Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Род имён прилагательных"
    план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

    Урок русского языка в 3 классе по теме "род имён прилагательных". Технологическая карта урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rya_3_kl._rod_imyon_pril.docx33.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ф.И.О. учителя, ОО: Никитина Наталья Владимировна, МБОУ Усохская СОШ с. Усох Трубчевского района Брянской обл.

    Класс, учебник: 3 класс «Русский язык» В. П. Канакина    В.Г.Горецкий

    Тема:   Род имён прилагательных

    Оборудование: учебник, тетради, компьютер, проектор, рисунок солнышка с лучами

    Планируемые результаты

    Личностные: развивать умения употреблять прилагательные в речи и умение определять их род

    Предметные: познакомить с изменением имён прилагательных по родам; развивать умение определять род имён прилагательных, понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное

    Метапредметные: использовать алгоритм для решения учебной задачи, обосновывать выбор способа действия.

     

     Технологическая карта урока

    (в скобках обозначены группы универсальных учебных действий – УУД: Л – личностные, К – коммуникативные, Р – регулятивные, П – познавательные)

    п/п

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Средства обучения

    1

    Организационный момент. Мотивацион-ный настрой

    Цель:

    создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

    – Проверь, дружок, 
    Готов ли ты начать урок?
    Всё ль на месте, всё ль в порядке:
    Книжка, ручка и тетрадка?
    Проверили? Садитесь!
    С усердием трудитесь
    !

    Организация рабочего места

     организация учебного места (Р)

    внутренняя позиция школьника (Л)

    - планирование совместного сотрудничества (К)

    Учебник, тетрадь, ручка, карандаш

    проектор, экран

    2

    Самоопределение к деятельности

    Цель:

    включение в учебную деятельность

    Найди лишнее слово:

    Зелёный, ветер, вкусная, голубое

    - Какую часть речи продолжим изучать?

    -Ветер лишнее слово, так как это часть речи - имя сущ., а все остальные слова- имена прилагательные

    - Имя прилагательное

                                                                 

                                   

    Слайд 1

    3

     Актуализация знаний

    Цель: организация подготовки обучающихся к открытию нового знания,  выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения  

    - Догадайтесь, о чём идёт речь. Запишите слова, распределив их в три столбика.

    -Последний месяц осени                           (Ноябрь)

    -Плод яблони  (Яблоко)

    -Часть суток от восхода до захода       (Ночь)

    - Родник    ( Ключ)

    - Это рисует художник ( Картина)

    - Рама со стеклом (Окно)                                           

    - По какому признаку распределили слова в три столбика?

    - Как узнать род имени существительного?

    - Найдите изученные орфограммы в записанных словах

    - По роду имени существительного;

    - По словам:

     она-ж. р;  он-м .р; оно- ср.р.;

    - По окончанию

    -ая,-яя-   ж.р

    -ый, -ий  -  м.р

    -ое, -ее -  ср.р.

    Объясняют орфограммы

    - мотивационная основа учебной деятельности (Л)

    - извлечение необходимой информации (П)

    - формулирование и аргументация, выражение своих мыслей, учёт разных мнений (К)

    - волевая саморегуляция (Р)

    - учебно-познавательный интерес (Л)

    - контроль и оценка своей деятельности (Р)

    - постановка и формулирование проблемы (П)

    - высказывание и обоснование своей точки зрения (К)

                                         

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности

    Цель: выявление и фиксация причины затруднения – конкретные знания, умения и способности, которых недостаёт для решения проблемы

    Построение проекта выхода из затруднения

    Цель: обдумывание проекта будущих учебных действий  

    Первичное закрепление с проговариванием

    Цель: решение типовых заданий на новый способ действия

    Физминутка

     Цель: восстановление физических и духовных сил

    Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону 

    Цель:  самостоятельное выполнение заданий нового типа

    Включение в

    систему знаний и

    повторение 

    Цель: автоматизация

    умственных действий по изученным нормам и    

    подготовка к введению новых норм

    Рефлексия учебной

    деятельности на уроке 

    Цель: соотнесение цели

    учебной деятельности и

    результата

    Подведение итогов урока

    Домашнее задание

    -Спишите, вставьте пропущенные окончания имён прилагательных.

