Контрольные работы по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Давыденко Ольга Анатольевна

Контрольные работы по русскому языку с грамматическими заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnye_raboty.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные работы

по русскому языку

в 4-м классе

Контрольная работа №1.                         1 четверть

Тема: повторение изученных в 3 классе орфограмм.

1. Диктант.

                                                                 Родник.

   Я возвращался с рыбалки по знакомой тропинке через болото. Солнце стояло высоко.  Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.

    Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлёпнулось в воду. Под веткой оказалась круглая ямка с прозрачной водой. Из ямки вытекал  ручеёк.

    Я напился и накрыл родничок веткой смородины.

                     (65 слов)

Слова для справок: возвращался, несколько.

2. Орфографическое задание

1 вариант:

1.  Допиши окончания имён существительных, письменно докажи свой выбор.

           по деревн…, от акварел…, о дом…, на местност…, из трвак…

2. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне» и запиши

     ещё  два слова на эту же орфограмму.

2 вариант:

 1. Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Проверяемые  согласные в корне» и запиши

     ещё  два слова на эту же орфограмму.

 2. Допиши окончания имён существительных, письменно докажи свой выбор.

     на поверхност…, для морков…, к бабушк…. из-за смелост…, о лес…

Контрольная работа № 2.          

Тема: повторение фонетики, словообразования, морфологии; морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного.

1 вариант:

1. Сделай фонетический разбор слова  олень.

2. Разбери слова по составу.

      скворушка, подснежник, солнце

3. Подбери три слова, которые соответствуют модели.

    В скобках укажи способ образования каждого слова.

       ёж  …

4. Выполни морфологический разбор выделенного слова.

               Узкая тропинка привела нас к реке.

5. Найди и выпиши из текста слово, которому можно дать такую характеристику: имя  

    прилагательное, качественное, в полной форме, в родительном падеже, в единственном

    числе, в мужском роде.

        Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи ещё не

         коснулись вершин тёмных елей.

6 (дополнительное). Прочитай текст, выпиши имена прилагательные во множественном числе.

          Вот и промчалось знойное лето. Пришла на землю осень и принесла с собой подарки.

          Под молодыми ёлочками можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни

          усыпаны опятами. Моховое болото угощает спелой клюквой. Дни стоят тёплые. Небо высокое и прозрачное. Смолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

2 вариант:

1. Сделай фонетический разбор слова  маяк.

2. Разбери слова по составу.

    настенный, карандаш, кисточка.

3. Подбери три слова, которые соответствуют модели.

    В скобках укажи способ образования каждого слова.

           при … н ый

4. Выполни морфологический разбор выделенного слова.

          Мы увидели на крыльце котёнка.

5. Найди и выпиши из текста слово, которому можно дать такую характеристику:    прилагательное, качественное, в полной форме, в родительном падеже, во множественном числе.        Утреннее солнце медленно поднимается из-за стены дальнего леса. Его жаркие лучи ещё              

не  коснулись вершин тёмных елей.

                                                                                                                         

6 (дополнительное). Прочитай текст, выпиши имена прилагательные         среднего рода.                

          Вот и промчалось знойное лето. Пришла на землю осень и принесла с собой подарки.

          Под молодыми ёлочками можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни          усыпаны опятами. Моховое болото угощает спелой клюквой. Дни стоят тёплые. Небо высокое и прозрачное. Смолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой.

Контрольная работа № 3.            

Тема: морфологический разбор имени существительного и имени прилагательного; местоимение; разбор по членам предложения; синтаксический анализ предложения.

 

1 вариант:

       

1. Выпиши из предложения все имена прилагательные и укажи их число, род, падеж.

          Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи голубело весеннее небо.

2. Выполни морфологический разбор выделенного существительного.

          Охотник нашёл в горах орлиное гнездо.

3. Прочитай текст. Выпиши местоимения в форме 2-го и 3-го лица множественного числа.

        Листья и корни.

    Листья говорили:

- Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда.

