Программа по учебному предмету «Русский язык»
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk.docx61.56 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета  «Русский язык»

Программа по учебному предмету «Русский язык» обеспечивает достижение учащимися начальной школы необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса в соответствии с ФГОС НОО:

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты учебного предмета  «Русский язык»:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Предметные результаты учебного предмета  «Родной язык»:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые результаты, указанные для учебного предмета «Родной язык», достигаются в рамках изучения учебного предмета «Русский язык».

  1. Содержание учебного предмета

1 КЛАСС

Обучение грамоте

Добукварный период (обучение письму).

Пропись – первая  учебная тетрадь.  Гигиенические требования при письме. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Разные типы штриховки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху. Письмо длинной линии. Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Строчная и заглавная буквы  а, А Строчная и заглавная буквы  о, О.Строчная и заглавная буквы  и, И. Письмо изученных букв. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы  у, У. Письмо слов и предложений.

Букварный период (обучение письму).

Строчная и заглавная буквы  н, Н Строчная и заглавная буквы  с, С. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Строчная и заглавная буквы к, К.Строчная и заглавная буквы  т, Т.Строчная и заглавная буквы л, Л. Повторение и закрепление изученного. Строчная и заглавная буквы р, Р.Строчная и заглавная буквы в, В. Строчная и заглавная буквы  е, Е. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Строчная и заглавная буквы п, П. Строчная и заглавная буквы м, М. Строчная и заглавная буквы з, З. Строчная и заглавная буквы б, Б. Строчная и заглавная буквы  д. Д. Строчная и заглавная буквы я, Я. Строчная и заглавная буквы г, Г. Строчная и заглавная буквы ч,Ч. Буква ь. Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы ж, Ж. Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Строчная и заглавная буквы ё, Ё. Проверочное списывание. Строчная и заглавная буквы й, Й. Строчная и заглавная буквы х, Х. Письмо элементов изученных букв. Письмо изученных букв, слогов. Строчная и заглавная буквы ю, Ю. Функция букв е, е, ю, я. Строчная и заглавная буквы ц, Ц. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. Строчная и заглавная буквы э, Э. Строчная и заглавная буквы щ, Щ.Строчная и заглавная буквы ф, Ф.Строчные буквы ь, ъ. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Написание букв русского алфавита. Письмо слов и предложений. Проверочный диктант.

Послебукварный период (обучение письму).

Повторение изученного в букварный период.   Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

   Письмо слов, предложений. Орфографическое оформление  границ предложений в тексте. Определение границ предложений в сплошном тексте. Мягкий знак (ь) в середине и в конце слова как показатель мягкости предыдущего согласного. Соотношение между буквами и звуками.  Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Понятие о слоге, ударении. Тренировка в характеристике звуков (Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих). Парные и непарные по звонкости-глухости и мягкости-твёрдости согласные звуки и соответствующие им буквы.  Правописание ЖИ-ШИ. Правописание ЧА-ЩА. Правописание ЧУ-ЩУ. Правописание ЧН-ЧК.  Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных. Обозначения звука [й] на письме, двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. Списывание текста. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Контрольное списывание. Проверочный диктант.

                                          Русский язык.

Наша речь

Язык - явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.  Устная и письменная речь.

Текст, предложение, диалог.

Текст и предложение. Предложение. Диалог. Роль слов в речи.

Слова, слова…

Роль слов в речи. Слова – названия предметов, признаков предмета, действий предмета. Знакомство с толковым словарём. Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению. Словарный диктант. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

Слово и слог. Ударение.

Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов.

Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Ударение (общее представление).

Ударные и безударные слоги. Знакомство с орфографическим словарём.

Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Звуки и буквы.

