Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК "Школа России" ФГОС
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Долженкова Татьяна Ивановна

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование по русскому языку для 3 класса по УМК "Школа России". Авторы учебника В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа  предмета «Русский язык»   предметной  области  Русский язык и литературное  чтение» для учащихся 1-4 классов  составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (c изменениями и дополнениями)
  2. Федеральный   государственный   образовательный  стандарт начального  общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации № 373  от 06.10. 2009 г. (с изменениями и дополнениями)

3.Постановление  Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН)( со всеми  изменениями и  дополнениями);

4. В.П.Канакина,В.Г. Горецкий "Русский язык" /УМК "ШКОЛА РОССИИ"/.

5.Примерная основная  образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 8 апреля 2015 г ( со всеми  изменениями  и дополнениями).

6.Основная  образовательная  программа начального общего образования  МОУ  СОШ  п. Баляга.

7.Положение  о рабочей программе  учителей начальных классов   МОУ  СОШ  п. Баляга.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

 - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 - овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

 - воспитание эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи, решаемые при  изучении предмета:

- освоение первоначальных знаний о лексике,  фонетике, грамматике русского языка;

- развитие устной диалогической и монологической речи школьников, умения письменно излагать свои мысли в виде текста;

- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);

- активизация мыслительной, познавательно – языковой и коммуникативно – речевой деятельности учащихся;

- создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку;

- закрепление гигиенических навыков письма и совершенствование графических и каллиграфических навыков письма.

 Целью работы по чистописанию является формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма.

      В задачи специальных занятий входит развитие мелких мышц и свободы движения руки (предплечья, кисти, пальцев),  отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности и плавности письма.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В 1 классе — 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели): из них 115 часов (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 часов (10 учебных недель) — урокам русского языка.

Во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по136 часов (4часа  в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

 

Результаты освоения учебного предмета

     Требования к уровню подготовки учащихся

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные  результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского Общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками | различных социальных ситуациях,\умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на  мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  к реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения  коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации Информации.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата
  • Активное использование речевых средств и средств для решения  коммуникативных и познавательных задач
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

Содержание  тем учебного предмета

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков.

Использование на письме разделительных Ь и Ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, Ю., я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Единственное и множественное число существительных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число прилагательных. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Единственное и множественное число  глаголов. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.

Местоимение. Общее представление о местоимении.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
  • сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроизносимые согласные;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова ©   гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
  • разделительные ъ и ь;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Язык и речь (2 ч)

Наша речь и наш язык.

Текст. Предложение. Словосочетание (9ч)

Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.

Слово в языке и речи (20 ч)

Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).

Состав слова (14 ч)

Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.

Правописание частей слова (23ч)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным  твердым знаком (ъ).

Части речи (1ч)

Повторение и углубление представлений о частях речи.

Имя существительное (27 ч)

Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.

Имя прилагательное (15 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.

Местоимение (4 ч)

Лицо, число, род личных местоимений.

Глагол (15 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Повторение (6 ч)

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык Учебник: 3класс.В 2 ч. -М. «Просвещение», 2013(с приложением на электронном носителе)

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. к УМК  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого ("Школа России")

Словари по русскому языку (толковый, фразеологический, морфемный, словообразовательный).

 Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). www.festival.1september.ru

4. www.km.ru/education

5. www.uroki.ru

Описание материально-технического обеспечения

Оборудование рабочего места учителя.

Классная доска с набором приспособлений для крепления  таблиц.

Магнитная доска.

Интерактивная доска.

Персональный компьютер с принтером. 

Мультимедийный проектор.

Телевизор.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Учебная деятельность

1

Наша речь.Виды речи

Воспроизвести представление о речи и ее значении в жизни человека; развивать умение передавать содержание рисунка

2

Наш язык

Познакомиться с понятием «хорошая речь», уточнить представления  о языке как средстве общения, о языке как системе знаний, сравнить чем отличаются язык и речь

3

Что такое текст?

Типы  текстов

Уточнить представление о тексте и его признаках, воспроизвести знания о теме, главной мысли, заголовке, частях текста

Воспроизвести представления учащихся о  типах текстов и их распознавания

4

Что такое предложение?

Воспроизвести знания о предложении, правильно оформлять предложение на письме,  находить главные члены предложения

5

Виды предложения по цели высказывания

Познакомиться  с особенностями предложений, разных по цели высказывания

6

Виды предложений по интонации

Уточнять представления о предложениях, разных по интонации,  выбор знаков препинаний

7

Что такое обращение?