    А корни сказали листьям:

- Осенью вы засохните. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.

4. Разбери предложение по членам.

          Яркие звёзды загорелись в ночном небе.

5. Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Мы купили в магазине печенье и фрукты.

     (Побудительное, невосклицательное, грамматическая основа купили печенье и фрукты, распространённое, есть однородные члены).

2 вариант:

1. Выпиши из предложения качественное прилагательное и сделай его морфологический разбор.

Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи голубело весеннее небо.

2. Выполни морфологический разбор выделенного слова.

            У нашей Жучки появились забавные щенки.

3. Прочитай текст. Выпиши местоимения в форме 1-го лица множественного числа.

        Листья и корни.

    Листья говорили:

- Какие мы зелёные, красивые. Мы даём тень. Люди отдыхают под нашей тенью. К нам прилетают птицы. Они поют и вьют гнёзда.

    А корни сказали листьям:

- Осенью вы засохните. Весной вместо вас вырастут новые листья. А без нас не будет целого дерева, не будет и вас, листьев.

4. Разбери предложение по членам.

Моя сестра шьёт и вяжет.

5.  Проверь характеристику предложения. Если есть ошибки, письменно исправь их.

Мы украсили ёлку разноцветными шарами, серебряным дождём и душистыми мандаринами.

(Повествовательное, восклицательное, грамматическая основа мы украсили, нераспространённое, есть однородные члены).

Контрольная работа № 4.            

Тема: повторение изученных орфограмм, буква о-ё после шипящих и ц, орфограммы приставок,  

орфограмма «Мягкий знак на конце слов после шипящих», разделительные ь и ъ, не с

глаголами; знаки препинания при однородных членах.

1. Диктант.

        Ночная радуга.

  Однажды я ночью увидел радугу!

   В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула всё небо. Пошёл мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.

    Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.

    Я не спал и любовался светящейся в темноте ночной радугой.

                           (70 слов)

Слово для справки:   молочно-белая, не_ цветная.

2. Орфографическое задание

1 вариант:

1. Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих».

    Подчеркни орфограмму.

2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нём поставить.  

           1) Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.

           2)  Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.

           3)  На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.

2 вариант:

1. Выпиши из диктанта  слово с орфограммой «Разделительный ь» и напиши ещё два слова на эту

    же орфограмму. Подчеркни орфограмму.

2. Запиши номер предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нём поставить.  

1) Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лёг в новую нору уложил на спине уши

        и заснул.

2)  Искры костра взвивались падали шипели.

3)  Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.

Контрольная работа № 5.                                      2 четверть

Тема: глагол как часть речи (вид, начальная форма, личные формы, лицо, число).

1 вариант:

1. Подбери к данным словам противоположные по значению глаголы.

                     чернеть - …

                     находить - …

2.  Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши предложения.

          На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.

          Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0.

          Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

3.  К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

               игра, соль, мечта

4. Выпиши глаголы в начальной форме. Отметь суффиксы - ть, -ти, -чь.

прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь

5. Выпиши из предложений глаголы в два столбика: в единственном числе; во множественном

     числе.  

        Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат.

          Птицы поют. Комар пищит.

6 (дополнительное). Выпиши предложения с глаголами 1-го лица. Отметь личные окончания.

             Друзья отправились в путь.

             Я рисую пейзаж.

             Водитель объявил остановку.

             Идёшь по лесу и радуешься весне.

             После уроков мы обедаем, гуляем, играем.

             Сестра печёт вкусный пирог.

             Приходите в воскресенье в гости.              

2 вариант:

1. Подбери к глаголам антонимы.

              радоваться - …

              проснуться - …

2. Выбери из скобок глаголы нужного вида и запиши  предложения. Укажи вид выбранных тобою

     глаголов.

        На день рождения папа (дарил, подарил) мне самокат.

          Футбольная команда (играла, выиграла) первый матч со счётом 3:0.

          Завтра мы поедем (встречать, встретить) маму из командировки.

