограммой, закрепляя уже приобретенные навыки не обычным способом, а в процессе игры.

Непроизносимая согласная

I. Подберите близкие по значению к данным имена прилагательные с непроизносимой согласной – и прочтете в столбике ключевое слово:

1. Печальный.
2. Удачливый.
3. Огромный
4. Веселый.

5. Отважный.
6. Знаменитый.
7. Здешний.
8. Правдивый.

Ответы: 1. Грустный. 2. Счастливый. 3. Гигантский. 4. Радостный. 5. Доблестный. 6. Известный. 7. Местный. 8. Честный.

Ключевое слово: синонимы.

II. Подберите слова с непроизносимой согласной, противоположные по значению данным – и прочтете в столбике ключевое слово:

1. Будни.
2. Милосердный.
3. Отвратительный.
4. Жадный.

5. Любимый.
6. Безучастие.
7. Раздельный.
8. Погожий.

Ответы: 1. Праздники. 2. Безжалостный. 3. Прелестный. 4. Бескорыстный. 5. Ненавистный. 6. Сочувствие. 7. Совместный. 8. Ненастный.

Ключевое слово: антонимы.

Проверьте непроизносимую согласную подбором родственного слова. В каком слове непроизносимая согласная не проверяется?

Слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши

I. Если впишете отгадки в строчки,
то прочтете ключевое слово.

1. Стоит колюка,
Одета в багрянец,
Кто подойдет,
Того кольнет.

2. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке.

3. Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъемный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит нам: ...

4. Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.

5. Из горячего колодца
Через нос водица льется.

6. Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется.

7. Не шит, не кроен,
А на ниточке сборен.

8. Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет –
Ярко-красный глазок глянет.

Ответы: 

1. Шиповник.
2. Снежинки.
3. Жираф.
4. Часы. 5. Чайник.
6. Туча. 7. Чулок.
8. Машина.

Ключевое слово: перчатка.

II. Впишите в строчки отгадки –
и прочтете в столбике ключевое слово,
отгадку загадки:

Словно розочки, цветы –
просто чудо красоты!
Яркие, пахучие...
Ай-ай-ай! Колючие.

1. Сами крошки,
Боятся кошки,
Под полом живут,
Туда все несут.

2. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

3. Пять мальчиков,
пять чуланчиков.
Разошлись мальчики
в темные чуланчики:
Каждый мальчик –
в свой чуланчик.

4. Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки – из палки,
В руках – мочалки.

5. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.

6. Белые горошки
На зеленых ножках.

7. Под гору – коняшки,
В гору – деревяшки.

8. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.

Ответы:

1. Мыши.
2. Ежик.
3. Перчатка.
4. Чучело.
5. Свеча.
6. Ландыши.
7. Лыжи.
8. Щука.

Проверяемая безударная гласная

I. Если вы впишете все отгадки в строчки,
то прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца,
баран – барана,
Овцу в нем видела овца
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова –
И Федя неряху увидел
... лохматого.

1. Сердита мать,
да прикрыла деток
До красного дня
пуховым одеяльцем.

2. Одно бросил –
целую горсть взял.

3. Носит бабка снежную шапку,
Каменные бока
затянуты в облака.

4. В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется.

5. Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
В сарай попала,
кур пересчитала,
И горлана-петуха
унесла она в леса.

6. Гуляет на воле,
В лесу, в чистом поле.
Крутит, воет, бурчит,
На весь мир ворчит.

7. Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.

В каких словах безударная гласная в корне
проверяется изменением формы слова,
а в каких – подбором родственного слова?
Найдите слова, в которых безударная гласная
проверяется двумя способами.

Ответы:

1. Зима.
2. Зерно.
3. Гора.
4. Река.
5. Лиса.
6. Метель.
7. Дерево.

Ключевое слово: зеркало.

II. Подберите слова с проверяемой
безударной гласной в корне,
противоположные по смыслу данным,
и прочтете в столбике ключевое слово.

1. Говорить.
3. Длинный.
5. Ломать.
7. Забывать.

2. Горячий.
4. Кривой.
6. Терять.
8. Легкий.

Ответы:

1. Молчать. 2. Холодный. 3. Короткий.
4. Прямой. 5. Чинить. 6. Находить.
7. Вспоминать. 8. Тяжелый.

