Урок русского языка во втором классе"Буквосочетания ЧК,ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

 Цели: развивать навыки правописания слов с сочетаниеми ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научаться писать в словах сочетания ЧК, ЧН,ЧТ, ЩН,НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографическик ошибки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

       Словарная работа

(На доске написаны слова)

Язык, языковед, языкастый.

    - Прочитайте группу слов.

    - Что у них общего?

    - Спишите слова, Поставьте ударение, опредилите непроверяемую гласную.

    - Какие еще однокоренные слова вы можете подобрать? (Язычок)

3.Самоопределение к деятельности

    - На какие группы можно разделить следующие слова?

   Бол..., кол...цо, ноч...ной, лос..., кон...ки, хищ..ный, ден..., пал...то, кон..чик.

    -Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что вы о них можете сказать?

   - Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?

   - Как обозначите мягкость согласного в первом столбике?

   - Во втором столбике?

   - Что общего в написании орфограммы в первом и втором столбике?

   - Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьм столбике?

   - Какую букву поставимдля обозначения мягкости согласных в этом столбике?

   - Открой те учебник на с.3. Прочитайте, чему мы сегодня будем учиться.

   - Откройте учебник на с.4. Прочитайте название темы сегодняшнего урока..

4. Работа по теме урока

Упр. 1 (с.4)

   - Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

   - Назовите слова с непрными шипящими согласными звуками.

   - Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули?

Упр. 2 (с.4)

   - Найдите условный значок. Что он обозначает?

   - Почему в выделенных буквосочетаниях не обозначена на письме мягкость согласных звуков [Ч"] [Щ"]?

   - Выполните задание самостоятельно.

Физкультминутка

          Раз - подняться, потянуться,

          Два - нагнуться, разогнуться,

          Три - в ладоши три хлопка,

          Головою три кивка.

          На четыре - руки шире,

          Пять - руками помахать,

          Шесть - на место тихо сесть.

6. Закрепление изученного материала

 1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой

     - Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

                                    Разноцветные сестрицы заскучали без водицы.

                                    Дядя, длинный и худой, носит воду бородой,

                                    И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.    (Краски и кисточка)

                                                    Что это за галочки? Ниточка на палочке.

                                                     Палочка в руке, а ниточка в реке.     (Удочка)

                                     В деревянном домике заскучали гномики.

                                     Уж такие добряки - раздают всем огоньки.    (Спички)

                                                        На ветах плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки    (Почки)

                                      С именем вкусным, не бывает грустным,

                                      Смотрят весело вокруг, он Незнайке лучший друг.   (Пончик)

   - Подчеркните буквосочетания НЧ, ЧК.

2. Работа по учебнику.

  Упр.4 (с.5)

    (Выполняется самостоятельно)

   Упр.3 (с.5)

(Дополнительное задание. Выполняется самостоятельно)

   - Какие буквосочетания вы подчеркнули в словах?

7. Рефлексия

  (На доске записаны слова)

Кон...ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол..ной.

    - Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму.

(Самопроверка.)

   - Оцените себя с помощью "светофора".

8. Подведение итогов урока

   - Как называется орфограмма. с которой мы познакомились на уроке?

   - Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний?

   - Все ли вам было понятно?

   - Какое задание вам было интересно выполнять?

 Домашнее задание

  Выполнить упр. 5(с.5)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл окружающий мир28.09 КБ

Предварительный просмотр:

"Экологическая тропинка"

Разделы: Биология


Одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания является игра. Игра не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность. Экологическая игра ежегодно проводимая в летнем пришкольном лагере, носит комплексный характер. Она требует от участников не только знаний по основам экологии, биологии и природоведению, но и умения ориентироваться в разнообразном мире лекарственных и ядовитых растений, оказывать первую медицинскую помощь и действовать по сигналам тревоги.

Цель игры: научить детей бережно относится к природе, развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.

Распределить участников на 5 команд. Команды получают маршрутные листы.