3.  К данным словам подбери однокоренные глаголы в начальной форме и запиши их.

встреча, победа, светлый

4. Выпиши глаголы в личной форме. Отметь окончания.

прыгают, кормить, держу, нести, говорим, ждать, работаешь, беречь

5. Запиши предложения, заменив множественное число глаголов единственным.

                     Самолёт летит. Деревья растут. Корабль плывёт. Пчёлы жужжат.

          Птицы поют. Комар пищит.

6 (дополнительное). Выпиши предложения с глаголами 3-го лица. Отметь личные окончания.

             Друзья отправились в путь.

             Я рисую пейзаж.

             Водитель объявил остановку.

             Идёшь по лесу и радуешься весне.

             После уроков мы обедаем, гуляем, играем.

             Сестра печёт вкусный пирог.

             Приходите в воскресенье в гости.              

Контрольная работа № 6.                    

 

Тема: ь после шипящих в глаголах, тся  и ться в глаголах.

1. Диктант.

        Ночь в лесу.

Наступила ночь. Луна серебрит траву на поляне. Заиграли ночные кузнечики. Беззвучно летит, торопится на охоту сова. В чаще леса захохотал филин. Испугалась филина, проснулась на ветке, робко пискнула маленькая птичка.

Остановись и послушай лесные шорохи. В ночной тиши ты услышишь нежную песню ручья, шёпот кустов, дыхание ветра. Ты увидишь зелёные огоньки светлячков на тропинке, прозрачную росу в густой траве.

Скоро проснутся птицы. Вот первый  луч солнца  робко крадётся из-за туч.

                     (73 слова)

2. Орфографическое задание

1 вариант:

1. Спиши, вставь, где необходимо, мягкий знак.

     береч…, скрипач…, зажеч…, сидиш…, колюч…, вещ…, стоишь…, могуч…

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Мягкий знак на конце существительных после

    шипящих», определи их род, склонение и падеж.

   

2 вариант:

1. Сделай буквенную запись слов.

             любит  купа(ца), учится кувырка(ца), низко нагибае(ца), редко улыбае(ца),  хочет

             познакоми(ца)

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные падежные окончания имён

    существительных», определи их склонение и падеж, отметь окончание.

Контрольная работа № 7.                    

Изложение.

Карабасик.

  У нас дома жили овчарка Борька и кот Жорик. Ещё мы подкармливали во дворе бездомную кошку Мотьку. Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.

Однажды она принесла к нашим дверям троих котят. Мы впустили Мотьку в дом. Она потащила  детёнышей на Борькину подстилку. Пёс громко залаял. Кошка выгнула спину и зашипела. Но пёс не унимался, лаял и рвался к Мотьке.

Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу. Потом вернулась за вторым. А про третьего забыла и больше не появлялась.

Мы оставили котёнка себе и назвали его Карабасик. Потому что он первое время часто шипел и принимал грозный вид. Жорик и Борька с ним подружились и даже спят теперь все вместе.

        (По С. Федину)

1.Ответить на вопросы.

        1. Почему Мотька принесла котят в дом?

        2. Почему кошке пришлось уйти?

        3. Почему Карабасик первое время часто шипел и принимал грозный вид?

2. Составить примерный план.

         1. Жорик, Борька и Мотька.

         2. Борька не пускает Мотьку.

         3. Мотьке пришлось уйти.

         4. Карабасик.

3. Объяснить смысл выражений: пёс не унимался, принимал грозный вид.

4. Обратить внимание на строение предложений.

      Мотька привыкла к нам и сама приходила, когда была голодна.

      Жорик и Борька подружились с ним и даже спят теперь все вместе.

5. Выбрать из текста опорные слова и выражения.

             (записать на доске или в черновиках у учеников)

1. овчарка Борька, кот Жорик, подкармливать, бездомная кошка

2. детёныши, Борькина подстилка, не унимался

3. схватила, выбежала, забыла, не появлялась

4. шипел, принимал грозный вид, подружились

6. Обратить внимание на правописание следующих слов:

овчарка, Жорик, подкармливали, приходила, принесла, детёныши, громко, залаял, выгнула,

не унимался, вернулась, не появлялась, оставили, потому что.

