"Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными." - 2 класс
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Тибейкина Наталья Александровна

технологическая карта и презентация к  уроку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными 2 класс Автор: Тибейкина Н.А. – учитель начальных классов С.Могочино

Слайд 2

Составьте пары ф п б в ж д ш т с з к г

Слайд 3

ф п б в ж д ш т с з к г Проверьте себя

Слайд 4

Тема урока : Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными.

Слайд 5

Задачи урока: Учиться правильно писать слова с парными согласными. Учиться проверять написание парных согласных путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов . Формировать умение подбирать проверочные слова и объяснять написание проверяемого слова. Составить правило проверки парного согласного, стоящего на конце и в середине слова и применять его на практике.

Слайд 7

Чтобы меньше было случаев неясных И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных, Чтобы не путать звонких и глухих.

Слайд 8

24 д е к а бря. Кла сс ная р а бота.

Слайд 9

Чистописание бб бк бо бе би ба гри б ки зу б ки

Слайд 10

Словарь:

Слайд 11

Стр.22 упр.34 Запишите эти слова, пропуская в них букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным.

Слайд 12

Звонкие согласные Б В Г Ж З Д

Слайд 13

Глухие согласные П Ф К Ш С Т

Слайд 14

Игра « Цветик-семицветик » с в д б в ж яго..ка ко..ьба хле..цы бро..ь фла..ки пло..цы ко с ьба фла ж ки пло в цы яго д ка хле б цы бро в ь

Слайд 15

Парные согласные голу б ь – голу б и эта ж – эта ж и похо д ка – хо д и ть, похо д ы оши б ка – оши б а ться на конце слова перед другими согласными Надо проверять! Проверочное слово – это… Правило – стр. 21

Слайд 16

Запомните! Парные согласные на письме опасные. Как похоже их звучанье – это просто наказанье! В корне ты их проверяй – Рядом гласный подставляй!

Слайд 17

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в родственных словах. тра…ка сне…ки зу… тра…а сне…ок зу…ки тра…ушка сне…очек зу…очек тра…инка сне…ный зу…ной

Слайд 18

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в родственных словах. тра в ка сне ж ки зу б тра в а сне ж ок зу б ки тра в ушка сне ж очек зу б очек тра в инка сне ж ный зу б ной Проблема: Как правильно обозначить буквой парный согласный звук на конце слова или перед согласным? (сформулировать правило)

Слайд 19

Нужно изменить слово, чтобы после парного согласного звука появился гласный: Зу б - зу б ы Пло д – пло д ы Холо д - холо д а

Слайд 20

Нужно изменить слово, чтобы после парного согласного шёл звонкий согласный звук [ н ] : Кни ж ка – кни ж ный Ры б ка – ры б ный Тетра д ь - тетра д ный

Слайд 21

Мысленно поставить слово «нет»: Сне г – нет сне г а Сто г – нет сто г а Гру з – нет гру з а

Слайд 22

Правило – стр.22 Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо: или изменить слово: гла з -гла з а, остро в ки-остро в ок, ду б ки-ду б ок, или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н] : ска з ка-ска з очка, ска з очный, холо д -холо д ок, холо д ный.

Слайд 23

Игра «Маски»

Слайд 24

Самостоятельная работа Упражнение 35, стр 23. Камыши - камыш, луга - … , пауки - … , поезда - … , торты - … , стрижи - … , острова - … , дубы - … , снопы - … , шарфы - … , голоса - … , арбузы - … .

Слайд 25

Самостоятельная работа Упражнение 35, стр 23.. - проверка Камы ш и - камы ш , лу г а - лу г , пау к и - пау к , поез д а - поез д , тор т ы - тор т , стри ж и - стри ж , остро в а - остро в , ду б ы - ду б , сно п ы - сно п , шар ф ы - шар ф , голо с а - голо с , арбу з ы - арбу з .

Слайд 26

Рефлексия 1. Я вижу в словах опасные места и умею их проверять. Хочу знать больше! 2. Я не всегда вижу в слове опасное место. Могу лучше! 3. Мне трудно, нужна помощь!