Иметь представление  о словах- обращениях, научиться  ставить знаки препинания , составление предложений и текстов по рисунку

8

Главные и второстепенные члены предложения

Развивать умение определять главные и второстепенные члены предложений,  распознавать распространенные и нераспространенные предложения, работать с памяткой «Как дать характеристику предложению»,

9

Простое и сложное предложения

Различать простые и сложные предложения, составлять
сообщение по таблице «Простое
и сложное предложение»,объяснять знаки препинания внутри сложного предложения, рассуждать при определении характеристик заданного предложения, составлять из двух простых предложений одно сложное;

10

Сочинение по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень»

Формировать умение составлять описательный текст по репродукции картины

11

Входной контрольный диктант

Применять полученные знания на практике.

12

13

Словосочетание

Различать словосочетание
и предложение, выделять в предложении словосочетания, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами
в словосочетании и предложении

14

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю, распознавать многозначные
слова.

15

Синонимы и антонимы

распознавать слова в прямом и переносном значении;, со словарями синонимов и антонимов;
находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте; подбирать к слову синонимы и антонимы, находить  в словаре необходимую информацию о слове.

16

Омонимы

распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

 работать со словарем омонимов, находить в нем нужную информацию о слове

17

Слово и словосочетание

различать слово и слово-
сочетание как сложное название предмета, устанавливать связь слов в сло-восочетании,  графически обозначать главное и зависимое слово в словосочетании,

18

Фразеологизмы

работать со словарем фразеологизмов
и находить в нем нужную информацию,

объяснять лексическое значение слова, определять фразеологизмы
и уметь объяснять их значения

19

Обучающее изложение

Уметь  определять тип, тему текста и его части; подбирать заголовок к тексту, передавать содержание текста с использованием тех средств выразительности, которые даны в тексте-образце

20

Части речи

Составлять сообщение на тему «Что я знаю о частях речи», опираясь на сведения таблицы, определять тип предложений по интонации
и цели высказывания, части речи по их признакам; различать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; знать и правильно
писать слова собственные имена существительные; распознавать число имен существительных, осуществлять замену имен существительных местоимением (синонимом)

21

Имя существительное

22

Имя прилагательное

Воспроизвести и уточнить представление о признаках имен прилагательных,  их роли в речи,

23

Глагол

Воспроизвести и уточнить представление у о глаголе как части речи

24

Что такое имя числительное?

Иметь представление об имени числительном как части речи

25

Однокоренные слова

Распознавать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы,
слова с омонимичными корнями

26

Звуки и буквы.

Гласные звуки

Иметь представление о гласных звуках и буквах, обозначающих гласные звуки, о роли гласных букв в слове; знать правило определения буквы для обозначения на письме безударных гласных звуков, обозначать корень

27

Звуки и буквы.

Согласные звуки

Иметь представление о согласных звуках и буквах, их  обозначающих, об условном звуковом обозначении, об особенностях шипящих согласных звуков; правильно произносить согласные звуки и называть согласные буквы; правильно писать гласные после шипящих, словарные слова, выполнять звукобуквенный разбор слова, знать правило обозначения парных по глухости -звонкости согласных звуков буквами, подбирать слова на правило обозначения парных согласных звуков буквами.

28

Звонкие и глухие согласные звуки.

Разделительный  Ь

Совершенствовать умение учащихся правильно обозначать на письме парные по глухости-звонкости согласные звуки

Совершенствовать умения учащихся писать слова с разделительным мягким знаком и другими орфограммами

29

Обучающее изложение

Учиться  определять тему текста и его частей, подбирать языковой материал соответственно вопросам плана , последовательно излагать содержание текста

30

Обобщение изученного.

Проект "Рассказ о слове"

Подбирать из разных источников информацию
о слове и его окружении, составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации

31

Контрольный диктант по теме"Слово в языке и речи"

Записывать текст под диктовку

32

Что такое корень?

Как найти в слове корень?

Работать с теоретическим материалом учебника; находить в слове корень и выделять его; применять алгоритм действий для решения орфографических задач, определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм, находить и отмечать в словах орфограммы,

.

33

Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Сложные слова

Находить однокоренные слова, объясняя выбор; определять чередования в корнях слов

34

Что такое окончание?

Как найти в слове окончание?