Контрольная работа № 8.            

Тема: орфограммы, изученные в 1 и 2 четвертях  4-го класса.

1. Диктант.

        Ёжик.

        По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку ёж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдёшь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.

       Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе тёплое зимовье. Скоро спрячется зверёк в своём логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдёт, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в тёплой норке до весны. Будут ему сниться лесные ежиные сны.

        (75 слов)

     Слова для справок: добыча, логово, никто. 

2. Орфографическое задание

1 вариант:

1. Запиши глаголы в два столбика по спряжениям, вставь пропущенные буквы, отметь окончания.

      тян…м, корм…м, вар…м, зна…м, пиш…м, смотр…м, ход…м, стира…м

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «тся и ться в глаголах».

2 вариант:

1. Поставь глаголы в формы 2-го лица, единственного числа. Запиши слова парами.

     отметь окончания.

            варить, вертеть, начинать, читать

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак».

        

Контрольная работа № 9.            3 четверть.

Тема: время глагола

1 вариант:

1. Выпиши глаголы в форме настоящего времени.

          поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаем

2. Запиши только те глаголы, от которых  можно образовать формы настоящего времени.

        скрипеть, заплыть, лететь, помирить, рубить, наговорить  

3. Выпиши глаголы в форме прошедшего времени. Определи их род и число.

         К нам пришла весна. Засияло небо. Зазвенели ручейки. Загудели шмели.

        Выросла трава. Поют птицы.

4. Распредели глаголы в три столбика по временам.

         танцевала, рисуем, держали, буду играть, выльем, мяукает

5.  Проверь, верно, ли указано время глаголов.  Письменно исправь ошибки.

      плывёт (прош. вр.), построили (прош. вр.), смотрят (наст. вр.), будут петь (наст. вр.),

       мечтаю (наст. вр.), увижу (буд. вр.), потеряли (наст. вр.).

6. (дополнительное) Из текста выпиши все глаголы, укажи их время.

     По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек.

     От лёгкого ветерка  нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей.

     Всё лето будут цвести эти  милые цветы.

2 вариант:

1.  Выпиши глаголы в форме настоящего времени. Отметь личные окончания. В скобках запиши

     вид и лицо глаголов.

          поют, играли, смотрю, побегу, смотрим, бежали, открываешь, мечтаем

2. Закончи предложения глаголами в форме прошедшего времени. В скобках запиши  число и род

    глаголов.  

          Девочка игра…  .  Яблоня рос…  .   Небо сия… . Молния сверка… .

          Облако плы… . Шары лета… .  Ручей журча… .

3. Выпиши только те глаголы, которые не имеют форм настоящего времени. Определи их вид.

        скрипеть, заплыть, лететь, помирить, рубить, наговорить  

4. Выбери из скобок глаголы в нужной форме и запиши предложения.

      Папа недавно (подарит, подарил) Серёже аквариум с рыбками.

      Мишка всё воскресенье (выучит, учил) стихотворение.

      Возле самого дома (росли, вырастут) старые липы.

      Завтра вечером мы (ходим, пойдём) в цирк.

5.  Глаголы объединены в группы по временам. Спиши группы слов, исключив «лишнее» слово.

      1. работает, закроем, пишут, копают

      2. мыли, сажала, узнает, дрожал

      3. узнаем, буду спать, построю, унесли

6. (дополнительное)  Запиши второе предложение текста, поставив глаголы в форме настоящего

     времени. Отметь личные окончания.

      По всему зелёному лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветёт мышиный горошек.

     От лёгкого ветерка  нежно звенели колокольчики, радостно приветствовали гостей.

     Всё лето будут цвести эти  милые цветы 

Контрольная работа № 9.            