    Зелён…    лист,

    Зелён….    трава,

    Зелён….    платье

    -Что вы заметили?

    -Почему окончания имён прилагательных разные?

    -Какой грамматический признак повлиял на изменение окончания прилагательного?

    -Какой род у имени прилагательного в первом словосочетании? ( во 2-м?, в 3-м ?)

    - Мы сейчас определяли….

    - У какой части речи?

    - Сформулируйте тему урока.

    - От чего зависит род имени прилагательного?

    - Прочитайте словосочетания. Если вы посчитаете необходимым что-то изменить в имени прилагательном, то измените и запишите новый вариант. Изменять имена существительные нельзя. После этого посоветуйтесь, и, если нужно, укажите своему товарищу на ошибку.

    Верная друг

    Лесное озеро

    Голубой небо

    Хороший книга

    - Что повлияло на то, чтобы имя прилагательное изменилось?

    Определите род имени существительного в 1-м словосочетании (во 2-м, 3-м, 4-м)

    - Какой род у имени прилагательного в 1-м словосочетании (во 2-м, 3-м, 4-м?)

     

    - От чего  зависит род имени прилагательного?

    - Выделите окончания у прилагательных

    - Продолжи фразу:

     На уроке я узнаю…

    Работа по теме урока

    Работа по учебнику

    Упр.124 (с.72)             («Цепочкой»)

    - Назовите имена прилагательные

    - Назовите окончания имён прилагательных.

     - Что вы заметили?

    - От чего зависит окончание имени прилагательного?

    -Назовите окончания имён прилагательных мужского, женского, среднего рода.

    - Прочитайте сведения о языке.

    - Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

    -Как определить род имени прилагательного?

    Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте

    Быстро встали, улыбнулись,

    Выше-выше потянулись.

    Ну-ка плечи распрямите,

    Поднимите, опустите.

    Вправо, влево повернитесь,

    Рук коленями коснитесь.

    Сели, встали,

    Сели, встали

    И на месте побежали.

    Работа по учебнику

    Упр.127(с.74)

    - Запишите по памяти загадки. Подчеркните имена прилагательные, укажите их род и выделите окончания.

    - Проверьте выполненную работу.

    -Прочитайте имена прилагательные. Назовите их род и окончания.

    -Как определить род имени прилагательного?

    - К нам сегодня пришло в гости солнышко. Выберете каждый для себя лучик и выполните задание, тогда наше солнышко вам улыбнётся.

    (На  лучиках записаны оценки и соответствующие к ним задания.)

    На 3:

    Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных.

    Д…ждливая погода, жареный к…ртофель, белый лебедь, вкусное какао, молодое дерево,  летуч… мыш…, горяч… в…да.

    На 4:

    Списать, вставить пропущенные буквы, определить род имен существительных, выделить окончания имён прилагательных

    Детск… комната, золот… кольцо, весен… утро, смел… поступок, весенн… погода, смел… решение, добр… утро, дальн… поле.)

    На 5:

    Составить словосочетания из групп слов. Записать полученные словосочетания. Определить род имён прилагательных

        Золот…, высок…, горяч…, любим…, син…, молод…, жарен…

        Кольцо, лента, дерево, шоколад, картофель, вода, утро.

      - Составьте словосочетания:

    Вкусн….  конфета

                      яблоко

                      пирог

    - В каком роде стоит имя прилагательное в  1-м словосочетании ? (во 2-м,в 3-м?)

    -Какое окончание  у имени  прилагательного в ж.р,  (м.р. ср.р?)

             

         - Что нового узнали на уроке?

                                     

     

      - Как определить род имени прилагательного?