Звуки и буквы. Последовательность звуков в слове и их количество. Русский алфавит или азбука. Развитие речи: Наблюдение над изобразительными возможностями языка. Буквы, обозначающие гласные звуки. Развитие речи: Составление развёрнутого ответа на вопрос по сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Буквы Е, Ё, Ю, Я  и их функции в словах. Слова с буквой э. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Работа с орфографическим словарём. Проверочный диктант. Развитие речи: Составление  устного рассказа по рисунку и опорным словам. Согласные звуки и буквы. Развитие речи. Слова с удвоенными согласными Слова с буквами Ии Й. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.                                       Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Перенос слов с мягким знаком. Развитие речи: Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Словарный диктант. Парные глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов. Правописание парных согласных звуков на конце слов.   Проверочный диктант. Развитие речи:  Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Развитие речи:  Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и журавль». Проект «Скороговорки». Заглавная буква в словах. Проект «Сказочная страничка». Контрольное списывание. Контрольный диктант.

Повторение и обобщение изученного материала.

2 КЛАСС

Наша речь

         Значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Виды речевой деятельности человека. Требования к речи. Диалог и монолог.

Текст

Текст. Признаки текста: целостность, связность, закономерность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.  Части текста. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.  

Предложение

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Главные члены предложения 9основа предложения). Словарный диктант. Второстепенные члены предложения.  Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении. Соотнесение предложений со схемами, выбор предложения, соответствующего схеме. Обобщение знаний. Проверочная работа по теме «Предложение. Члены предложения». Обучающее сочинение по картине И.С. Остроухова «Золотая осень».

Слово

Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Развитие речи: Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Работа с толковым и орфографическим словарем. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов. Развитие речи: Изложение текста по данным к нему вопросам.  Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексическое значение слов. Корень слова. Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Различие родственных слов и синонимов, слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём. Проверочная работа по теме «Слова».  Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.  Словарный диктант. Словесное и логическое ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Орфоэпический словарь. Перенос слова по слогам. Употребление пробела между словами, знака переноса. Использование словарей русского языка. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Различие звуков и букв. Значение алфавита. Использование алфавита при работе со словарём. Коллективное составление рассказа по  картине З.Е.Серебряковой «За обедом». Признаки гласного звука.  Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.  

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Словарный диктант. Работа с орфографическим словарём учебника. Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова». Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа  по картине   С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Признаки согласного звука.  Развитие речи: Восстановление деформированного текста по рисунку. Согласный звук й и буква «и краткое». Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз». Коллективное составление рассказа по картине А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь. Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо». Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка: орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Словарный диктант. Проект «Рифма». Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.  Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Умение находить в словах букву согласного звука, написание которой надо проверять. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Разделительный мягкий знак (ь). Словарный диктант. Фонетический разбор слова. Изложение текста по вопросам. Соотношение звукового и буквенного состава. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Контрольное списывание с грамматическим заданием. Составление устного рассказа по серии рисунков.

                                              Части речи

 Соотнесение слов – названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Классификация имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по значению. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. Заглавная буква в написании кличек животных, географических названий. Контрольный диктант по теме «Имена собственные и нарицательные». Составление устного рассказа по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Число имен существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе. Словарный диктант. Синтаксическая функция имени существительного в предложении. Формирование первоначальных представлений о разборе  имени существительного как части речи. Проверочная работа по теме «Имя существительное». Обучающее изложение на материале текста учебника.

Глагол

Глагол как часть речи и его употребление в речи. Распознавание глаголов в речи. Число глагола. Синтаксическая функция глагола в предложении. Формирование навыка правильного употребления глаголов в речи. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголами. Правильное употребление глаголов «одеть» и «надеть» в речи. Проверочная работа по теме «Глагол». Сочинение по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Контрольный диктант. Работа с деформированным текстом. Контрольное списывание с грамматическим заданием. Составление текста – повествования  на предложенную тему.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Словарный диктант. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Единственное и множественное число имен прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Употребление имен прилагательных в единственном и множественном числе. Составление текста–описания по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов». Словарный диктант. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Местоимение

Личное местоимение как часть речи: его значение и употребление в речи. Правописание местоимений с предлогами. Распознавание текстов. Замена в тексте имён существительных личными местоимениями. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Составление текста-рассуждения. Проверочная работа по теме «Местоимение».

Предлог

Общее понятие о предлоге. Роль предлогов в речи. Восстановление деформированного повествовательного текста. Раздельное написание предлогов со словами. Проверочная работа по теме «Предлоги». Проект «В словари – за частями речи!». Контрольный диктант.