Тема: окончания глаголов в прошедшем времени; суффиксы глаголов; безударные  личные

окончания глаголов.

1. Диктант.

        Рассвет в лесу.

Кончилась летняя, тёплая ночь. Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка.

Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохнет на солнце роса. Громче закукует кукушка. Растает туман над поляной.

Вот с ночного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница-рысь. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.

                                                                                                                 (75 слов)

        

Слова для справок:  ранний, токовать, разбойница-рысь.

2. Орфографическое задание

1 вариант:

1. Запиши слова в два столбика:

       1) слова, в которых нужно писать ь на конце;

       2) слова, в которых  ь писать не нужно.

    испеч…, чертёж…, хорош…, не плач…, придумаеш…, много задач…, глуш…, дремуч… .

 

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов». Отметь

   в словах окончания, определи спряжение.

2 вариант:

1. Запиши слова в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, отметь окончания

     глаголов.

                крас…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле…м, не обид…м, гула…м, прос…м.

2. Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени», отметь в словах окончания.

Контрольная работа № 10.            

Тема: гласные на конце наречий; мягкий знак на конце слов после шипящих.

1. Диктант.

        Липа.

       Слева и справа наш деревенский сад окружали липы. Издалека была видна широкая липовая аллея. Задолго до восхода солнца в вершинах деревьев начинали петь птицы. Пчёлы гудели над душистыми ветками.

        Издавна высокие липы росли в русских лесах. Древесина липы дорого ценилась. Из тонкой коры делали лапти. Только теперь взрослых лип в лесах уж не увидишь.

        Осенью липа первая сбрасывает листву. Землю сплошь покрывает жёлтый ковер из опавших листьев. Идёшь и любуешься на милые с детства деревья.

                        (76 слов)

Слова для справок: восход, начинали, росли.

2. Орфографическое задание  

 1-вариант

1. Спиши, вставь пропущенные буквы.

     досыт…, занов…, начерн…, изредк…, направ…

2. Письменно объясни, почему в записанных словах на конце пишется ь.

    горечь, настежь, беречь, вскачь, приедешь.

2-вариант

1. Спиши слова. Вставь, где это необходимо, мягкий знак.

    проч…, замуж…, поёш…, плющ…, отреж…

2. Спиши, графически объясни написание выделенных букв.

    насухо, засветло, дочиста, запросто, сначала.

                                  Контрольная работа № 12.          

Тема: орфограммы, изученные в 3 четверти 4-го класса.

1. Диктант.

      Тихо ступает осень по земле. Желтеет орешник. Пчёлы больше не вылетают. Между сухими листьями краснеет крепкая головка подосиновика. Срежешь её – почернеет корешок.

      На холмах ветер начисто срывает с деревьев сухую листву, кружит её в воздухе, укладывает в большие кучи. В лесу землю сплошь покрывает жёлтая, фиолетовая, бурая листва. Бродишь по лесным тропинкам и слушаешь шорох сухих листьев под ногами.

      Засветло прихожу домой, топлю печь. Солнце просвечивает сквозь перья серых туч, наполняет комнату мягким светом.

                                                     (74 слова)

Слово для справки:  сквозь.        

2.  Орфографическое задание  

 1-вариант.

1. Запиши слова в три столбика в зависимости от места орфограммы:

    1) слова с орфограммой в корне;

    2) слова с орфограммой в суффиксе;

    3) слова с орфограммой в окончании.

    в лесу, думает, клеить, смешной, беседовать, первого.

2. Запиши словами числительные: 8, 11, 31, 106.

   

                                                                                                                                                             

2-вариант.

1. Запиши слова в три столбика в зависимости от места орфограммы:      

   1) слова с орфограммой в корне;

   2) слова с орфограммой в суффиксе;

   3) слова с орфограммой в окончании.

   сеять, стрела, бросит, хвалить, пятому, скидывать.

2. Запиши словами числительные: 9, 30, 44, 105.

                           

      Контрольная работа № 11.    

Изложение.

        Друг детства.