Проверьте безударную гласную в корне
путем подбора родственного слова.

Ключевое слово: антонимы.

III. Отгадав загадки в строчках,
вы прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:

Вырос в поле дом,
полон дом зерном,
Стены позолочены,
ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
на столбе золотом.

1. Без рук, без ног на брюхе ползет.

2. Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге,
Где сошлись пути –
Помогает улицу
Людям перейти.

3. Кто в году четыре раза переодевается?

4. Жар-птица летает,
Золотые перья роняет.

5. Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.

В каких словах безударная гласная в корне
проверяется путем изменения формы слова,
а в каких – путем подбора родственного слова?

Ответы:

1. Червяк.
2. Светофор.
3. Земля.
4. Огонь.
5. Осень.

Ключевое слово: колос.

Ь – показатель мягкости согласных

I. Впиши отгадки.

1. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

2. Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили
В ушанке заячьей зимой,
А летом – с бритой головой.

3. Шел долговяз,
В сыру землю увяз.

4. В золотой клубочек
Спрятался дубочек.

5. Шуба нова,
На подоле дыра.

6. Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.

7. Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек,
Год пройдет –
Весь куст опадет.

8. Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес:
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины,
И, поднявши вихрем пыль,
Побежит...

Ответы: 

1. Ель.
2. Пень.
3. Дождь.
4. Желудь.
5. Прорубь.
6. Портфель.
7. Календарь.
8. Автомобиль.

Как обозначена мягкость
согласного на конце слова?
На конце какого слова слышится
парный согласный звук?
Подберите проверочное слово.
Какой буквой обозначен парный согласный?
В каком из слов количество букв
совпадает с количеством звуков?

II. Если вы впишете отгадки в строчки,
то прочтете в столбике ключевое слово –
отгадку последней загадки:

Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далекой Африки.

1. Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные.

2. Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит.

3. Репы сестра
На язык остра.

4. За дверкой этой
лед и иней,
Здесь даже летом
холод зимний.

5. В доме есть слуга у нас,
Знает он, который час.
По утрам, когда ты сонный,
Он звонит, как заведенный.

6. Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись.

7. Два блестящих братца,
Точно ветер, мчатся
И всю зиму напролет
Чертят, режут звонкий лед.

8. Крыльями машет,
А улететь не может.

Ответы: 

1. Пальцы.
2. Письмо.
3. Редька.
4. Холодильник.
5. Будильник.
6. Сосулька.
7. Коньки.
8. Мельница.

Ключевое слово: апельсин.

Совпадает ли количество букв
с количеством звуков в словах-отгадках?

Продолжение следует

TopList

Кроссворды по русскому языку

Окончание. Начало см. в № 11/2009 г.

Русский язык – один из сложнейших учебных предметов. Отгадывание кроссвордов на уроках русского языка в начальной школе и дома с родителями вызывает у детей познавательную активность, развивает интерес к предмету. Кроссворды составлены по темам. Прежде чем вписать слово в кроссворд, детям необходимо отгадать его и подобрать к нему проверочное, на что указывает соответствующее задание. Выполняя подобные задания, ученики применяют правила проверки и правописания слов с данной орфограммой, закрепляя уже приобретенные навыки не обычным способом, а в процессе игры.

Слова с сочетанием чк






1. Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты не знает.

2. Наша белая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота.

3. Дядя Хлыст и тетя Нить
Простачков пошли ловить.
Одурачить простачков
Пригласили червячков.

4. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

5. Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

6. Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.

7. Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?

 

 

Ответы: 1. Очки. 2. Печка. 3. Удочка. 4. Бабочка. 5. Лампочка. 6. Рукавичка. 7. Электричка.

 

 

 

Парные звонкие и глухие согласные

По горизонтали

2. Черен, да не ворон,
рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт:
Летит – воет,
Упадет – землю роет.

4. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.

7. Комовато, ноздревато,
И черно, и бело,
И всем людям мило.

8. Тысяча братьев
Одним поясом подпоясаны.

9. В уголке живет,
Пряжу прядет –
Тоньше его пряжи
Не найдешь в продаже.

10. Голова на ножке,
В голове горошки.

11. После стирки у простынки
Он разгладил все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь.

По вертикали

1. Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду –
Чужим сбуду.