Слайд 27

1 Как называется орфограмма, которую мы сегодня изучали? 2 Как можно проверить парный согласный в корне слова? Итог урока

Слайд 28

Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг. Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Рядом гласный подставляй. Лев – на львы , ёж – на ежи – Будешь грамотным и ты. Запомните!

Слайд 30

Вставьте пропущенные орфограммы Ел сегодня бутербро.. И теперь б..лит живо.. Чтоб живо.. б..леть не мо.. , Нужно пить п..лезный со.. .

Слайд 31

« Вкусные слова » обе.. хле.. сала.. кетчу.. соу.. голу..цы пиро..ки сли..ки компо.. шокола.. мармела..



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока      русский язык              (2 класс)

Учитель: Тибейкина Н.А.

 Тема:       Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными.

Цель:  познакомить со способом проверки парных согласных путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.

Задачи:

Познавательные:

  • формировать умение видеть несоответствия произношения и написания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком, подбирать проверочные слова и обосновывать написание проверяемого слова путем подбора проверочного слова;
  • составить правило проверки парного согласного, стоящего  на конце и  в середине слова и применять его на практике

Регулятивные:

  • формирование умения определять и формулировать цель на уроке;
  • формирование умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и контролировать их выполнение в ходе парной работы

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

  • воспитывать умение работать в группе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи;

формирование умения слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Учебник «Русский язык», автор В.П.Канакина. Компьютер, проектор (презентация к уроку). Карточки.

Структура и ход урока

ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя, содержание материала

Деятельность  учащихся

ФОУД

Организационный момент.

Определение темы урока.

Постановка задач урока.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

    Эмоциональный настрой

Я смотрю на ваши лица

Хорошо, приятно мне,

Словно я в большой и дружной

И приветливой семье!

Пожмите руку соседу, пожмите правую руку, левую, пожмите себе…..

- Ну вот, ваши пальчики готовы работать.

Перед вами буквы, обозначающие согласные звуки.

Составьте пары и определите тему урока.

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными».

Как вы думаете, есть ли необходимость продолжить  работать над данной темой?

Давайте поставим главные задачи на урок.

-Что надо проверять?  (парные согласные)

-Где надо проверять? (на конце слова)

-Как надо проверять?

Чтобы меньше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих.

- Приготовим к работе тетради.

Запишите число.

Классная работа.

  Начертите  шкалу успешности. Отметим на ней    уровни:    С – самостоятельность,  А - аккуратность,  З – знания.

Приветствуют учителя.

Учащиеся стоят по группам вокруг трёх парт, на которых лежат карточки с буквами, обозначающими парные согласные звуки.

Пальчиковая гимнастика

Проверьте себя:

Парные звонкие и глухие согласные:

[Б-п, ~ в-ф, ~ г-к, ~ д-т, ~ ж-ш, ~ з-с.]

Формулируют дети.

Проходят на свои места.

Задачи:

Учиться правильно писать слова с парными согласными.

Учиться проверять написание  парных согласных путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов. 

Формировать умение подбирать проверочные слова и объяснять написание проверяемого слова.

Составить правило проверки парного согласного, стоящего  на конце и  в середине слова и применять его на практике.

24 декабря.

Классная работа.

Отмечают планируемые уровни.

Г

Г

Ф

И

Минутка чистописания.

Насколько аккуратными вы можете быть, покажет минутка чистописания. Посмотрите на экран. Пропишите сочетания букв.

Запишите слова с парными согласными в середине слова ~ грибки ~  зубки. Выделите корень слова.

На следующей строке запишите проверочные слова.

И

Словарная работа

Закрепить написание слов с непроверяемой орфограммой

И

Провер

ка  д/з

На дом было задано упр. 34, стр.22.

Объясните, как выполнили домашнее задание.

В словарных словах, которые мы писали, также есть слово, с парным согласным. Назовите его. Проверьте написание.

Дети зачитывают.

Морковь.

(много моркови)

Ф

Актуализация знаний

Сегодня мы говорим о парных согласных.