Развивать умение распознавать формы одного слова, формировать представление об окончании как об изменяемой части слова, его роли в образовании форм слова, его роли в словосочетании и предложении

35

Окончание слова

Обобщить знания учащихся о признаках окончания как части слова, развивать умение находить в слове окончание, развивать умения различать однокоренные слова и формы одного слова , составлять из деформированных слов  предложения, из предложений - текст

36

Что такое приставка?

Как найти  в слове приставку?

Формулировать выводы и сравнивать их с предложенными в учебнике,

находить слова с приставками

37

Значение приставок

Определять лексическое значение приставок, подбирать слова с антонимичными приставками, расширять представление
о грамматических нормах русского языка

38

Что такое суффикс?

Как найти слове суффикс?

Выделять главные признаки
суффикса; подбирать слова с данными суффиксами, образовывать слова по заданной схеме,

39

Значение  суффиксов

Находить и выделять суффиксы, давать определение суффикса.

выделять главные признаки суффикса; подбирать слова с данными суффиксами, образовывать слова по заданной схеме; находить оттенки лексического значения, которые вносят суффиксы в слова

40

Сочинение по картине А.А. Рылова"В  голубом просторе"

выполнять задания и упражнения, составлять текст-описание по картине, соблюдая логику изложения и пользуясь эмоциональными, речевыми и языковыми средствами выразительности ,составлять словарик, необходимый для описания репродукции картины

41

Что такое основа слова?

Выделять в словах основу слова,

 работать со «Страничкой для любознательных»: словообразовательная статья в словообразовательном словаре; работать с форзацем учебника «Словообразование»: группы однокоренных слов и способы
их образования

42

Обобщение изученного

тест

Систематизировать знания  о значимых частях слова, развивать умение находить в слове значимые части, находить слово по заданной модели

43

Контрольный диктант по теме "Состав слова"

Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы; учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, проявлять интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

44

Работа над ошибками.

Обучающее изложение

Совершенствовать умения определять тему и главную мысль, подбирать названия к тексту, соотносить части текста с данным планом

45

Проект "Семья слов"

Выполнять самостоятельную работу над проектом, защиту проекта
(презентации), выбирать формы презентации, аргументировать собственную позицию.

обсуждать представленные проекты, аргументировав свое положительное или отрицательное отношение
к услышанному

46

В каких значимых частях слова есть орфограмма?

Правописание слов с безударными гласными в корне

Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм, находить и отмечать в словах орфограммы, обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности; подбирать проверочные слова с заданной орфограммой; объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

47

48

Правописание слов с безударными гласными в корне

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

49

50

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

51

Обучающее изложение

Определять тему текста (подбирать заглавие), основную мысль, соотносить пункты плана и части текста, анализировать языковые особенности текста (авторские средства выразительности, средства связи), анализировать слова с точки зрения их строения,

составлять план работы по анализу текста

52

53

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Развивать умение правильно подбирать однокоренные слова для проверки слов с непроизносимыми согласными в корне, ознакомить со словами, имеющими сочетание  -сн-

Сопоставить правила правописания слов с непроизносимыми согласными и парными по глухости-звонкости согласными

54

55

Правописание слов с удвоенными согласными

Развивать умение различать двойные согласные в разных частях слова и записывать слова с двойными согласными

56

Сочинение по картине В.М.Васнецова"Снегу-рочка"

Учиться  рассматривать картину, составлять по ней  описательный текст, высказывать свое отношение к картине

57

Контрольный диктант

по теме"Правописание корней"

Проверить умение писать слова с непроверяемыми согласными  в корне, осуществлять самопроверку

58

59

60

Работа над ошибками

Правописание суффиксов и приставок

Сформировать общее представление о правописании суффиксов и приставок, познакомить с правописанием суффиксов –ик-\ -ек-, совершенствовать навык правописания суффиксов в словах, познакомить с правописанием суффикса –ок -после шипящих под ударением

61

62

Правописание приставок и предлогов

Уточнить представление о приставке и предлоге, их роли в слове (для приставок), в словосочетании и в предложении (для предлогов), развивать умение распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте, правильно писать приставки и предлоги

63

Правописание слов с разделительным  Ъ

тест

Познакомиться  с правилом употребления разделительного твердого знака в словах,

Развивать умение распознавать слова с разделительным твердым знаком и слова с разделительным мягким знаком, формировать умение писать слова с разделительным твердым знаком

64

Контрольный диктант по теме"Правописание частей слова"

Осознавать познавательную задачу, самостоятельно решать ее;
воспринимать смысл читаемых текстов.

65

66

Работа над ошибками

Разделительные твёрдый и мягкий знаки

Развивать умение правильно писать слова с разделительным твердым и мягким знаками,  познакомиться  с правилом переноса слов с «ъ».