Повторение

Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Составление текстов разного типа.  Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу». Контрольный словарный диктант.  Слово и его лексическое значение. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное списывание текста. Однозначные и многозначные слова. Слова-синонимы. Слова-антонимы. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Правописание слов с безударными гласными в слове. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным. Разделительный мягкий знак. Части речи и различение их признаков. Разбор слова как части речи.  Звуки и буквы. Алфавит. Фонетический разбор слов. Заключительный урок. Работа со словарями.

3 КЛАСС

Язык и речь

Единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основе национального самосознания. Виды речи и их назначение. Родной язык как система и как развивающиеся явление.

Текст. Предложение. Словосочетание.

Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Типы текстов. Заглавие текста. Последовательность частей текста (абзацев). Построение текста. Предложение (повторение и углубление представлений о предложении). Виды предложений по цели высказывания и по интонации.  Составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Знаки препинания в конце предложений. Контрольный диктант. Предложения с обращением. Составление предложений по рисунку.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Состав предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложение. Запятая внутри сложного предложения. Словарный диктант. Союзы а, и, но в сложном предложении. Словосочетание (общие представления). Различие предложения,  словосочетания и слова (осознание их сходства и различия). Соотнесение предложений со схемами, выбор предложения, соответствующего схеме. Связь слов в словосочетании. Развитие речи: Сочинение по картине В.Д.Поленова «Золотая осень». Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря, Интернета и др. Однозначные и многозначные слова. Слова в прямом и переносном значении. Синонимы и антонимы. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.

Омонимы. Значение, использование омонимов в речи. Слово и словосочетание.

Фразеологизмы. Первоначальное представление об устойчивых сочетаниях слов. Работа с фразеологическим словарём. Подробное изложение с языковым анализом текста. Представление о словосочетании как сложном названии предмета.

Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Имя числительное (общее представление). Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение». Однокоренные слова. Слово и слог. Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы. Правописание слов с парными согласными звуками. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Контрольный  диктант. Изложение повествовательного текста по вопросам.

Состав слова

Корень слова. Однокоренные слова. Словарный диктант. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова. Чередование гласных и согласных звуков в корнях однокоренных слов. Окончание. Упражнение в нахождении окончаний. Нулевое окончание. Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах. Словарный диктант. Приставка как значимая часть слова. Образование слов с помощью приставки. Контрольный  диктант по теме «Обобщение  знаний о роли приставок». Суффикс как значимая часть слова. Образование слов с помощью суффикса. Сочинение по репродукции картины А.А.Рылова «В голубом просторе». Основа слова. Разбор слова по составу. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Обобщение знаний о составе слова. Подробное изложение повествовательного текста на материале учебника. Проверочная работа по теме «Состав слова». Проект «Семья слов».

Правописание частей слова

Правописание слов с орфограммами. Словарный диктант. Правописание слов с безударными гласными в корне. Два способа проверки слов с безударным гласным в корне. Правописание слов с двумя безударным гласными в корне. Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Слова с буквосочетаниями –оло-, -оро-, -ере-. Работа с орфографическим словарём. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне.  Словарный диктант. Правописание слов с непроизносимым согласным  в корне слова. Контрольное списывание. Контрольный  диктант. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек, -ик в словах, их правописание. Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант.

Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ). Упражнение в написании слов с «ь», «ъ». Составление объявления. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Проверочная работа по теме «Состав слов». Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану.

Части речи

Имя существительное

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное как часть речи. Представление об устаревших словах в русском языке. Начальная форма имени существительного. Работа со словарём. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Подробное изложение текста по плану. Правописание имён собственных. Проект «Тайна имени». Число имен существительных, изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа. Работа с текстом. Письмо по памяти. Род имён существительных. Определение рода имён существительных, употреблённых в начальной и других формах. Имена существительные общего рода. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. Подробное изложение текста. Контрольный диктант по теме. Изменение имен существительных по падежам. Неизменяемые имена существительные. Сочинение по репродукции картины И.Я. Билибина  «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Падеж имен существительных. Словарный диктант. Различие падежных и смысловых вопросов. Начальная и косвенные формы имён существительных. Морфологический разбор имени существительного. Проверочная работа по теме «Имя существительное». Подробное изложение повествовательного текста. Контрольный  диктант. Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона  «Конец зимы. Полдень»