    - Ребята, преодолели ли вы возникшие в начале урока затруднения?

    - Какой вид работы вам понравился?

    - Какие трудности возникли?

       Продолжи фразу:

    - На уроке я узнал…

    - На этом уроке я похвалил бы себя за…

    - Сегодня я сумел…

    Оцените свою работу на уроке

    Выставление оценок за работу на уроке.

    Упр.126 (с.73)

    - Урок окончен! Спасибо за работу на уроке!

    Списывают, вставляют окончания.

    - Окончания разные.

    - Окончания имён прилагательных разные, потому что стоящие рядом имена существительные разного рода.

    - Род имени существительного

    - В 1-м - м.р

      во 2-м - ж.р

       в 3-м - ср.р

    - Род

    - У имени прилагательного

    - Род имён  прилагательных

    - Род имени прилагательного зависит от рода существительного, с которым оно связано

    Выполняют задание

    - Стоящее рядом существительное

    - Мужской

    средний

    средний

    женский

    - Мужской

    средний

    средний

    женский

    - От рода стоящего рядом существительного

     Выделяют окончания

    - …Как изменяются имена прилагательные;

    - От чего зависит род имени прилагательного;

    - Какие бывают окончания у имён прилагательных в м.роде, ж.роде, ср.роде)

    Называют имена прилагательные и окончания

    - Окончания имён прилагательных разные

    - Окончание имени прилагательного зависит от существительного, с  которым оно связано по смыслу

       

    Называют окончания

    Читают правило

    - По родам

    - По роду имени существительного, с которым оно связано.

    Первичное закрепление новых знаний с проговариванием.

    Взаимопроверка усвоенного правила

    Выполняют соответствующие движения

    Дети самостоятельно выполняют упражнение

    Письмо по памяти

    Самопроверка

    - Род имени прилагательного нужно определять по роду имени существительного, с которым оно связано

    Дети выбирают задания по своему уровню и выполняют их

    Составляют словосочетания

    - В 1-м  - ж.р

      во 2-м - ср.р

       в 3-м - м.р

    Называют окончания

    - Узнали, что имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам;

    - По роду имени существительного.

    Ответы детей

    На шкале успеха ставят себе отметку

    1-я ступенька - «Я не понял»

    2-я ступенька - «Я понял, но не всё»

    3-я ступенька - «Мне всё понятно»

    - самоопределение (Л)

    - постановка познавательной цели (П)

    - планирование, прогнозирование (Р)

    - планирование учебного сотрудничества (К)

    - контроль (Р)

    - учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П)

    - волевая саморегуляция (Р)

    - использование общих приёмов (П)

    - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)

    - использование общих приёмов, знаково-символических средств (П)

    - планирование учебного сотрудничества (К)

    - оценивание усваиваемого содержания (Л)

    - внутренняя позиция и самооценка (Л)

    - контроль и оценка результатов (П)

    - формулирование и аргументация своего мнения (К)

    Слайд 2

    Рабочие тетради

    Слайд 3

    Тетрадь

    Карандаш

    Учебник

    Упр. 124, с. 72

    Учебник, с. 72

    Учебник

    Упр.127, с.74

    тетради

     

    Рисунок солнышка с лучами;

    Тетради

    Слайд 4

    Слайд 5

    Рисунок

    шкалы успеха

    «Лесенка»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

    Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

    Урок русского языка:" Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных."

    Цель: 1. Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, воображение,      орфографическую зоркость.           2. Разв...

    Урок – соревнование по русскому языку. 4 класс.«Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода»

    Цели урока:  - обобщить знания учащихся по теме «Имя прилагательное», совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода....

    Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

    Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

    Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

    Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

    Презентация к уроку по русскому языку 4 класс тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов" учитель Гаряева Валентина Борисовна

    Презентация к уроку русского языка в 4 классе на тему образование имен прилагательных при помощи суфффиксов...

    Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

    Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...