67

Проверочная работа по теме "Состав слова"

Совершенствовать умение обосновывать написание слов с разделительными твердым и мягким знаками и другими орфограммами, правильно писать слова

68

Работа над ошибками. Закрепление пройденного

Уметь работать над ошибками, иметь  представление об объявлении как об одном из видов деловой речи

69

Учебник  «Русский язык»  часть 2

Части речи

Делить  части речи на самостоятельные и служебные. Определять  по изученным признакам слова различных частей речи, осуществлять классификацию. Овладевать  диалогической и монологической формами речи

70

71

Значение и употребление  имен  существительных в речи

Ставить вопросы в словосочетаниях ,распознавать имена существительные среди слов других частей речи,

ставить к ним вопросы, ознакомить с начальной формой имени существительного

72

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Уточнять  и углублять представления о лексическом значении слова. Образовывать  однокоренные слова с помощью суффикса, использовать синонимы

73

Изложение повествовательного текста

Совершенствовать умения письменно передавать содержание повествовательного текста, использовать авторские слова для передачи содержания

74

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Собственные и нарицательные имена существительные

Учить находить и исправлять ошибки, воспроизвести знания об именах собственных и нарицательных, развивать умение узнавать и писать собственные имена существительные

75

Проект "Тайна имени"

Использовать  алфавит при работе со словарями. Осмысленно читать  текст, соотносить  имя с его толкованием. Строить  монологические высказывания. Овладевать нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ

76

77

Число имён существительных

определять число имен существительных, провести наблюдение над именами существительными, которые  употребляются в форме единственного числа, Развивать умения определять число имен существительных, составлять предложение из слов, писать текст по памяти

78

79

Род имён существительных

Иметь представление о признаках определенного рода имен существительных,

определять род имен существительных, употребленных в начальной и косвенной форме

80

81

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Углубить знания о роли мягкого знака в слове, познакомиться с постановкой мягкого знака на конце существительных после шипящих

82

Обучающее изложение

Осознавать  безошибочное письмо как одно из проявлений собственно го уровня культуры, применять  орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственного текста;  

83

Контрольный диктант по теме" Имя существительное"

Осознавать познавательную задачу, самостоятельно решать ее;
воспринимать смысл читаемых текстов.

84

Работа над ошибками

Склонение имён существительных

Познакомиться с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другими словами, 

85

Падеж имён существительных

формировать умение склонять имена существительные ( с  ударными окончаниями) в единственном числе, ознакомиться  с приемами определения падежей имен существительных

86

Сочинение по картине И.Я.Билибина

 "Иван - царевич и лягушка-квакушка"

Познакомиться с несклоняемыми именами существительными, развивать умение составлять текст и писать сочинение по  репродукции картины и по вопросам

87

Именительный падеж

Формировать  представление об именах существительных в именительном падеже, о признаках этого падежа

88

Родительный падеж

Формировать представление об именах существительных  в родительном падеже, признаках этого падежа

89

Дательный падеж

Формировать представление об именах существительных в дательном падеже, о признаках этого падежа

90

Винительный падеж

Формировать представление о винительном падеже имен существительных, признаках этого падежа

91

Творительный падеж

Формировать представление об  именах существительных в творительном падеже, развивать  умение распознавать существительные  в творительном падеже, совершенствовать умение составлять предложения

92

Предложный падеж

Формировать представление об именах существительных  в предложном падеже, о признаках этого падежа, совершенствовать умения составлять предложения

93

Обучающее изложение

Развивать умение озаглавливать текст, составлять план текста, использовать авторские слова при передаче содержания текста

94

Обобщение изученного. тест

Проект "Зимняя страничка"

Обобщить  знания о падежах имен существительных, развивать умение распознавать имена существительные в разных падежных формах

95

Сочинение по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень"

Развивать умение воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст

96

Контрольный диктант по теме"Правописание падежных окончаний имён существительных"

Использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Применять  правила правописания и пунктуации. Разбирать имя существительное как часть речи; указывать  признаки имени существительного

97

98

Работа над ошибками

Значение и употребление имён прилагательных в речи

Развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте

99

Роль прилагательных в тексте

Развивать умение распознавать имена прилагательные среди однокоренных слов, подбирать к именам прилагательным синонимы и антонимы

100

Текст-описание.