Имя прилагательное

Лексическое значение имен прилагательных. Работа с толковым словарём. Связь имени прилагательного с именем существительным. Словарный диктант. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Текст-описание. Роль имён прилагательных в тексте-описании. Изобразительно – выразительные средства в описательном тексте: эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии). Составление текста описания в научном стиле. Сложные прилагательные (общее представление). Сочинение по картине  М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь». Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). Словарный диктант. Род имен прилагательных. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Правописание родовых окончаний имён прилагательных. Число имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. Падеж имен прилагательных. Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на  -ий,  -ья,  -ов,  -ин. Морфологический разбор имени прилагательного.

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Сочинение - отзыв по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках».

Местоимение

         Личные местоимения 1,2, 3-го лица. Лицо, число, род личных местоимений. Морфологический разбор местоимений. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Сочинение «Письмо другу». Проверочная работа по теме «Личные местоимения».  

Глагол

Значение и употребление глаголов в речи. Распознавание глаголов среди однокоренных слов и форм слов. Упражнение в определении лексического значения глагола. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Глаголы-синонимы. Глаголы, употребляемые в прямом и переносном значении. Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы что делать?  что сделать? Словарный диктант. Единственное и множественное число   глаголов. Изменение глаголов по числам. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись. Времена глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Выборочное подробное изложение текста по опорным словам и плану. Закрепление пройденного материала. Работа со словарями. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Родовые окончания глаголов (-а, -о). Составление текста из деформированных предложений. Правописание частицы НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Контрольный словарный диктант. Контрольный диктант. Проверочная работа по теме «Глагол».

Повторение.

Обобщение изученного о слове, предложении. Фонетический анализ слов. Однокоренные слова. Разбор слова по составу. Правописание значимых частей слов. Части речи. Контрольное списывание. Изложение повествовательного текста. Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями. Работа со словарями.

                                              4 КЛАСС

Повторение

Наша речь и наш язык. Единство и многообразие языкового и культурного пространства России, язык как основе национального самосознания. Признаки текста, план текста. Формулы вежливости. Подробное изложение повествовательного текста.  Типы текстов. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). Предложение. Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.  Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с  обращением. Словарный диктант. Связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения. Основа предложения. Словосочетание. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Проверочная работа по теме «Повторение».

Предложение

Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения при помощи интонации перечисления и союзов (и, а, но). Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составление рассказа по картине И.И.Левитана «Золотая осень». Простые и сложные предложения. Сложное предложение и простое предложение с однородными членами. Словарный диктант. Союзы в сложном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях. Соотнесение предложений со схемами, выбор предложения, соответствующего схеме. Разбор простого предложения. Различение простых и сложных предложений. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Изложение повествовательного текста по плану.

Слово в языке и речи

Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Пополнение словарного состава русского языка иноязычными словами; Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму. Обобщение знаний о лексических группах слов.  Состав слова. Значимые части слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.  Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Выбор из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составление  модели заданного слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Изложение повествовательного деформированного текста. Составление объявления. Части речи. Морфологические признаки частей речи.  Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя числительное. Глагол. Наречие как часть речи. Словарный диктант. Проверочная работа. Сочинение – отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

Имя существительное

Изменение по падежам.  Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме. Несклоняемые имена существительные. Работа со словарём иностранных слов. Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег». Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. 2- е склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения .3-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Сочинение по картине  В.А. Тропинина «Кружевница».

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Именительный и винительный падежи. Родительный падеж. Словарный диктант. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Дательный падеж. Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. Развитие умения распознавать существительные в дательном падеже. Правописание имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах». Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.  Контрольное списывание текста. Подробное изложение повествовательного текста по плану. Склонение имён существительных во множественном числе. Именительный падеж имён существительных множественного числа. Родительный падеж имён существительных множественного числа. Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Правописание окончаний имён существительных множественного числа в винительном падеже. Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. Морфологический разбор имен существительных. Словарный диктант. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». Проект «Говорите правильно!».  