СТАНЦИЯ 1: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ

Примеры экологических “кричалок”

1. Экология, друзья, наука очень нужная,
Без нее ты ни за грош в этой жизни пропадешь.

2. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!

3. Дерево, трава, цветы и птица 
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.

4. Береги природу, друг, 
И красиво будет все вокруг!

5. Ты люби природу, лес, 
Вырастет он до небес!

СТАНЦИЯ 2: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Участники получают вопросы на карточках:

1. Зачем зайцу большие уши?

Варианты ответов: 
а) чтобы лучше слышать;
б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).

2. Зачем страус голову в песок прячет?

Варианты ответов: 
а) от страха;
б) разыскивает пищу; 
в) освобождается от паразитов (засунет в горячий песок и ждёт сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты).

3. Почему у дятла мозги целы, хотя он постоянно стучит клювом о дерево?

Варианты ответов: 
а) мозги маленькие; 
б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань); 
в) череп очень крепкий.

4. Почему дрожит мышка?

Варианты ответов: 
а) боится кошки;
б) проветривает шкурку;
в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);

5. Зачем белке хвост?

Варианты ответов:
а) чтобы греться;
б) для красоты;
в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).

СТАНЦИЯ 3: ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ

Задание – отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ:

  1. Любитель зимнего плавания. (Морж.)
  2. Промежуточная опора моста. (Бык.)
  3. Пешеходный переход. (Зебра.)
  4. Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь.)
  5. Автобусный безбилетник. (Заяц.)
  6. Длинный рычаг у колодца. (Журавль.)
  7. Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница.)
  8. Любитель очень рано вставать. (Жаворонок.)
  9. Любитель очень поздно ложиться. (Сова.)
  10. Небольшой выступ на передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания. (Мушка.)
  11. Сторона монеты, противоположная решке. (Орел.)
  12. Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь.)
  13. Детская игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси. (Волчок.)
  14. Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо. (Змей.)
  15. Пупырышки на коже от холода или озноба. (Мурашки – муравьи.)

СТАНЦИЯ 4: КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ

Задание – вспомните, как “разговаривают” следующие птицы и звери и покажите пантомиму. (Каждая команда по очереди вытягивает по 3 карточки и 3 минуты готовится к пантомиме.)

– голубь… (воркует);
– утка… (крякает);
– филин… (ухает);
– гусь… (гогочет);
– воробей… (чирикает);
– ворона… (каркает);
– медведь… (ревет);
– коза… (блеет);
– конь… (ржет);
– свинья… (хрюкает);
– слон… (трубит);
– комар… (пищит, крыльями);
– пчела… (жужжит, гудит).

СТАНЦИЯ 5: ЗАГАДКИ

(Каждой команде по очереди загадывают загадки, на которые сходу отвечают)

1. Не корень, а в земле, 
Не хлеб, а на столе. 
И к пище приправа, 
И на микробов управа. (
Лук)

2. Он похож на огурец
И такой же молодец!
Греет солнцем свой бочок
Сочный, вкусный... (
Кабачок)

3. В огороде вырастаю 
А когда я созреваю, 
Варят из меня томат, 
В щи кладут 
И так едят. (
Помидор)

4. Закопали в землю в мае 
И сто дней не вынимали, 
Не одну нашли, а десять! 
Как ее название дети? (
Картофель)

6. Красная мышка 
С белым хвостом 
В норке сидит 
Под зеленым листом. (
Редиска)

7. Летом – в огороде, свежие, зеленые, 
А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (
Огурцы)

8. С королевой овощей 
Подружитесь поскорей! 
На столе не будет пусто,
Если вырастишь... (
Капуста)

9. В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками.
Если красный, пламя прячет –
Тот, кто съест его, заплачет.
Если сочным славен тельцем,
То зовется сладким... (
Перец)

10. Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Борщ, свекольник, винегрет...
Без тебя уж не обед!
Цвет у блюд совсем не блеклый.
И зовем тебя мы... (Свекла)

СТАНЦИЯ 6: УГАДАЙ-КА

Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:

Гена (крокодил)
Рикки-Тикки-Тави (мангуст)
Каа (удав)
Людвиг 14 (лисенок)
Матроскин (кот)
Серая шейка (утка)
Шушара (крыса)
Торила (черепаха)
Балу (медведь)
Шарик (пес)
Мурка (корова)

СТАНЦИЯ 7: РЫБНАЯ

Буквы рассыпались. Из этих букв нужно составить название рыб. Кто больше?