Отзыв по картине М.А.Врубеля"Царевна -Лебедь"

Познакомиться  с научным и художественным описанием предмета, с особенностями научного и делового описания, Развивать умение составлять описание выбранного предмета (растения) по вопросам учителя

101

Род имён прилагательных

Ознакомиться  с изменением имен прилагательных по родам, развивать умение определять род имен существительных и прилагательных

102

103

Изменение имён прилагательных по родам

Развивать умения изменять имя прилагательное по родам (в единственном числе) в зависимости от рода имени существительного

104

105

Число имён прилагательных

Уметь  писать родовые окончания имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам, иметь представление о том, что имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются, развивать умения писать окончания в форме множественного числа имен прилагательных,  

106

107

Изменение имен прилагательных по падежам

Познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по падежам

Развивать умения распознавать род, число имен прилагательных, ставить  вопрос к именам прилагательным, познакомить с начальной формой имен прилагательных

108

Обобщение изученного

тест

Учить выделять признаки имени прилагательного как части речи, развивать умение правильно писать окончания имен прилагательных в форме единственного и множественного числа

109

Контрольная работа  по теме"Имя прилагательное"

осознавать познавательную задачу, самостоятельно решать ее;
воспринимать смысл читаемых текстов.

110

Работа над ошибками

Отзыв по картине А.А.Серова"Девочка с персиками"

Учиться  воспринимать картину (портрет), создавать по ней текст, правильно употреблять  в тексте имена прилагательные

111

Проект"Имя прилагательное в загадках"

Различать части речи, распознавать  имя прилагательное, называть его начальную форму, род ,соотносят схему и часть речи, определяют роль имен прилагательных в загадках, придумывают загадки, рисовать  к ним картинки

112

Личные местоимения

Познакомиться с личными местоимениями и их признаками, изменением местоимений 3-го лица в единственном числе по родам, формировать умение правильно употреблять местоимения 3-го лица в речи

113

Изменение личных местоимений по родам

Формировать умение правильно употреблять местоимения 3-го лица в речи, развивать умение правильно употреблять местоимения в речи, совершенствовать умение составлять предложение и текст

114

Обобщение по теме"Местоимение"

Обобщить знания о местоимении как части речи, совершенствовать умение употреблять местоимения в речи

115

Ознакомление с особенностями текста-письма

Развивать умение работать над ошибками, обобщить знания о местоимении как части речи, познакомить с особенностями текста-письма

116

117

Значение и употребление глаголов в речи

Развивать навык распознавания глагола как части речи.уточнить функции глагола в речи,

Развивать умение ставить вопросы к глаголам, наблюдать над оттенками значений глаголов, ролью глаголов  в предложении, развивать умение находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и общему лексическому значению

118

119

Неопределённая форма глаголов

Познакомиться  с особенностями глаголов в неопределенной форме, учить распознавать эти глаголы, образовывать однокоренные глаголы в неопределенной форме с приставками, развивать умение находить начальную форму глагола, находить изученные части речи, подбирать к ним антонимы, наблюдать над употреблением в речи устойчивых сочетаний слов

120

Число глаголов

Воспроизвести знания учащихся о числе глаголов, развивать умение определять число глаголов и изменять глаголы по числам, Развивать умение определять форму единственного и  множественного числа

121

Времена глаголов

Иметь общее представление о временных формах глагола, познакомиться  с особенностями каждой временной формы, учить различать время глагола по вопросу и значению,

122

Времена глаголов

Глаголы 2 лица ед.ч.

Учиться распознавать глаголы в настоящем и будущем времени, познакомиться  с написанием глаголов, отвечающих на вопрос  что делаешь?

123

124

Изменение глаголов по временам.

Обучающее изложение

Наблюдать за изменением глаголов по временам, развивать умения распознавать время глагола и изменять форму времени глагола, развивать умение определять временную форму глагола, изменять глаголы по временам

125

Род глаголов в прошедшем времени

Познакомиться с формами изменения глаголов в прошедшем времени, развивать умения определять род глагола в единственном числе прошедшего времени

126

Правописание частицы не с глаголами

Уточнить знания учащихся о написании глаголов с частицей не, развивать навык  правильного произношения глагольных форм, совершенствовать умение правильно писать слова с приставками, частицей не и с другими орфограммами

127

128

Обобщение изученного по теме "Глагол"

тест

Обобщить и систематизировать знания о глаголе как части речи

129

Контрольная работа по теме"Глагол"

Проверить знания учащихся о глаголе, написание слов с изученными орфограммами

130

Работа над ошибками

Развивать умение работать над ошибками

131

136

Повторение

Систематизировать знания учащихся по различным темам курса русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...