Имя прилагательное

Значение и употребление в речи. Словообразование имен прилагательных. Начальная форма имен прилагательных. Род и число имён прилагательных. Сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка». Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина». Изменение по падежам имен прилагательных. Сочинение по репродукции картины В.А. Серова «Мика Морозов». Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже Именительный, винительный, родительный падежи. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Диктант. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. Склонение имён прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. Словарный диктант. Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода. Письмо по памяти сравнительного описательного текста. Составление сообщения о достопримечательности своего поселка. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Окончания имен прилагательных множественного числа в каждом из падежей. Подробное изложение повествовательного текста. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. Словарный диктант. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». Морфологический разбор имен прилагательных. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант с грамматическим заданием. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Личные местоимения

Личные местоимения. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. Окончания личных местоимений в косвенных формах. Морфологический разбор личных местоимений. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Проверочная работа по теме «Личные местоимения». Изложение повествовательного текста с элементами описания.

Глагол

Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов. Словарный диктант. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам. Распознавание времени глагола. Контрольный диктант. Изложение повествовательного текста по плану. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение). Способы определения спряжения глаголов. 2- е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе. Написание окончаний –ешь, -ишь в глаголах. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

I и II спряжение глаголов настоящего времени.  Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Глаголы-исключения. Морфологический разбор глагола в настоящем и будущем времени. Словарный диктант. Возвратные глаголы. Произношение возвратных глаголов. Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Работа с текстом. Восстановление  деформированного повествовательного текста. Контрольное изложение. Морфологический разбор глаголов. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Проверочная работа по теме «Глагол».

Повторение

Проект «Части речи в русском языке». Контрольное списывание текста.Предложение и словосочетание. Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями. Контрольный словарный диктант. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь». Проект «Лексическое значение слова».  Звуки и буквы. Фонетический разбор слов.

Состав слова. Правописание приставок и предлогов. Орфограммы в корне слова. Части речи. Орфограммы в словах различных частей речи.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1 класс

  1.  

Добукварный период (обучение письму).

17

Букварный период (обучение письму).

67

Послебукварный период (обучение письму).

31

 

 Русский язык. Систематический курс.

50 ч.

Наша речь.

2

Текст. Предложение. Диалог.

3

Слова, слова, слова.

4

Слово и слог. Ударение.

6

Звуки и буквы.

34

Повторение.

1

Итого

  165ч.

2 класс

Наша речь.

3

Текст.  

3

Предложение.

11

Слова, слова, слова.

18

Звуки и буквы.  

60

Части речи.  

57

6.1.

Части речи

2

6.2.

Имя существительное

16

6.3.

Глагол

13

6.4.

Имя прилагательное

13

6.5.

Местоимение

5

6.6.

Предлоги

5

6.7.

Обобщение по разделу «Части речи».

3

Повторение. 

18

  Итого

 170 ч.  

3 класс

Язык и речь.  

2

Текст.  Предложение. Словосочетание.

15

Слово в языке и речи.

18

Состав слова.  

47

Части речи.  

75

5.1.

Имя существительное

32

5.2.

Имя прилагательное

20

5.3.

Местоимение

5

5.4.

Глагол

20

Повторение. 

11

  Итого

170 ч.

4 класс

Повторение .

13

Предложение.  

10

Слово в языке и речи.

20

Имя существительное.

41

Имя прилагательное.

33

Местоимение.

8

Глагол.

34

Повторение .

11

  Итого

170 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Рабочая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс, начальное общее образование

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса на 2017-2018 учебный год

МКОУ Тойдинская СОШПанинского муниципального района Воронежской области   РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Русский язык» для 4 класса н...

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса по учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»  для 4  класса по учебнику  «Русский язык»    В.П. Канакина, В. Г. Горецкий...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для 3 класса начального общего образования на 2019- 2020 учебный год

Программа разработана на основе рабочей программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П. Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России». М. «Просвещение», 2019 г.; уче...