3. Маленький,
горбатенький,
Все поле обскакал
И нигде не отдыхал,
Ночь пролежал
Да опять поскакал
И весь хлеб повалял.

4. Маленький черпачок,
Красненький колпачок –
Три раза в день берется
И опять на место кладется.

5. Круглый-круглый,
Сладкий-сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри:
Красный-красный он внутри.

6. Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
Само на землю свалилось.

Ответы

По горизонтали: 2. Жук. 4. Лягушка. 7. Хлеб. 8. Сноп. 9. Паук. 10. Мак. 11. Утюг.

По вертикали: 1. Кукушка. 3. Серп. 4. Ложка. 5. Арбуз. 6. Снег.

В каких словах парная согласная проверяется путем изменения формы слова, а в каких – путем подбора родственного слова?

Подберите к данным именам прилагательным антонимы с парными согласными в корне – и прочтете в столбике ключевое слово:

1. Прочный. 2. Смелый. 3. Твердый.

4. Широкий. 5. Высокий. 6. Горький. 7. Далекий.

Ответы. 1. Хрупкий. 2. Робкий. 3. Мягкий. 4. Узкий. 5. Низкий. 6. Сладкий. 7. Близкий.

Ключевое слово: признак.

 

По горизонтали

2. Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.

5. Живет в доме хозяин:
Шубка атласная,
Лапки бархатные,
Ушки чуткие.
Днем спит
или сказку говорит,
Ночью бродит,
на охоту ходит.

7. Во тьме ночной
спокоен будь, моряк:
Своим лучом,
рассеивая мрак,
Тебе мигает с берега ...

8. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.

9. Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит –
То заходит, то выходит.

10. Стоит лепешка
На одной ножке:
Кто мимо ни пройдет –
Всяк поклонится.

11. Через море-океан
Плывет чудо-великан,
А ус во рту прячет.

12. Маленький, кругленький,
А за хвост не поднять.

13. На узкой дорожке –
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
На себе свой дом везет?

14. Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч ее долой?

По вертикали

1. Хоть и топчешься на месте,
Он летит с тобою вместе.

2. Скорчится – с кошку,
Растянется – с дорожку.

3. Что за чудо этот дом –
Окна светлые кругом,
Носит обувь на резине,
А питается бензином.

4. Сижу верхом
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу.

6. Он ходит, голову задрав,
Не потому,  что важный граф,
А потому, что он...

Ответы

По горизонтали.

2. Варежка. 5. Кот. 7. Маяк. 8. Лед.
9. Нос. 10. Гриб. 11. Кит.
12. Клубок. 13. Улитка. 14. Лес.

По вертикали.

1. Велосипед. 2. Веревка. 3. Автобус.
4. Шапка. 6. Жираф.

В каких словах парная согласная проверяется путем изменения формы слова, а в каких – путем подбора родственного слова? Найдите слова, в которых проверка возможна двумя способами.

В кроссвордах использованы загадки из книг: 1. Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно: Русские народные загадки. – М., 1991. 2. Занимательная грамматика. Сос. Е.Е. Семенова. – М.: 1995. 3. Альбом для раскрашивания с загадками К. Чуковского, С. Маршака, русских и советских писателей. – Можайск, 1995. 4. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 1 класс. – М., 2003.. 5. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 3 класс. 6. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 2 класс.

Авторами остальных загадок являются: Р. Батов, Т. Белозеров, Я. Козловский, Г. Кузичев, И. Кульская, С. Маршак, М. Пожарова, А. Рождественская, Г. Сапгир, О. Тарнопольская, Б. Тимофеев, В. Тушнова, Д. Хильтухин, К. Чуковский.

Литература. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Под ред. Л.А. Новикова: 7-е изд., испр. и доп. – М.: ACT-ПРЕСС, 2001.

Словарь синонимов русского языка: Авт.-сост. М.А. Ситникова – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Разработка урока по русскому языку "Буквы русского языка. Алфавит.»

Проект урока по русскому языку в 1 классе по программе УМК "Гармония"...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков...

Методическая разработка урока по русскому языку "КВН "Знатоки русского языка"

Тема: КВН «Знатоки русского языка»Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.АЦели: прививать интерес к предмету; развивать логическое мышление.Оборудование: карточки, словари, пла...