Вспомните!

Звонкие согласные ~ [б, в, г, д, з, ж] ~ произносятся с голосом и шумом.

Глухие согласные ~ [п, ф, к, т, с, ш] ~ произносятся с шумом.

Игра «Цветик – семицветик».

Подберите нужный лепесток.

Вставьте пропущенные буквы в слова, объясните свой выбор.

Вспомните.

Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять.  В этих случаях звук и буква могут не совпадать.

Например, голубь, этаж, походка, ошибка.

Проверочными словами называются слова, в которых проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [ н ].

Например, голубь – голуби, этаж – этажи, походка – ходить, походы, ошибка – ошибаться.

Парные согласные на письме опасные.
Как похоже их звучанье – это просто наказанье!

В корне ты их проверяй –

Рядом гласный подставляй!

Дети произносят.

Дети получают карточки. Работают в паре.

Косьба, флажки, пловцы,  ягодка,  хлебцы,  бровь.

Правило стр. 21 открыть.

Дети составляют рассказ по правилу.

Ф

П

Ф

Ф/минутка

Работа по теме урока, освоение   нового  

Получение новых знаний детьми.

Продолжим работу. Возьмите со стола карточку. Она есть у каждого. Выполните задание.

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в родственных словах.

Проверка.

Слайд.

Слайд.

Слайд.

Слайд.

А теперь давайте, ребята, познакомимся с ещё одним правилом. Оно объединяет всё, что мы сказали.  Стр 22.

Дети самостоятельно выполняют задание

Беседа по слайдам

Работа с текстом правила.

И

Ф

Закрепление материала.

Осмысление материала

Игра «Маски».

(Снимаем шар из адвент – календаря. Письмо от Деда Мороза, который прислал маски.)

Дети выбирают маску, надевают. Все должны назвать маску, подобрать проверочное слово

Ф

Самостоятельная работа.

Чтобы понять, насколько каждый усвоил тему урока, предлагаю выполнить самостоятельно упражнение 35, стр 23.

Прочитайте задание, скажите, что нужно сделать?

Самостоятельная работа.

Проверка.

И

Рефлексия

Развитие навыков самоконтроля.

Выберите для себя верное утверждение.

1. Я вижу в словах опасные места и умею их проверять. Хочу знать больше!

2. Я не всегда вижу в слове опасное место. Могу лучше!

3. Мне трудно, нужна помощь!

Посмотрите на  шкалу успешности. Что бы вы на ней изменили теперь? На каком уровне была

С – самостоятельность,  А - аккуратность,  З – знания.

Дети отвечают

Дома, перед выполнением упражнения, начертишь шкалу снова. Посмотреть, что изменилось.

Ф

Подведе-ние итогов.

Соотнесение         поставленных   задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

 Выполнили мы задачи, поставленные  на урок?

 Какая задача останется на следующие уроки.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным мой друг.

Парный сразу проверяй,        

Слово смело изменяй:

Рядом гласный подставляй.

Лев – на львы, ~ ёж – на ежи –

Будешь грамотным и ты.

 Говорят о полученных знаниях,  высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.

Отвечают.

Ф

Домашнее задание

Закрепление материала

А чтобы вы были  ещё более грамотными, домой я приготовила для вас тест для закрепления темы.

Дети получают тесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова".

Урок - закрепление по теме: "Упражнения в правильном написании слов с парными звонкими и глухими согласными в середине и конце слова". Урок - путешествие по океану орфографических знаний. На протяжени...

Урок русского языка в 3 классе по теме"Обобщение знаний о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными.

Данная разработка содержит подробный конспект урока и красочную презентацию по указанной теме....

Тема урока: "Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова".

Урок русского языка во 2 классе создан по программе "Школа России" авторов Зелениной Л. М. , Хохловой Т. Е. Тема урока: Слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слова". Тип урока: закрепл...

урок по теме: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. 3 класс ФГОС

Открытый урок обобщения знаний проведен на методической неделе, получил высокую  оценку коллег....

Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...