     В детстве я мечтал стать боксёром. Я попросил родителей купить мне боксёрскую грушу. Но папа даже слушать меня не захотел. Мама увидела, что я расстроился, и придумала вот что.

     Она вытащила из-под дивана корзину со старыми игрушками и достала оттуда здорового плюшевого мишку. Мишка был тугой, хороший. Ничем не хуже боксёрской груши.

       Я сначала очень обрадовался. А потом посмотрел на мишку и вспомнил, как я с ним ни минуту не расставался, кормил его с ложечки кашей, спать с собой укладывал. Я очень любил его тогда. Вот он сидит передо мной и улыбается. А я хочу тренировать об него силу удара. Слёзы навернулись мне на глаза. И я решил, что никогда не буду боксёром.

        (По В.Драгунскому)

1. Ответить на вопросы.

            1. О чём мечтал мальчик?

            2. Что придумала мама?

            3. Почему мальчик не смог использовать игрушку в качестве боксёрской груши?

2. Составить примерный план.

            1. Мечта детства.

            2. Что придумала мама.

            3. Воспоминания.

            4. Никогда не буду боксёром.

3. Предупредить возможные лексико-орфографические затруднения.

            1. Объяснить смысл выражений: ни на минуту не расставаться; тренировать силу удара.

            2. Подобрать синонимы к слову тугой.

3. Обратить внимание на строение предложений.

Мама увидела, что я расстроился, и придумала вот что.

А потом посмотрел на мишку и вспомнил, как я с ним ни на минуту не расставался,

корми его с ложечки кашей, спать с собой укладывал.

4. Обратить внимание на правописание следующих слов и выражений:

     расстроился, из-под дивана, корзина, плюшевый, ничем не хуже, сначала, ни на              минуту не расставался,  тогда, передо мной, тренировать, никогда, навернулись.

5. Выбрать из текста опорные слова  и выражения

           (записать на доске или в черновике)

        1) стать боксёром, слушать не захотел, расстроился

        2) вытащила из-под дивана,  плюшевый мишка, ничем не хуже

        3) ни на минуту не расставался, очень любил, тренировать силу удара

        4) навернулись слёзы, не буду боксёром.

        

Контрольная работа № 13.                  4 четверть.

 Тема: правописание слов в словосочетаниях.

1. Диктант.

Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. Гуляешь по прохладному летнему лесу и не налюбуешься.

Поспевает в середине лета лесная малина. На  полянах зреет душистая земляника. Около болот краснеет брусника.

Идёшь по лесу и хорошенько приглядываешься. Вон под густыми елями прячутся крепкие боровики. Нагнёшься, срежешь ножом толстый корешок и аккуратно положишь находку в корзинку. Вон широким хороводом стоят на поляне красные мухоморы.

Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроются вам все лесные тайны и чудеса.                      

                                                                                                                                       (80 слов)

2.  Орфографическое задание  

 1-вариант.

1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих

в  глаголах».

2. Спиши, вставь пропущенные буквы.

        став…ть, издавн…, сильно расстраиват…ся, плава…м, на ствол…  ел… .

2-вариант.

1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой «Безударные окончания глаголов».

2. Спиши, вставь пропущенные буквы.

    езд…ть, быстро прилижат…ся, готов…м, изредк…, на обложк…  книг… .

        Контрольная работа № 14.    

Тема: словосочетание, слово, предложение; связь слов в словосочетании.

1 вариант.   

1. Выпиши только словосочетания.

                 летний день, гулять в парке, акация цветёт, любить родину, зреет клубника,

             ракушка из моря

2. Из предложения выпиши все возможные словосочетания.

                На клумбе огненно цвели крупные маки.

3.  Выпиши словосочетания типа «прилаг. + сущ.». отметь главное слово, укажи часть речи

    главного и зависимого слов.

                  медвежий след, на широкой улице, отдыхать на даче, наблюдать за

                  бабочкой, день недели,  фруктовое мороженое  

4. Определи падеж существительных в словосочетаниях, где главное слово – глагол. Запиши только эти  словосочетания.