тапвол (плотва); балакам (камбала);
ёгмас (сёмга); дукса (судак); 
торёс (осётр); арьсак (карась); 
щел (лещ); щаук (щука); 
ганава (навага); секрат (треска); 
шкарюко (корюшка); куала (акула).

СТАНЦИЯ 8: ОВОЩНОЙ КРОССВОРД

Расшифруй кроссворд, назови известные тебе овощи и узнаешь, что нужно летом делать на грядках в огороде, чтобы получить хороший урожай. (ПРОПОЛКА). Команды получают лист с рисунками-подсказками.

СТАНЦИЯ 9: ПОРЕШАЕМ – ПОДУМАЕМ (команды получают листочки с задачами)

  1. Тополь называют рекордсменом по росту среди деревьев. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце. На сколько см вырастает саженец тополя за лето?

100 – 30 = 70 см

  1. Известно, что только в 8 случаях из 100 лесные пожары возникают без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В скольких случаях причиной пожара является человек?

100 – 8 = 92 случая

  1. Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3 кг выхлопных газов. Сколько кг вредных веществ этот автомобиль выбрасывает в атмосферу в месяц (за 30 дней)?

30 * 3 = 90кг

  1. Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает дерево. Ученики школы собрали 300 кг макулатуры. Сколько деревьев они спасли?

300 / 60 = 5 деревьев

  1. За лето одна мышь уничтожает 1 кг зерна, а одна сова за этот период уничтожает 1000 мышей. Сколько тонн зерна спасает одна сова?

1000 * 1 = 1000кг = 1 т зерна

СТАНЦИЯ 10. ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ

  1. У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени.)
  2. У кого есть зубы, но нет языка, рта? (У пилы, у расчески, у шестеренки.)
  3. У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки.)
  4. У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у рябины.)
  5. У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана, у кресла.)
  6. У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана.)
  7. У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон, у чашек и кружек.)
  8. У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у чайника.)
  9. У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек? (У спички, у булавки, у луковицы.)
  10. У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева, у кустарника.)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Название команды ____________________________

№ станции

Название станции

Количество баллов

1

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ

 

2

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

 

3

ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ

 

4

КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ

 

5

ЗАГАДКИ

 

6

УГАДАЙ-КА

 

7

РЫБНАЯ

 

8

ОВОЩНОЙ КРОССВОРД

 

9

ПОРЕШАЕМ – ПОДУМАЕМ

 

10

ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ

 

Итого

 

 

21.04.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Корень слова" урок русского языка во втором классе

Тема урока: Корень слова:Цель: Создать условия для формирования умения распознавать однокоренные слова и выделять корень: уточнение представлений о том, что корни в словах пишутся одинаково; раз...

Урок русского языка во втором классе (урок- закрепление).

·        Развивать умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце слова;·        Воспитывать коллективизм, ум...

План - конспект урока обучения чтению в первом классе и урок русского языка во втором классе. УМК Перспективная начальная школа

ФИО (полностью)Агафонова Антонина ВладимировнаМесто работыМАОУ «Окунёвская СОШ» Тюменская обл., Омутинский р.-н с.ОкунёвскоеДолжностьУчительПредметОбучение чтению (обучение грамоте)   и русс...

Урок русского языка для 2 класса "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Урок обобщения изученных орфограмм "Жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Конспект конкурсного урока русского языка во 2 классе "Буквосочетания жи/ши, ча/ща, чу/щу"

В данном материале представлен конспект урока русского языка для 2 класса. Цель урока - закрепить умение правильно писать слова с сочетаниями жи/ши, ча/ща, чу/щу....