                 говорить о работе,  ваза с фруктами, написать девушке, посмотреть фильм,

                  озеро в лесу,  сделать из дерева

5. Выпиши из текста по одному примеру словосочетаний типа: «прилаг. + сущ.»,

    «глагол + сущ.», «глагол + наречие».

     Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

      Это был очень храбрый пингвинёнок.

6 (дополнительное). Выполни морфологический разбор слова досуха

2 вариант.   

1. Выпиши только словосочетания.

      лисий хвост, гулять в парке, читает и пишет, летний день, акация цветёт, любить родину,    

      петух и лиса, ракушка из моря, зреет клубника

2. Проверь, верно ли выписаны словосочетания из предложения. Если есть ошибки, письменно

    исправь их.

            На клумбе огненно цвели крупные маки.

              крупные маки

             огненно цвели

             цвели на клумбе

             маки цвели

3. Замени данные словосочетания словосочетаниями с согласованием. Укажи часть речи      

     главных и зависимых слов.

               игрушка из бумаги, сок из вишни, ягоды из леса, щи из щавеля

4. Составь словосочетания, обозначь главное слово. Определи тип связи слов в словосочетаниях.

    ловить, рыба; заниматься, музыка; закат, солнце; разрезать, дыня; запах, ландыш

5. Выпиши из текста по одному примеру словосочетаний с согласованием, управлением,  

    примыканием. В скобках укажи тип связи.

                 Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как  

           взрослые пингвины купаются. Наконец он решился и подошёл к краю скалы. От страха  

           пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался  

           на камни и удивлённо посмотрел на море.

                  Это был очень храбрый пингвинёнок

6 (дополнительное). Исправь ошибки в морфологическом разборе слова издалека.

        Наши гости приехали  издалека.

                   Издалека – наречие, в предложении является дополнением.

                           

    Контрольная работа № 15.    

Тема: сложное предложение; повторение изученного в 4-м классе.

1 вариант.   

1. Замени неопределённую форму глагола глаголами в форме 3-го лица единственного числа.

                       Смелый (побеждать), трус (погибать).

2. Спиши глаголы и определи спряжение.

                 бросает, хвалит, играет, плавает, правит

3. Выпиши из текста словосочетания типа «сущ. + прилаг.».

           С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали

         на них – снежинки превращались в чистые капли воды и падали на землю, как бисер.

4. Запиши предложение и отметь грамматические основы.

           Почки раскрываются, и на каждом кончике висит большая прозрачная капля.

5. Спиши предложения. Подчеркни наречия как члены предложения.

            Важного дела не решай сгоряча.

            Дедушка построил дом заново.

6. (дополнительное).   Выполни,  морфологический  разбор  слова  гаснет.

        В домах гаснет свет.

2 вариант.   

1. Замени неопределённую форму глагола глаголами в форме 3-го лица единственного числа.

        Мягко (стелить), да жёстко спать.

                           (Видеть) око, а ум – ещё дальше.

2. Спиши глаголы и определи спряжение.

                             гонит, видит, стелется, дышим, вертимся

3. Выпиши из текста словосочетания типа «глагол + наречие».

           С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали

         на них – снежинки превращались в чистые капли воды и падали на землю, как бисер.

4. Запиши предложение, отметь грамматические основы и однородные члены предложения.

           Ты берёшь одну почку, трёшь между пальцами, и потом долго пахнут

            руки ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.

5. Запиши предложения, подчеркни наречия как члены предложения.

            Справа виднелся лес, слева мелькали огоньки деревни.

             Бабушка всегда приезжает запросто, без особых приглашений.

             Домой мы вернулись поздно.

6. (дополнительное).   Выполни морфологический  разбор  слова  напишешь.

               Ты напишешь письмо бабушке завтра утром?

Контрольная работа № 16.

Итоговое изложение.

       Однажды старик Прохор рассказал мне сказку об осени. В давние времена сковали кузнецы первое ружьишко. Попало оно в руки  к глупому человеку.

        Шёл этот человек лесом и увидел, как летят под небесами жёлтые весёлые птицы, пересвистываются, зазывают гостей. Глупый человек ударил по ним из обоих стволов.  И полетел золотой пух на землю, упал на леса.  И леса посохли. А иные листья, куда попала птичья кровь,  покраснели и тоже осыпались.

         Раньше вся птица зимовала у нас. Даже журавль никуда не подавался. Леса и летом, и зимой стояли зелёные. И снега не было.

         Убил человек первую птицу – и загрустила земля. Начались листопады, дожди и холода. И птица от нас отлетает, обиделась на человека. Выходит, что мы себе навредили. А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

                                                                                                         (По К.Паустовскому).

1. Ответить на вопросы.

           1. О чём рассказывает сказка? Чему она учит?

           2. Как относится рассказчик к поступку героя? С каким настроением рассказывает

                старик сказку?

           3. Как рассказ характеризует старика Прохора? Какие  особенности его речи

                вы заметили?

            4. Почему его рассказ можно назвать сказкой? Как её можно озаглавить?

2. Составить примерный план.

             1. Первый выстрел.

             2. Как было раньше.

             3. Загрустила земля.

3. Предупредить возможные лексико-орфографические затруднения.

             1. Объяснить смысл выражений: ударил из обоих стволов; никуда не подавался;

                  крепко беречь.

             2. Обратить внимание на строение предложений.

                   А иные листья, куда попала птичья кровь,  покраснели и тоже осыпались.

                   Убил человек первую птицу – и загрустила земля.

                Выходит, что мы себе навредили.

                   А надобно нам ничего не портить, а крепко беречь.

 3.  Обратить внимание на правописание следующих слов.

        сковали, ружьишко, небесами, зазывают, обоих, никуда, не подавался, начались,

        листопады, крепко, беречь

4. Выбрать из текста опорные слова и выражения.

     (записать на доске или в черновике)

                 1. сковали ружьишко, попало в руки, ударил из обоих стволов, золотой пух, посохли

         леса, осыпались листья;

                 2. птица зимовала, никуда не подавался, не было зимы;

                 3. загрустила земля, обиделись на человека, себе навредили, надобно

                     крепко беречь.

                 

                           

   Контрольная работа № 17.            

        

Тема: орфограммы и пунктуационные правила, изученные в 4-м классе.

1. Диктант.

                                    Бабочки на дорожке.

         Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь – и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

         Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

         Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой тропинки.

                                     (81 слово)

2. Орфографическое задание  

1-вариант

1. Выпиши из текста диктанта три слова с проверяемой гласной в корне, подбери к ним проверочные слова.

2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.

            в доме, у мыши, по тропинке, на пристани.

2-вариант

1. Выпиши из текста диктанта три слова с орфограммой в приставке, отметь приставку в словах.

2. Спиши слова. Обозначь орфограмму, которая их объединяет.

              подъезд, объявление, подъехал, объезд.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Входные (сентябрь)контрольные работы по русскому языку и математике для учащихся 4 класса

Входная контрольная работа по математике по теме "Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление".Цель: контроль знаний, умений и навыков по изученной теме.Контрольный диктант...

Контрольная работа по русскому языку №2 3 класс по теме "Язык- главный помощник в общении" УМК"Перспектива"

Представлена работа к   уроку :"Контроль знаний по теме "Язык - главный помощник в общении" к учебнику русского языка  УМК " Перспектива" 3 класс...

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса по русскому языку

Контрольные работы по русскому языку для 2 класса УМК "Школа России"...

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).

ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс,  с.4-5, вари...

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова» (для детей с ЗПР) («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 3, вариант 4).

ШКОЛА 2100Для детей с ЗПР.Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, ...

1 класс. Русский язык. Контрольная работа по русскому языку.

Контрольная работа по русскому языку 1 класс....